Судя по данным IDC по II кв. 2019 г. для российского рынка устройств печати, отечественные заказчики в массе своей всё отчётливее осознают справедливость поговорки «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Всего с апреля по июнь в РФ было поставлено 469 тыс. устройств печати, включая принтеры, копиры и МФУ, на общую сумму около 135 млн. долл. В количественном исчислении рынок печати по отношению к соответствующему периоду прошлого года сократился на 9,3%, а в долларовом — на 7,7%. Иными словами, средняя цена устройства печати выросла по сравнению со II кв. 2018-го на 1,8%.

Рынок на распутье

Отдельные сегменты рынка устройств печати в России демонстрировали во II кв. чрезвычайно разнонаправленную динамику. Так, все лазерные устройства в совокупности двигались в прямо противоположном общему тренду направлении. Для них средняя цена устройства не увеличилась, а уменьшилась: сокращение лазерного сегмента по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. в штуках составило 4,9%, а в долларах — 5,8%. В плане количественного сокращения особо отличились подсегменты высокоскоростных (70–90 стр./мин) монохромных устройств, съёжившийся на 41,7% год к году, и аппаратов невысокой производительности (до 20 стр./мин — минус 3,8%, от 21 до 30 стр./мин — минус 28,3%).

В то же время все прочие разновидности монохромных лазерных принтеров, копиров и МФУ показали хотя бы небольшой рост. Поставки цветных аппаратов на базе технологии сухого электрографического переноса также приросли по всем подкатегориям: с производительностью от 1 до 10 стр./мин — на 49,1%, от 11 до 20 стр./мин — на 10,8%, все прочие — в районе 5%. Судя по всему, давние разговоры о необходимости по крайней мере ситуационной цветной печати в любом современном офисе наконец-то начали доходить до сердец (и, главное, бюджетов) основной массы российских коммерческих заказчиков. Для ситуационной, востребованной нерегулярно и помалу, цветной печати именно лазерная технология подходит идеально — прежде всего благодаря отсутствию проблем с пересыханием долго не используемых картриджей.

Аналитики из IDC отмечают, что в прошлом году — когда в Россию было поставлено 2,58 млн. устройств печати на общую сумму 630 млн. долл., — откладывавшийся многие годы спрос был в основном удовлетворён, причём в основном как раз за счёт недорогих моделей. Именно по итогам 2018-го было зафиксировано существенное увеличение закупок струйных цветных аппаратов с СНПЧ в офисы: похоже, все, кому цветная печать необходима регулярно и помногу, подобными устройствами уже успели обзавестись. Это умозаключение вполне согласуется с провальными результатами поставок в струйном сегменте во II кв. 2019-го: минус 21,0% в количественном исчислении год к году и минус 19,3% в долларовом.

Все относительно дешёвые модели струйных устройств печати продемонстрировали за отчётный квартал внушительный спад: например, ценовой подсегмент от 100 до 200 долл. — на 32,8%, от 200 до 300 долл. — на 54,5%. Рост наблюдался лишь в подкатегории дорогостоящих (от 400 долл. за единицу) струйных устройств — на целых 59,3%. Что, кстати, вполне согласуется с увеличением поставок и наиболее дорогих лазерных аппаратов.

Может сложиться впечатление, будто российские покупатели, как частные, так и представители бизнес-структур, в целом отдавали во II кв. уходящего года предпочтение более дорогостоящим устройствам печати. Однако на деле, напомним, статистика учитывает поставки принтеров, МФУ и копиров в страну, а не потаённые потребительские стремления. Производителям же печатающей техники, очевидно, невыгодно продавать, как в былые десятилетия, дешёвые устройства начального уровня по себестоимости, а то и ниже, — рассчитывая затем долгое время получать своё с поставок оригинальных расходных материалов.

Недорогие картриджные модели в струйном сегменте практически каннибализированы фирменными СНПЧ-устройствами, заведомо более выгодными в плане совокупной стоимости владения (ТСО) даже при использовании исключительно оригинальных бутылочек с чернилами. В лазерном сегменте также намечается тренд на развитие подкатегории аппаратов со штатными СНПТ (системами непрерывной подачи тонера), сравнительно дорогих, но с привлекательной ТСО. В самой же нижней монохромной лазерной страте разворачиваются бескомпромиссные ценовые войны между вендорами, поскольку спрос на наиболее дешёвые офисные принтеры по-прежнему высок. Впрочем, одновременно растёт и рынок аутсорсинга печати (и документооборота в целом), что дополнительно стимулирует спрос на поставки высокоскоростных сверхнадёжных потоковых листовых устройств (рассчитанных на работу с офисной бумагой стандартов А3/А4), по производительности и дополнительным возможностям уже сопоставимых с типографскими офсетными машинами.

