Технологии видеонаблюдения прочно и широко вошли в повседневную жизнь — они применяются и в индивидуальных хозяйствах, и в ситуационных центрах государственных масштабов.
Соучредитель и председатель компании Axis Communications Мартин Грен рассказал обозревателю PC Week Валерию Васильеву о своем видении современного состояния технологий видеонаблюдения и возможностях внедрения активно обсуждаемых новых ИТ-направлений в реальных условиях эксплуатации систем видеонаблюдения.
PC Week: Каковы, на ваш взгляд, нынешние главные тренды и драйверы мирового рынка видеонаблюдения?
Мартин Грен: Я думаю, что основными трендами в видеонаблюдении сегодня являются новые стандарты сжатия — смарт-кодеки, мультисенсорные видеокамеры и инструменты повышения качества изображения. Много спекуляций можно услышать и об использовании в видеонаблюдении видеоаналитики, больших данных и облачных технологий. Однако куда важнее и актуальнее, по-моему, подготовка комплексных решений для видеонаблюдения.
PC Week: Что сегодня является локомотивом новаций на рынке видеонаблюдения — потребительский спрос или инициативы разработчиков?
М. Г.: Мой ответ — реальные потребности заказчиков. Ну а разработчики следуют уже за ними.
PC Week: Но, помнится, лет десять назад на международной конференции для представителей прессы специалисты Axis рассказывали о продвигаемых компанией технологиях видеонаблюдения, которые для основной массы потребителей остаются новинками до сих пор. Может, все-таки разработчики идут впереди рынка?
М. Г.: Видеонаблюдение относится к индустрии безопасности. А решения для этого направления требуют надежной и четкой работы своих компонентов. Действительно, разговоры о видеоаналитике начались лет 10‒15 назад и на нее возлагались большие надежды. Однако к сегодняшнему дню они не оправдались: этот инструмент на практике эффективно применяется только лишь в oпределенных случаях. Например, для распознавания номеров автомобилей на стоянках и в дорожном потоке, в розничной торговле для подсчета покупателей в торговых залах и определения их гендерной принадлежности, при распознавании лиц на пропускных пунктах (в частности, при регистрации в аэропортах)... Но в то же время распознавание лиц при большом скоплении народа пока остается ненадежным для ответственного применения в отрасли безопасности. Поэтому двигателем новаций в видеонаблюдении я считаю именно практический спрос.
PC Week: Каковы сегодня основные сложности реализации решений видеонаблюдения в мире и в России?
М. Г.: Идеальным для заказчика является такое решение для видеонаблюдения, которое наиболее точно решает его задачи. Однако недостаточная образованность конечных пользователей в области видеонаблюдения не позволяет им четко формулировать свои требования к этим решениям. Я считаю это основной сложностью при продвижении систем видеонаблюдения на рынке.
PC Week: Какие основные требования к системам видеонаблюдения предъявляют заказчики сегодня? Отличаются ли они у представителей разных направлений бизнеса?
М. Г.: Примерно 95% конечных пользователей требуют от этих систем высокого качества изображения и возможности последовательного просмотра видеозаписей. Ну а запросы оставшихся 5% связаны с шумихой по поводу использования новых технологий ‒ больших данных и искусственного интеллекта (ИИ).
PC Week: Но если в видеокамеру действительно заложен ИИ, вряд ли пользователю понадобится качественная картинка и тем более просмотр записей: устройство само выберет нужный фрагмент с инцидентом, предупредит о его появлении и перешлет фрагмент пользователю.
М. Г.: Не могу с этим согласиться — уж слишком много случайных факторов могут влиять на изображение анализируемой сцены. Поэтому событие, выделенное интеллектом конечного устройства, обязательно должно быть оценено еще и человеком-оператором. Сегодня только так: нужна четкая картинка, проанализировав которую оператор-аналитик сможет предпринять адекватные действия.
PC Week: Есть ли у российского рынка видеонаблюдения какая-либо специфика?
М. Г.: Хорошее техническое и математическое образование российских инженеров позволяет российскому рынку влиять в этих аспектах на другие рынки.
PC Week: Как влияет регулирование отраслей информационных технологий и информационной безопасности в России на рынок видеонаблюдения?
М. Г.: По моим наблюдениям, Россия похожа в этой области на другие страны. Так, недавно принятый Евросоюзом «Общий регламент по защите данных» (GDPR) еще больше сближает позиции по защите персональных данных граждан в России и в Западной Европе.
PC Week: Какие современные достижения в технологиях видеонаблюдения вы считаете наиболее важными?
М. Г.: Это уже упомянутые мною смарт-кодеки. Я считаю алгоритмы умного сжатия очень важным технологическим прорывом: с одной стороны, они обеспечивают высокое качество видео, а с другой ‒ сокращают объем передаваемых данных, что позволяет экономить на мощностях систем хранения данных и сетевом трафике.
