Мы анализируем недавние исследования о том, как Четвертая индустриальная революция, направляемая в первую очередь ИИ и автоматизацией, вероятно повлияет на рынок труда в целом и ИТ-сектор в частности.
С эволюцией ИТ по пути более активного внедрения облачных вычислений, автоматизации, искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения (МО) и аналитики становится ясно, что будет меняться и ландшафт ИТ-профессий. Например, завтрашний CIO вероятно чаще будет выступать в роли посредника при использовании облачных сервисов и их оркестратора, регулирующего баланс между стратегическими интересами руководства
Ряд традиционных ИТ-занятий и профессий, конечно, сохранится и в будущем, так как революции не происходят за один день и останутся веские причины, чтобы определенные рабочие нагрузки выполнялись в локальных дата-центрах. Однако у нас нет сомнений, куда дует ветер ИТ-перемен в организациях всех размеров.
Исторически смены технологий приводили к исчезновению некоторых профессий и негативным внешним эффектам, таким как социальное неравенство или ухудшение окружающей среды. Но при этом — что не всегда заранее просматривается — обычно создаются новые профессии и рабочие места, так что при должном внимании к отрицательным последствиям общество в целом обычно оказывается в выигрыше.
Встает вопрос, как будет разыгран этот сценарий в эру ИИ, учитывая, что темпы перемен ускоряются и происходящие процессы повлияют даже на людей, занимающих высокие посты? Начнем со взгляда на макроуровне, а затем более детально рассмотрим ИТ-индустрию.
Макроэкономические тренды
В январе 2016 г. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал отчет «Будущее рабочих мест» (The Future of Jobs), основанный на опросе 350 крупнейших компаний мира, больше 150 из которых представляли список Fortune Global 500. Основную часть респондентов составляло начальство кадровых служб, а также другие руководители
Главный вывод отчета состоял в том, что в 15 крупных экономически развитых и активно развивающихся странах будет потеряно до 7,1 млн. рабочих мест в связи с «избыточностью кадров, автоматизацией или дезинтермедиацией (снижением роли посреднических кредитно-финансовых организаций) с наибольшими потерями для беловоротничковых офисных и административных позиций». Частичной компенсацией этих цифр, снижающей суммарные потери примерно до 5 млн. рабочих мест, является прогнозируемое появление 2,1 млн. новых рабочих мест в таких секторах, как архитектура и технические разработки, компьютерные технологии и математика.
Даже в тех отраслях (таких, как информационные и коммуникационные технологии), где прогнозируются положительные потребности в рабочих местах, отчет ВЭФ говорит о надвигающейся проблеме профессий, под которые будет трудно находить специалистов, в сочетании с нестабильностью требований к навыками тех, кто выполняет многие ныне существующие роли.
К счастью для сегодняшних работников, участники опроса ВЭФ считают одним из главных приоритетов кадровой стратегии на будущее инвестиции в профессиональное переобучение — этот момент отметили 65% представителей всех отраслей. На втором месте с 39% оказалась поддержка мобильности и ротации рабочих мест.
В декабре 2016 г. (к концу работы администрации президента Обамы) в США был подготовлен отчет, в котором анализировались темы ИИ, автоматизации и экономики. В нем отмечалось, что оценки исследователей по масштабу угроз исчезновения рабочих мест на ближайшие одно-два десятилетия имеют разброс от 9 до 47%, однако согласно общей тенденции автоматизация больше всего угрожает низкооплачиваемым, малоквалифицированным и менее образованным работникам. Это подразумевает, что автоматизация продолжит подавлять спрос на соответствующий тип рабочей силы, что может сопровождаться снижением зарплат и ростом социального неравенства.
Как другая сторона монеты, отчет Белого дома признал, что имеются непосредственные факторы для создания новых рабочих мест в таких областях, как разработки и контроль за использованием ИИ, а также косвенные факторы для расширения кадровых потребностей в различных сферах экономики, так как рост доходов ведет к расширению спроса.
Отчет обрисовал три главных стратегии по реагированию на эффекты ИИ-автоматизации в экономике США: а) инвестировать в ИИ, учитывая его многочисленные преимущества, и вести соответствующие разработки, б) повышать уровень образования американцев в расчете на профессии будущего и в) помогать работникам в переходный период и оказывать поддержку коллективному росту их профессионального уровня.
Факторы America First и Brexit
Цитируемые выше отчеты были подготовлены и вышли в свет до того, как стал реально ощутим недавний всплеск популистского национализма по обе стороны Атлантики. Поэтому нам еще не ясно, как повлияют на бизнес-модели и рынок труда доктрина президента Трампа «Америка прежде всего» и запутанный процесс выхода Великобритании из ЕС (со сроком завершения 29 марта 2019 г.). Однако учитывая, что важным драйвером этих политических подвижек была реакция на сокращение рабочих мест в традиционных отраслях и результирующий рост неравенства, дальнейшее усиление технологически обусловленной безработицы при отсутствии своевременных контрмер может только обострить ситуацию в этих и других странах.
В недавнем документе по осеннему бюджету британское правительство сформулировало видение «экономики, стимулируемой инновациями, которая позволит Великобритании стать мировым лидером в новых технологиях, таких как ИИ, иммерсивные технологии, самоуправляемые автомобили, медико-биологические разработки и финтех». В бюджете даже предусмотрено выделение денег на такие вещи, как ИИ и самоуправляемые автомобили, исследования и разработки, переподготовка работников, 5G в мобильной связи и оптоволоконные широкополосные каналы. Однако выживут ли подобные амбиции в экономических реалиях Brexit?