Что рождает предложение

Разнонаправленность российского рынка офисной печатающей техники в нынешнем его состоянии подтвердили почти все эксперты — участники настоящего обзора. По словам Олега Рыбалкина, директора по B2B-продажам Canon, на этом рынке выделяются такие тенденции, как предсказуемое нарастание объёмов продаж цветных устройств и возвращение вендоров в низкий сегмент монохромной техники. Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION. конкретизирует: «По нашим оценкам, рынок вырастет на 5–7% в штуках. Рост в основном обеспечат лазерные устройства категории лоу-энд и СНПЧ».

Новые монохромные принтеры и МФУ Canon i-SENSYS: высокая скорость и глубина кастомизации

В 2019 г. семейство печатающих устройств формата А4 Canon i-SENSYS подверглось масштабному обновлению. Теперь обновлённое семейство включает более двух десятков принтеров и МФУ, отвечающих самым актуальным требованиям современного бизнеса: скоростных, экономичных, допускающих значительную кастомизацию интерфейса и доступных пользователю приложений для оптимизации офисного документооборота.

Современный бизнес цифровизирован, омниканален и чрезвычайно чувствителен к малейшим временным задержкам. Промедлить с подготовкой документов для потенциального контрагента или с выводом на печать внезапно потребовавшихся маркетинговых материалов — то же самое, что упустить верную выгоду.

Подробнее

Как отмечает Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, рынок офисной печати в 2019 г. был стабильным, что обуславливалось спокойным финансовым фоном и отсутствием резких колебаний в экономике. А Алексей Кулешов, старший менеджер по продукту (техника офисного сегмента) Ricoh, обращает внимание на стабильный рост в сегменте цветной офисной печати, а также на развитие услуг аутсорсинга печати.

На протяжении первых трех кварталов рынок копировально-печатной техники сократился почти на 8% — такие сведения приводит Дмитрий Петров, руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com: «Незначительный рост наблюдался лишь в сегменте струйных принтеров и МФУ, ориентированных преимущественно на SOHO и SMB. На этом фоне активизировались китайские производители, сумевшие незначительно потеснить традиционных лидеров. Четвёртый квартал может переломить эту тенденцию и вывести рынок в рост на 3–5% по итогам года. Способствовать этому во многом будет назревшая необходимость замены техники, срок эксплуатации которой подходит к концу. Еще одним фактором станет появление на рынке новых, более экономически эффективных моделей оборудования».

Пусть темпы роста российского рынка печати невелики, но за счёт высокой активности в госсекторе и благодаря крупным федеральным проектам рынок растёт именно в корпоративном сегменте, об этом говорит Андрей Антонов, менеджер по бизнес-решениям Epson. Одной из главных тенденций рынка он называет переориентацию пользователей с первоначальной цены устройства на совокупную стоимость владения: «Теперь всё больше клиентов считают ТСО на два-три года вперёд. Именно ТСО и себестоимость печати становятся решающими факторами при выборе устройства в корпоративном сегменте рынка».

Александр Кушигин, директор департамента систем печати и сканирования OСS Distribution, согласен с тем, что рынок на протяжении уходящего года практически не рос: «В 2019 г. сильно проявилось снижение маржинальности в канале (в лоу-энд-сегменте) в связи с усилившимся стремлением вендоров работать напрямую с федеральным ритейлом. Продолжается увеличение доли совместимой расходки, но брендовые производители пытаются найти контрмеры. Можно сказать, что самые экономически эффективные из них в той или иной степени используют технологию перезаправки аппарата оригинальными расходными материалами».

«В первом и втором кварталах уходящего года рынок снижался, в третьем мы наблюдаем рост, а результаты четвёртого оценивать пока преждевременно, — замечает Борис Дубов, директор департамента дистрибуции расходных материалов Xerox Евразия. — По итогам года мы не ожидаем ярко выраженной положительной динамики в штуках, в то время как в денежном выражении прогнозируем рост. Такое различие связано со стабильно растущим спросом на устройства с расширенной функциональностью. Как и в последние годы, основную массу пользователей офисных устройств составляют государственные учреждения и организации В2В. Они чаще всего приобретают принтеры и МФУ с более широкой функциональностью, поэтому в структуре продаж преобладают сетевые модели».

