Облака изменяют все, и ничто не меняется больше, чем роль CIO.
Как показывает недавно опубликованное исследование IDG «Положение CIO в 2017 г.» (State of the CIO 2017), CIO по-прежнему поддерживают неустойчивое равновесие «между разработкой технологической стратегии и стимулированием инноваций в бизнесе, осуществляя контроль за такими обычными функциональными задачами ИТ, как управление затратами, переговоры с производителями, управление кризисами и совершенствование операций».
Однако, хотя это не утверждается в явном виде, подразумевается, что облачные сервисы продолжат играть важную роль в повышении эффективности работы CIO. Например, облачные вычисления являются сейчас выбираемым предприятиями по умолчанию способом предоставления новых сервисов независимо от того, были ли они официально санкционированы и приобретены ИТ-подразделениями. Это соответствует потребности бизнес-менеджеров «просто решать задачи», поскольку удобство и скорость, как отмечают многие комментаторы, всегда будут важнее соображений безопасности и организации процесса. Ниже мы вернемся к этой теме.
CIO в переходном состоянии
Правда, в исследовании отмечается, что CIO рассчитывают тратить гораздо меньше времени на обеспечение функционирования ИТ в связи с постепенным превращением их в обеспечивающих трансформацию и играющих более стратегическую роль.
«CIO с радостью воспринимают свою эволюцию от получающих и исполняющих приказы к стратегам и обеспечивающим ведение бизнеса», — говорится в исследовании. На то есть причина. CIO считают, что это приносит больше плодов не только с точки зрения удовлетворенности работой, но и в смысле вознаграждения.
На практике это означает, что они проводят больше времени с бизнес-менеджерами и высшим руководством и тратят меньше времени на контролирование текущей деятельности. Такой переход возможен благодаря облакам. Облачные вычисления приносят также стандартизацию функций и сервисов, что, в свою очередь, открывает возможность автоматизации. А автоматизация высвобождает больше времени.
Даже обеспечение безопасности, которое часто труднее всего автоматизировать, легче поддается автоматизации в облаках. Правда, в исследовании отмечается, что сейчас безопасность «превратилась из самостоятельного набора потоков работ и практик в стратегическую инициативу». Иными словами, безопасность все более тесно интегрируется в стратегию ИТ.
Итак, передача обслуживания инфраструктуры и операций на аутсорсинг в облака высвобождает время и тем самым позволяет CIO больше сосредоточиться на стратегических потребностях бизнеса.
Тени в облаках
Этот переход CIO к выполнению стратегической роли начался много лет назад, но остается трудноосуществимым. Со временем он поможет сократить зависимость менеджеров производства от теневых ИТ, которые остаются серьезной проблемой. Одно из исследований обнаружило, что на предприятиях работает в 20 раз больше неконтролируемых облачных приложений, чем предполагали CIO.
Бизнес-менеджеры, как они утверждают, просто хотят, чтобы задачи решались, а ИТ-подразделения чинят препятствия. Этот зияющий разрыв между ожиданиями и представлениями о роли ИТ со стороны CIO и бизнес-менеджеров также отражен в исследовании IDG.
Таким образом, сближение этих представлений является способом уменьшить распространенность теневых ИТ, что вне всякого сомнения пойдет предприятиям на пользу: повысится безопасность, будут сдерживаться затраты, возрастет эффективность. Создание процессов, которые помогут устранить этот разрыв между ИТ-службами и производственными подразделениями, может иметь важнейшее значение с точки зрения демонстрации той стратегической и преобразующей роли, которую способны играть ИТ.
Облака — это та основа, на которой развертывается данный процесс. В будущем мы можем ожидать, что CIO станут играть более широкую, более стратегическую роль, поскольку они все чаще подчиняются генеральным директорам, что является следствием растущей опоры предприятий на ИТ в целом и на облака в особенности. Облачные вычисления, имея далеко не второстепенное значение, превращаются в центральный элемент предприятия. Как и CIO, чья роль заключается в превращении этих сервисов в стратегические активы.