Несмотря на то, что на одну вакансию в IT-секторе приходится три-четыре резюме (по данным HeadHunter), сфера информационных технологий страдает от острейшего дефицита специалистов. Как сообщила кадровая компания «Юнити», 95% откликов не соответствуют ключевым требованиям работодателя, а поиск подходящих кандидатов стал в разы сложнее, чем год назад. Соискатели есть, специалистов нет.
Тренд № 1 — усложнение процедуры первичного отсева. «Именно в IT-сферу стремятся перейти больше всего представителей других профессиональных областей — там хотел бы работать каждый пятый российский соискатель. Этот интерес больше, чем к добывающему или нефтегазовому секторам, которые традиционно привлекают в России много внимания», — говорится в исследовании HeadHunter.
Эксперты кадровой компании «Юнити» такой спрос объясняют крайне привлекательными условиями труда. Средняя зарплата в IT-секторе по итогам 2016 года превысила аналогичный показатель в сегменте нефти и газа и при этом не подвержена влиянию кризиса.
«По наиболее востребованным позициям (например, разработчик мобильных приложений) оплата труда рядовых специалистов достигает уровня среднего менеджмента и владельцев мелкого бизнеса (в регионах — до 180 тысяч рублей, в Москве — до 250 тысяч). При этом возможен гибкий график, а иногда допускается и удаленная работа», — отметил Андрей Белобородов, консультант по информационным технологиям кадровой компании «Юнити».
Такой уровень дохода и стабильности провоцирует множество откликов от кандидатов, желающих получать высокие оклады, но лишь условно подходящих под требования компании. Работа с большим количеством резюме, когда всего за несколько минут нужно понять, соответствует ли кандидат запрошенному профилю, требует от специалистов кадровых компаний специальных навыков и знания предметной области.
В то же время люди, уже обладающие должной квалификацией, чувствуют себя вполне обеспеченными и зачастую даже не ищут работу. Чтобы выйти на такого специалиста, приходится использовать другие методы, так как обычное размещение вакансий на сайтах поиска работы не приносит никакого результата.
Тренд № 2 — узкая специализация и увеличение времени на закрытие вакансий. Из-за бурного роста IT-отрасли и большого разнообразия IT-решений от кандидатов всё чаще требуется узкая специализация. Кроме того, иногда спрос на узкопрофильных специалистов растёт быстрее, чем они успевают получать практический опыт. Заказчик же часто не обладает информацией о рынке в целом и выставляет требования, которые недостижимы или исключительно редки.
«Ситуация нетипичная: высокая конкуренция среди соискателей в сфере IT наблюдается на фоне не менее высокой конкуренции среди работодателей, очень взыскательных к знаниям и навыкам специалистов. Да, желающих стать айтишниками всё больше, но уровень их квалификации, как правило, не устраивает компании. В итоге время закрытия одной вакансии по сравнению с прошлым годом увеличилось с 20 до
Однако на общем фоне роста требований к навыкам работы с конкретными решениями есть условия, которые встречаются практически во всех заявках. Пример таких критериев для дефицитных сегодня разработчиков: опыт работы от двух-трех лет минимум (желательно в крупных проектах), в том числе личный опыт решения практических задач в конкретной сфере (например, банкам нужны разработчики, разбирающиеся в финансовых системах); знание инструментов и фреймворков, применяемых именно этим заказчиком; английский язык (уровень Intermediate), технический английский; высшее техническое образование.
К этим обязательным критериям добавляется ряд других, не менее значимых для конкретного клиента. Если сравнить все эти требования с представленными на рынке профилями кандидатов, то часто получается, что полного соответствия, которого так хочет заказчик, в популярных источниках для подбора просто нет. В таком случае нужно провести дополнительную работу либо по поиску альтернативных площадок, где можно подобрать подходящих кандидатов (и далее применяются техники хантинга), либо по детальному разбору с заказчиком каждого из требований, а также по смягчению условий отбора.
«Такая трансформация рынка и следующая за этим необходимость адаптации процессов подбора под каждую конкретную позицию увеличивают сроки закрытия вакансий», — добавил Андрей Белобородов.
