В то время, когда ценность корпоративной информации постоянно растет, бизнесу очень дорого обходятся действия внутренних нарушителей. Особенно высокие риски связаны с сотрудниками, принявшими решение уволиться. Если компания не обладает необходимыми инструментами защиты информации и контроля поведения пользователей, злоумышленник перед уходом может нанести большой ущерб информационным активам. Аналитический центр InfoWatch представил дайджест утечек, сопряженных с умышленными действиями увольняющихся сотрудников.
Зачастую деструктивные действия внутренних злоумышленников, направленные на информационные системы, влекут прямой материальный ущерб для работодателя. Причем иногда недобросовестные сотрудники имеют возможность причинять вред компании после увольнения. Так, в США патрульный офицер одной из охранных фирм под паролем администратора входил в систему начисления заработной платы и ставил себе дополнительные часы. Через несколько месяцев после увольнения он взломал сайт бывшего работодателя, украл конфиденциальную информацию и стер некоторые файлы. Общий ущерб составил более $318 тыс.
В Японии бывший сотрудник банка Saga передал информацию о 169 клиентах членам преступной группировки. Украденные данные, которые использовались для похищения денежных средств, включали имена, адреса, номера телефонов клиентов, а также состояние их банковских счетов. При этом злоумышленник выбирал состоятельных вкладчиков, чьи активы превышали 100 млн йен (примерно $1 млн).
Те или иные нарушения со стороны работника не всегда происходят внезапно, порой они связаны с тщательным замыслом и долгим методичным воздействием на информационные системы. В прошлом году был разоблачен бывший технический сотрудник пенсионного фонда Украины. Правоохранители обнаружили у злоумышленника порядка 250 различных баз данных с маркировкой «на продажу». В процессе работы он смог завладеть анкетами социального страхования, сведениями об умерших гражданах, информацией о пенсионерах, утерянных паспортах в Крыму, даже телефонными базами украинских силовиков и «непризнанных республик».
Даже если утечки конфиденциальной информации по вине сотрудников не нанесли прямого материального ущерба, компания с высокой степенью вероятности понесет косвенные потери от инцидента. Это могут быть затраты на восстановление нарушенных процессов, потеря доходности после утечки коммерческой тайны или падения лояльности клиентов из-за компрометации персональных данных, а также расходы, связанные с судебными издержками. Для бизнеса промышленных компаний особенно опасны утечки производственных секретов. Например, сотрудник химической компании DuPont Анчи Хоу, готовясь к увольнению, в течение нескольких месяцев копировал конфиденциальные документы. Он делал фотографии в секретных производствах, затем закачивал файлы на рабочий компьютер, а с него пересылал на домашний ПК. Хоу признался, что копировал информацию для своего консалтингового бизнеса, который планировал развить после выхода на пенсию.
Как правило, нарушителями двигают мотивы материального характера — жажда денег, стремление решить возникшие проблемы, работа на конкурентов и т.д. Но встречаются и некорыстные мотивы: месть, любопытство, действия под влиянием романтических чувств. Любовная связь подвела бывшую высокопоставленную сотрудницу израильского фармакологического концерна Teva Бариндер Санду. Компания утверждает, что во время своей работы Санду передала конфиденциальные данные Джереми Десаи, с которым у нее установились романтические отношения. Десаи руководит компанией Apotex, которая является конкурентом Teva на рынке США и Канады.
«Проблема увольняющихся сотрудников несет не только угрозы информационной безопасности, но и прямые финансовые потери для организации, — отметил Андрей Арефьев, руководитель отдела перспективных разработок группы компаний InfoWatch. — HR-специалисты приводят данные, что для компании издержки от потери сотрудника равны его годовому окладу. Высокие издержки складываются из многих факторов: низкой эффективности работы сотрудника, намеревающегося уволиться, различных выплат при его уходе, ресурсов и времени, потраченных на поиск нового сотрудника, а также его последующую адаптацию. Если бы такую ситуацию можно было выявить на ранней стадии и предотвратить, то это пошло бы во благо всей компании и было бы востребовано не только у служб информационной безопасности, но и других подразделений».