ITIL, библиотека лучших практик предоставления ИТ-услуг, с 2007 г. существовавшая в версии 3, в феврале нынешнего года вступила в новую фазу своего жизненного цикла. Компания Axelos, отвечающая за развитие ITIL, представила первую из семи книг новой
Объясняя необходимость выпуска новой версии, он констатировал, что актуальность третьей версии постепенно снижалась во многом из-за того, что в ИТ и в бизнесе за последние годы прошли кардинальные изменения: набирает обороты цифровая трансформация, стали популярны такие гибкие подходы к управлению ИТ, как Agile, DevOps, Lean. И эти изменения необходимо было отразить в лучших практиках. Подходы, реализованные в новой версии ITIL, базируются на следующих семи довольно общих принципах:
- фокусируйтесь на ценности;
- отталкивайтесь от текущей ситуации;
- действуйте итерационно, используя обратную связь;
- сотрудничайте и поощряйте прозрачность;
- используйте целостный подход;
- помните о простоте и практичности;
- оптимизируйте и автоматизируйте.
Фокус на сотрудничестве, взаимодействии, итерационности, обратной связи, простоте и практичности вызывает прямые ассоциации с упомянутыми методологиями Agile, DevOps, Lean и процессами цифровой трансформации. Впрочем, как признал управляющий партнёр компании Cleverics Олег Скрынник, будучи в целом верными, сами эти принципы не могут служить ответом на многие конкретные вопросы, возникающие перед CIO в ходе цифровой трансформации. Он выразил надежду, что подобные ответы появятся в следующих книгах библиотеки ITIL, в частности, в High Velocity IT.
Как пояснил Роман Журавлёв, каждая книга будет достаточно компактной, объемом порядка 200 страниц, но к ней ежемесячно планируется выпускать несколько дополнений, которые образуют пополняемую базу знаний, конкретизирующую общие положения для разных отраслей и областей применения. Впрочем, сертификационные экзамены будут содержать вопросы только по самим книгам: дополнения знать не обязательно.
Одним из ключевых понятий в новой версии ITIL становится ценность, что вполне согласуется с продолжающейся конвергенцией ИТ и бизнеса. Речь уже идет не просто о предоставлении ИТ-услуги заказчику или потребителю, а о совместном создании ими некой ценности. Ценность здесь трактуется весьма широко. Согласно определению, приведенному директором по обучению компании Cleverics Игорем Гутником, это воспринимаемая участниками сервисных отношений польза, полезность и важность чего-либо. Разумеется, в данной трактовке для каждого участника ценность будет своя. Осмелюсь предположить, что ценность для одного в каких-то случаях может обернуться ущербом для другого.
Теперь на место процессов в ITIL выдвигаются практики и потоки создания ценностей, причем в составе подобного потока может оказаться несколько процессов. Всего выделено 34 практики: 14 связаны с бизнесом, 17 — с управлением услугами и три — с управлением технологиями.
Сертификационные экзамены по ITIL 4 будет принимать только уполномоченная компания PeopleCert, причем проходить экзамен для российских специалистов будет только на английском языке. Сертификационный экзамен по ITIL Foundation обязателен для всех, независимо от «былых заслуг», а для остальных курсов предусмотрена упрощенная процедура для тех, кто в свое время сдал определенный набор экзаменов по версии 3.