Тренд № 3 — неоднородность рынка IT-сотрудников, высоколиквидные области и дисбаланс спроса и предложения. В целом рынок IT неоднородный. Однако, по данным «Юнити», в большинстве сегментов доля специалистов, которые интересны работодателям, в 2017 году (по сравнению с
Ещё один фактор роста запросов на IT-специалистов — активная диджитализация предприятий. Исследование PwC показало прямую зависимость между уровнем цифровой компетентности компании (Digital IQ) и её финансовыми результатами. Участники этого опроса (2216 руководителей ИТ-служб и бизнес-руководителей из 53 стран, в том числе из России) говорят о нехватке сотрудников необходимой квалификации: нет нужных кадров, чтобы следовать инвестиционным трендам, и очень мало специалистов по новым направлениям. И если у нас в IT наблюдается бум в области разработки программных приложений, то в мире в целом высок спрос и на профессионалов в других сегментах. Например, одним из дефицитных направлений считается кибербезопасность, защита данных и развитие бизнеса на базе новых технологий. С этим уже сталкиваются и наши соотечественники — кибербезопасность становится важным аспектом управления бизнесом. «Ежемесячное число кибератак на наши серверы достигает миллиона. Поэтому с одной стороны, развитие цифровых технологий — это большой минус, приводящий к дополнительным расходам, потому что мы вынуждены постоянно обороняться... С другой стороны, многие процессы по мере развития информационных технологий начинают осуществляться более эффективно», — отметил в интервью PwC Максим Широков, генеральный директор энергетической компании ПАО «Юнипро».
Тренд № 4 — продолжение роста заработной платы и увеличение роли нематериальной мотивации. В ситуации рынка кандидатов компании используют весь набор мотивационных инструментов, чтобы заполучить себе действительно компетентного сотрудника с большим опытом работы, например разработчика уровня Senior или специалиста по Big Data. Тем не менее, главным способом привлечения сотрудников остаются деньги. По данным «Юнити», средняя зарплата в IT-секторе за последние пять лет выросла на
Далее в дело привлечения достойных кандидатов вступают инструменты нефинансовой мотивации. В этом наиболее известны такие IT-компании как Google и Yandex: они задали высокую планку в области личного комфорта сотрудников в офисе и за его пределами. Следуя за лидерами отрасли, прочие работодатели также вынуждены были увеличить интенсивность развития нематериальных средств мотивации. Растёт количество предложений с возможностью удалённой работы, part-time... В этих условиях и кандидаты стали более осмотрительными. «Сегодня трудно привлечь квалифицированных IT-специалистов просто перспективным проектом. Кандидаты стали очень разборчивыми и всё больше обращают внимание на дополнительные бонусы и программы, которые может предложить компания», — отметил Александр Шахов, руководитель департамента IT/Telecom и Media кадровой компании «Юнити».
«Высококонкурентными становятся предложения работодателей с возможностью гибкого графика, выполнением профессиональных обязанностей в течение одного рабочего дня в неделю вне офиса, наличием расширенной медицинской страховки, в том числе для членов семьи», — добавил Андрей Белобородов, консультант по информационным технологиям кадровой компании «Юнити».
Тренд № 5 — расширение практики внутреннего обучения. Понимая, что ситуация с дефицитом кадров не разрешится сама по себе, и находясь под постоянным прессингом со стороны заказчиков, которые требуют результата, часть руководителей начинает инвестировать в обучение своих сотрудников. Некоторые даже готовы брать кандидатов без опыта и студентов последних курсов — чтобы вырастить идеального специалиста под свои нужды. Все крупные IT-компании, помимо собственных образовательных программ, сотрудничают с вузами — например, «Яндекс», Сбербанк и Parallels наладили тесную связь с Московским физико-техническим институтом, а Mail.ru Group — с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана. Тем не менее, в Институте развития интернета уверены: от кадрового голода сфера информационных технологий будет страдать ещё минимум 10 лет.