Пересматривая традиции

Россию нередко называют страной лазерной печати: у нас с 1990-х даже частные потребители покупали лазерные принтеры и МФУ едва ли не с большей охотой, чем струйные. Алексей Кулешов поясняет: «Вызвано это в первую очередь четырьмя главными факторами — надёжностью технологии, качеством печати, материалами для печати и себестоимостью отпечатка. Струйная технология привлекает бизнес-заказчиков высокой скоростью печати, но пока остальные факторы не будут исправлены, лазерная печать останется в лидерах».

Как выбрать МФУ в цифровую эпоху

До недавнего времени многофункциональные устройства конкурировали между собой по скорости печати и сканирования, объемам памяти и частоте процессора. Однако при современном развитии технологий достичь требуемых параметров производительности уже не так сложно. Теперь качественные различия МФУ связаны с наличием встроенных интеллектуальных платформ.

Интеллектуальные технологии обеспечивают быстрый запуск устройств в эксплуатацию, их безотказную работу и удаленную поддержку пользователя.

Более того, интеллектуальные МФУ фактически не могут устареть: пользователю достаточно регулярно обновлять программное обеспечение, и в его арсенале всегда будет устройство с самыми свежими функциями.

Регулярное обновление ПО существенно не только с точки зрения функционала, но и из соображений безопасности данных, и осуществляться оно может в автоматическом режиме.

Устройства Ricoh проходят сертификацию по стандарту безопасности IEEE 2600, который устанавливает требования к тем функциям защиты данных, которые в них используются. Благодаря постоянному обновлению ПО эти устройства всегда будут соответствовать самым жёстким требованиям в данной сфере.

Ricoh неизменно работает над выпуском новых модульных функций, которые повышают эффективность документооборота и рабочего процесса в целом. При этом учитываются отзывы и данные об устройствах клиентов со всего мира. Разрабатывая приложения, компания Ricoh принимает во внимание широкий круг типичных организаций и старается выделить и автоматизировать ключевые шаги в процессах документооборота. В первую очередь приложения ориентированы на потребности малого и среднего бизнеса.

Еще один тренд нового времени — подключение МФУ к облачным сервисам. Благодаря этой функции пользователи могут сохранять отсканированные документы сразу в облако или отправлять файлы на печать, находясь в любой точке планеты. Так офисная инфраструктура обеспечивает удобный документооборот между территориально распределенными офисами, удаленными сотрудниками и находящимися в командировке руководителями.

Использование МФУ в комбинации с облачными технологиями позволяет:

  • преобразовать бумажные документы в редактируемые цифровые форматы;
  • сократить расходы на печать, бумагу и содержание офиса;
  • печатать документы напрямую из облачного хранилища, без использования серверов и компьютеров;
  • автоматизировать стандартные рабочие процессы.

Решения Ricoh Smart Integration представлены пакетами приложений с различным сроком подписки. Любой пакет можно бесплатно протестировать в течение 30 дней. Приложения активируются непосредственно из МФУ, при этом не требуется ни дорогостоящая установка, ни визит технического специалиста.

Базовый пакет для всех устройств Ricoh линейки IM предоставляется бесплатно и включает в себя сканирование в облачные сервисы Box, Google drive, Dropbox, OneDrive. Помимо этого возможна умная интеграция с такими пакетами, как Office 365 Package (сервис OCR ABBYY, сканирование в/печать из One Drive for Business, SharePoint Online, My Outlook Online), G Suite package (сканирование в/печать из Google Drive, My Google Drive, via My Gmail) и ряд других.

Компания Ricoh предлагает инновационные технологии, услуги и инструменты для создания эффективной цифровой рабочей среды.

Объем мировых продаж Ricoh Group за прошлый финансовый год, завершившийся в марте 2019-го, составил 2,013 млрд. иен (около 18,1 млрд. долл.).

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Первые попытки внедрения струйных устройств в офисную практику откровенно провалились, напоминает Дмитрий Петров: оборудование сильно уступало в надёжности, было дорогим в эксплуатации, а качество печати нередко оставляло желать лучшего. «Несмотря на то, что с тех пор надежность устройств повысилась, в целом ситуации это не изменило: более 90% продаваемых нами сегодня принтеров и МФУ — лазерные, — свидетельствует эксперт. — Струйная технология постепенно становится нишевой, находя применение в устройствах широкоформатной печати, фотопринтерах и т. п. Она предпочтительнее и в образовательных, медицинских и иных учреждениях, предъявляющих повышенные требования к чистоте воздуха: тонер содержит тяжелые металлы и летучие соединения, в определенной концентрации создающие опасность здоровью».