PC Week: А каковы сегодня главные направления развития видеоаналитики?
М. Г.: Этот вопрос как раз подтверждает мои выводы о специфике российского рынка видеонаблюдения: здешний рынок (как и ваш вопрос) очень технологичен.
PC Week: Но ведь пользователи систем видеонаблюдения действительно озабочены автоматизацией своей работы — они ждут «подсказок» от искусственного интеллекта. Разве нет?
М. Г.: Невысокая надежность этих «подсказок» зачастую может не облегчить, а, наоборот, усложнить работу операторов: возможно, им придется тратить время на отработку большого количества ложных срабатываний. Тени, засветки, случайно попавшие в кадр предметы, ухищрения злоумышленников, наконец, в состоянии вызвать у нынешнего ИИ ложную тревогу или заставить его пропустить реальный инцидент. Без участия человека сегодня никак не обойтись.
PC Week: Кроме большого числа ошибок, какие еще сложности в аналитике данных видеонаблюдения вы бы отметили? Может быть, не хватает хороших алгоритмов или вычислительных ресурсов?
М. Г.: Да нет, с алгоритмами и мощностями процессоров все обстоит неплохо. Но, повторюсь, реально сложные по освещенности сцены не обработать сегодня никакими алгоритмами ИИ: для аналитики в этих случаях просто недостаточно данных. Представьте, что будет, если в системе с несколькими тысячами видеокамер доверять ненадежной аналитике (а она на практике ненадежна). Оператор просто погрязнет в обработке ложных срабатываний!
PC Week: Может быть перспективы видеонаблюдения в поведенческом анализе и распознавании объектов более радужные?
М. Г.: Сегодня о поведенческом анализе и распознавании объектов можно только мечтать. Отличить один объект от другого с помощью ИИ сложно. Например, отличить в аэропорту чемодан, оставленный на время или потерянный владельцем, от закладки террориста. Ну а если чемодан погружен на тележку, это сделать еще сложнее.
Аналитика поведения в дополнение к сказанному усложняется изменениями в самом поведении наблюдаемых объектов: вчера очередь возле витрины в магазине была нормой, сегодня — повод администрации задуматься об эффективности работы продавцов; вчера посетитель, задержавший в руках упаковку с товаром, мог считаться потенциальным вором, сегодня это может быть заботящийся о здоровье покупатель, тщательно изучающий состав продукта...
Только аналитик-человек, наблюдающий в динамике происходящее, в состоянии принять верное решение. Действительность, увы, не позволяет сегодня полагаться в видеонаблюдении на ИИ, машинное обучение и т. п.
PC Week: Как вы оцениваете защищенность от кибератак систем видеонаблюдения сегодня? Не останутся ли IP-видеокамеры по-прежнему «активными» членами бот-сетей злоумышленников?
М. Г.: Скорее всего ситуация не улучшится. Одна из причин — низкая культура в области информационной безопасности потребителей и кое-кого из вендоров устройств систем видеонаблюдения. Из-за этого заказчики не используют заложенные в устройства механизмы защиты или следуют советам некоторых разработчиков и подключают видеокамеры к открытым интернет-портам (якобы для более простого управления ими). А это прямой путь к подключению видеокамер этих заказчиков к бот-сетям.
PC Week: Какие технологические достижения последних лет сыграли, на ваш взгляд, наиболее важную роль в повышении информационной безопасности систем видеонаблюдения?
М. Г.: Прежде всего, это упорядочение обновлений программного обеспечения устройств систем видеонаблюдения, позволяющее делать это своевременно. Другим инструментом (который помогает исправлять ошибки интеграторов, допущенные при развертывании систем видеонаблюдения) повышения ИБ может быть удаленный доступ по защищенным каналам к устройствам для их правильной настройки.
PC Week: К чему тяготеют нынешние системы видеонаблюдения — к самодостаточности, когда все, что нужно для их функционирования, реализуется непосредственно в них, или все же для эффективного видеонаблюдения правильнее ориентироваться на интеграцию этих систем с другими компонентами ИТ-инфраструктуры?
М. Г.: Вряд ли в ближайшем будущем системы видеонаблюдения станут самодостаточными. Сегодня компоненты видеонаблюдения успешно интегрируются с компонентами информационной инфраструктуры заказчиков, с другими информационными системами. Системы видеонаблюдения являются хорошим подспорьем в работе силовых структур, в транспортном хозяйстве, в структурах реагирования на чрезвычайные ситуации... При этом количество видеокамер, работающих в интересах этих структур, непрерывно растет, позволяя сокращать в них неквалифицированную рабочую силу.
PC Week: Благодарю за беседу.