Тренды ИТ-индустрии
Как же ИТ-индустрия будет справляться с надвигающейся Четвертой индустриальной революцией? По мнению ВЭФ, перспективы у ИКТ-сектора хорошие.
При наивысшем прогнозе по росту занятости и средним уровням стабильности профессиональных требований ИКТ позиционируются в отношении перемен ближайших лет лучше, чем любой другой сектор, говорится в отчете ВЭФ.
Что касается стратегий будущего профессионального роста работников, то и здесь ИКТ-сектор в отчете ВЭФ возвышается над средним уровнем в плане инвестиций в переобучение имеющихся работников — эти профессии выделил 81% респондентов против 65% по всем видам рабочих мест.
В ИКТ также наблюдается повышенная тенденция нанимать работников по более краткосрочным контрактам и взаимодействовать с учебными заведениями, а также (к сожалению) снижение внимания к найму способных женских кадров.
В 2016 г. министерство труда США (DoL) представило детальный анализ перспектив занятости в области компьютерных и информационных технологий до 2026 г. Прогнозируется, что занятость в этом секторе вырастет в этот период на 13%, что выше, чем в целом по стране. Будет создано более полмиллиона новых рабочих мест, и этот спрос будет обусловлен усилением фокуса на облачных вычислениях, сборе и хранении больших данных и информационной безопасности.
Наиболее многочисленную группу и в
Наиболее быстрорастущими ИКТ-специализациями, по прогнозам DoL, станут аналитики по информационной безопасности (28%), разработчики ПО (24%) и исследователи, занимающиеся научной работой в сфере ИТ и компьютеров (19%). Единственной группой, по которой DoL прогнозирует спад занятости за
Интересно, что три из четырех наиболее высокооплачиваемых ИТ-профессий — ИТ-исследователи, занимающиеся научной работой (со средним заработком за 2016 г. 111 840 долл.), разработчики ПО (102 280 долл.), аналитики по информационной безопасности (92 600 долл.) — также имеют наилучшие перспективы роста занятости. Из этого списка выпадают архитекторы компьютерных сетей с заработком за 2016 г. 101 210 долл. и прогнозом роста занятости к 2026 г. только в 6%.
Краткосрочный взгляд на перспективы ИТ-занятости дает недавний отчет Spiceworks под названием «2018 State of IT». Он базируется на опросе, проведенном в июле 2017 г. и охватившем 1003 ИТ-специалиста из Северной Америки и Европы, работающих как в небольших фирмах, так и в крупных предприятиях. Представленные отрасли включали промышленное производство, здравоохранение, некоммерческие организации, образование, госсектор и финансы.
Оказалось, что кадровые планы ИТ-департаментов на год вперед четко зависят от размера компании. По численности ИТ-штата в малом и среднем бизнесе преобладает позиция «без изменений», тогда как компании покрупнее (>500 работников) в 2018 г. более склонны увеличить число ИТ-специалистов.
Еще одним годовым индикатором положения ИТ-индустрии является отчет Gartner «2018 CIO Agenda Report», отражающий мнения 3160 CIO из 98 стран (на которые суммарно приходится около 13 трлн. долл. в доходах госбюджетов и 277 млрд. долл. в ИТ-расходах).
Отчет Gartner содержит ряд указаний на ИТ-специализации, которые будут в спросе в ближайший период. В ответах на вопрос о том, какие из новых технологий потребовали или потребуют новых или пока еще дефицитных профессиональных навыков, явным лидером оказался ИИ, за которым следовали цифровая безопасность и Интернет вещей.
Важность специализаций, связанных с данными, высветила недавняя публикация The Fourth Industrial Revolution Report (с подзаголовком «Сможет ли Великобритания стать лидером в управляемом данными мире?»). Этот отчет, подготовленный Hortonworks во время конференции Big Data London, основан на информации, собранной от 250 респондентов, которые представляли СМИ, сферу развлечений, банки и предприятия торговли Великобритании.
В согласии с данными предыдущих отчетов 60% респондентов рассчитывают отобрать и передислоцировать специалистов с навыками широкого профиля, но при этом более половины опрошенных хотели бы нанять более постоянный штат (54%) или переобучить имеющихся работников в стенах своей компании или на стороне (52%). Опять-таки отмечается, что предстоящая «революция» вряд ли разрушит существующий порядок — по крайней мере, в отношении труда ИТ-персонала.
Что качается конкретных навыков, которые востребованы участниками последнего опроса, их список возглавляют облачные вычисления, методы анализа данных (включая ИИ) и разработка ПО.
Заключение
Прогнозируется, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест как в развитых, так и развивающихся странах, особенно в отношении беловоротничковых офисных и административных ролей. Но вместе с тем будут создаваться и новые рабочие места, в основном более высокого уровня. Управление этим переходом для смягчения негативных эффектов, таких как рост неравенства, будет важной задачей для государственных органов и бизнеса.
ИТ-сектор находится в довольно благоприятной позиции в отношении предстоящей Четвертой индустриальной революции с хорошими перспективами роста занятости и относительно более высокой вероятностью инвестиций ведущих компаний в переобучение, когда это необходимо, имеющегося персонала.
Если вы работаете в ИТ или рассчитываете на карьеру в этой сфере, развивайте навыки в таких ключевых областях, как кибербезопасность, разработка ПО и наука анализа данных (включая ИИ). Пока еще не стоит слишком бояться автоматизации, но будьте готовы к тому, что в ближайшем будущем вам придется развертывать когнитивные системы и/или работать с ними.