В последние годы, по мнению Олега Рыбалкина, сохраняющийся пока тренд на превалирование лазерных устройств системно размывают усилия всех вендоров по внедрению в офисную среду струйных технологий: «У всех появились собственные линейки, активно продвигаемые в офис». С этим согласен Андрей Антонов: «Всё больше партнеров смотрит в сторону струйной печати в силу более высокой экономии (меньше ресурсных деталей), экологичности технологии (отсутствие нагрева) и дальнейших перспектив, таких как развитие линейной печати».

Татьяна Скокова уверена, что вопрос не в том, что «Россия — страна лазерной печати», а скорее в том, что наш пользователь всегда хотел тратить на печать минимум средств: «Для этого он использует меньше оригинальных расходных материалов, отдавая предпочтение совместимым или обращаясь к услугам перезаправщиков. Плюс к тому, лазерные устройства максимально надёжны, они почти не требуют настройки и дополнительного сервиса. Их можно безболезненно переносить с места на место, им не страшна температура ниже нуля». Струйное же печатающее устройство более привередливо в плане настроек и эксплуатации, а стоимость отпечатка на оригинальном картридже весьма высока. Тем не менее, заключает эксперт, струйная печать жива: «И если в штуках объем продаж немного падает, то в деньгах он растёт благодаря стремительному развитию сегмента СНПЧ».

«Доля струйной техники в офисном сегменте растёт, — убеждён Александр Кушигин. — Однако этот рост происходит не благодаря изменению пристрастий заказчиков, а скорее благодаря появлению соответствующих моделей у производителей и активному продвижению их на рынок. Но в целом это утверждение верное: да, Россия по прежнему страна „лазерная“».

«Хотя нижний сегмент струйной офисной техники растёт довольно высокими темпами, в ближайшие два года его доля не станет существенной, — резюмирует Борис Дубов. — Россия остаётся страной лазерной печати, особенно если мы говорим о сегменте B2B. Объём рынка лазерных принтеров и МФУ в нашей стране преобладает и будет преобладать в дальнейшем, поскольку такие устройства обеспечивают более высокое качество и стойкость отпечатков. Эти преимущества особенно важны, если учитывать требования российского законодательства по хранению документов строгой отчётности и кадрового документооборота».

Оригинальный жанр

Проблема неоригинальных расходных материалов сопровождает рынок устройств печати, пожалуй, с самого момента его формирования. По справедливому замечанию Алексея Кулешова, оригинальные расходные материалы — залог качества и надёжной работы устройства. Александр Кушигин подтверждает, что вендоры активно популяризируют технологию заправок печатающих устройств оригинальными расходниками и вдобавок продвигают контрактную модель бизнеса взамен транзакционной: предоставление услуг по печати документов вместо продажи оборудования, расходных материалов и обслуживания.

Олег Рыбалкин видит в связи с этим на российском рынке устройств печати весьма остроумный тренд, выраженный известной формулой «не можешь предотвратить — возглавь!»: раз покупатель привык к наличию совместимой расходки, значит, теперь он морально готов платить больше за аппараты, для которых та выпускается. Производители же, учитывая спрос, подняли цену на совместимые со сторонними расходниками аппараты и при этом часть получаемой с их помощью прибыли направили на компенсацию высокой стоимости оригинальных расходных материалов. В результате цена на последние уменьшилась до приемлемого для потребителя уровня — и продажи оригинальных расходников снова выросли. «Насколько хватит этого логичного тренда? — задаётся вопросом эксперт. — Пока предположить трудно, ибо такая эквилибристика с маржинальностью требует политической воли. В то же время отрадно видеть клиентов, которые, поиграв с совместимыми расходными материалами, в итоге остановили свой выбор на оригинальном продукте, оценив в разы меньшее количество возникающих технических проблем и более высокое качество печати, особенно применительно к цветным МФУ».

«Безусловно, использование оригинальных и совместимых расходных материалов — это очень болезненная тема для всех производителей печатающей техники», — подтверждает Андрей Антонов. Кто-то из производителей разрабатывает дополнительные уровни защиты от использования неоригинальных расходных материалов на уровне картриджей и управляющего ПО печатных машин. А кто-то изначально делает ставку на низкую себестоимость печати и стоимость владения, стремясь тем самым предоставить рациональные аргументы склонным к разумным решениям заказчикам.

Павел Анохин видит в проблеме неоригинальной расходки две составляющие: борьбу с контрафактным продуктом, когда под видом расходных материалов известного бренда пользователю продают подделку, и резкий рост объемов совместимых расходных материалов, так называемых «клонов». Согласно недавнему исследованию, проведённому компанией Harris Interactive по заказу HP, в настоящее время риск приобретения контрафактных печатных материалов для компаний выше, чем когда-либо ранее. По данным Коалиции производителей расходных материалов для печати (Imaging Supplies Coalition), такая продукция уже обходится мировой экономике в 3 млрд. долл. в год. При этом инфраструктура поставщиков контрафакта в мире с каждым годом растет, у покупателей отсутствует навык определения оригинальности продукта, а также понимание рисков, связанных с использованием поддельной продукции. «Всё это ведет к увеличению количества контрафакта на рынке», — заключает эксперт.

Согласно опросам Harris Interactive, за последние четыре года количество компаний, работающих с проверенными поставщиками, уменьшилось более чем на 30%. Число компаний, приобретающих продукцию исходя из ее доступности, увеличилось на 27%. При сотрудничестве с растущим числом поставщиков, уровень доверия к которым невысок, представителям малого и среднего бизнеса всё сложнее быть уверенными в подлинности приобретаемых ими картриджей.

На фоне вызывающих беспокойство тенденций на рынке печатной продукции производители оригинальных расходных материалов продолжают прилагать значительные усилия для борьбы с этой проблемой, в частности активно взаимодействуя с местными правоохранительными органами и ведя просветительскую работу среди своих клиентов и партнёров с целью усиления их бдительности в отношении поддельной печатной продукции.

В 2019 г. российские правоохранительные органы провели серию крупных рейдов, ликвидировав преступную группировку, занимавшуюся оптовой торговлей поддельными картриджами марок HP и Samsung. В ходе рейдов на жилые и складские объекты в Поволжье и Московской области было конфисковано 10 000 контрафактных картриджей и 205 000 компонентов для производства поддельных расходных материалов.

Что же касается совместимых расходных материалов («клонов»), то клиенты, которые покупают сторонние расходные материалы, порой даже не понимают разницу между оригинальными картриджами и совместимыми аналогами — об этом также свидетельствует Павел Анохин: «При использовании картриджей-клонов нужно учитывать риски, связанные с качеством этих расходных материалов — они могут плохо подходить к принтеру, состоять из низкокачественных материалов, чернила могут протекать, а печатающие головки засоряться, выводя из строя сам принтер. Эти последствия ведут к увеличению потребляемой принтером электроэнергии, низкому качеству печати, дополнительным затратам на бумагу для перепечатки документов, не говоря уже о дополнительном времени, которое сотрудник тратит на очередную печать одного и того же файла. Стоит также обратить внимание на риски, связанные с негативным влиянием на окружающую среду, что особенно актуально для заказчиков, которые ведут бизнес в рамках концепции устойчивого развития. Наконец, документы, напечатанные с помощью неоригинальных расходных материалов, не будут соответствовать требованиям к архивному хранению и со временем могут просто выцвести».

Впрочем, взгляды вендоров и дистрибьюторов на неоригинальную расходку не всегда совпадают. «Никакой „болезненности“ в теме оригинальных расходных материалов я не вижу, — твёрдо формулирует свою позицию Татьяна Скокова. — Она непростая, но не болезненная. Любой производитель хочет продавать много оригинальных дорогих картриджей, а любой пользователь хочет их покупать по низкой цене. Вот и ищут компромисса».

По свидетельству Дмитрия Петрова, невзирая на неблагоприятные экономические условия, поставки расходных материалов растут. При этом, если в сегменте домашних пользователей и малых офисов традиционно для нашего рынка господствуют совместимые картриджи, то средний и тем более крупный бизнес в последние годы отдаёт предпочтение оригиналу. Такие компании, как правило, применяют большие и дорогие МФУ, а с ростом стоимости печатного оборудования падает стоимость расходников и, следовательно, каждого отпечатка. Поэтому экономия от использования неоригинальных материалов для них становится незначительной, а вкупе с потерей сервисной поддержки производителя — и вовсе отрицательной. Производители со своей стороны также стимулируют этот спрос: одни обновляют продуктовые линейки, до того, как на рынке сформируется критическая масса их устройств, при которой производство совместимых материалов станет экономически оправданным, другие повышают доступность оригинальной продукции. Производители струйной техники осваивают технологию СНПЧ, при которой стоимость оригинальных материалов становится лишь на 5–7% выше совместимых.

Борис Дубов, напротив, считает, что объём поставок расходных материалов в количественном выражении падает, поскольку спрос на рынке смещается в сторону более производительных устройств, которые реже требуют замены картриджей: «Отрицательная динамика наблюдается и в денежном выражении по причине более низкой стоимости отпечатка у принтеров и МФУ более производительных сегментов. С запуском новых поколений печатных устройств в 2016–2017 гг. издержки на обслуживание офисной техники средней и высокой производительности сильно снизились. С тех пор они остаются на почти неизменном уровне. Ещё один фактор, который вызывает спад на рынке расходных материалов, — постепенный вывод из эксплуатации старых, более дорогих в обслуживании устройств».

Оригинальные расходные материалы играют важную роль в бизнесе всего канала сбыта продукции. Используя один и тот же процент торговой наценки, на оригинальных расходных материалах канал зарабатывает больше, чем на совместимых картриджах. Поэтому и вендоры, и представители канала заинтересованы продавать оборудование в первую очередь компаниям с большим объёмом печати и высокими требованиями к качеству отпечатка, отказоустойчивости и надёжности устройств. Со стороны заказчиков именно такие организации на текущий момент преобладают в структуре потребления, формируя качественную, отказоустойчивую и эффективную офисную инфраструктуру. Так что крупные заказчики чаще всего делают выбор в пользу оригинальных картриджей. «Отрадно, что благодаря совместным усилиям вендоров и продавцов заказчики хорошо знают о проблеме контрафакта и работают над её решением, — заключает Борис Дубов. — Компании внимательно относятся к приёмке расходных материалов и активно взаимодействуют с производителями, чтобы убедиться, что закупают оригинальную продукцию».

Непрерывность — залог успеха?

Офисные струйные принтеры и МФУ постепенно теснят картриджные лазерные аппараты — но мимолётная ли это мода или всё же серьёзный долгосрочный тренд? Олег Рыбалкин уверен, что до тех пор, пока технологии СНПЧ не станут проще, изготовленные на их основе устройства не займут заметной доли в офисе «хотя бы из эргономических соображений». «Машины с непрерывной подачей чернил и тонера постепенно появляются в офисах, но происходит это крайне низкими темпами, — соглашается Дмитрий Петров. — Если когда-то они вытеснят с рынка традиционные принтеры и МФУ, произойдет это никак не в ближайшие 10–15 лет».

Александр Кушигин напоминает, что аппараты с СНПЧ покупают люди, точно понимающие, что это такое и зачем им это нужно: они стремятся минимизировать стоимость отпечатка. Однако при объёмах печати, например, 50 страниц в месяц (персональный аппарат дома или в кабинете руководителя) все затраты на расходку составляют от силы 250–300 рублей в месяц, и существенной экономии в абсолютных цифрах не получится. А на другой чаше весов — меньшие габариты и простота использования лазерного аппарата, что зачастую бывает важнее или желаннее, чем сбережение одного-единственного рубля в день.

«СНПЧ и СНПТ, как правило, используютсмя в персональных устройствах дома или в маленьких офисах ИП, — полагает Алексей Кулешов. — При увеличении формата бизнеса и роста задач печати такие компании и пользователи переходят к современным лазерным устройствам». «По нашим прогнозам, оборудование с СНПЧ и СНПТ в ближайшем будущем не займёт существенной доли в сегменте офисной печати В2В, — соглашается Борис Дубов. — Это связано с важными преимуществами лазерных принтеров и МФУ с точки зрения качества и пригодности отпечатков к длительному хранению».

«Россия остаётся „лазерной“ страной, — констатирует Павел Анохин. — При этом спрос на устройства с СНПЧ и СНПТ на российском рынке продолжает расти, ведущие мировые производители борются за лидерство в данном направлении, потому что видят интерес среди потребителей к этой технологии».

Позвольте это дополнить

Принтер должен печатать, копир — копировать, МФУ — ещё и оцифровывать документы и отправлять/принимать факсы, хотя последнее важно уже далеко не для всех российских заказчиков. Традиционная организация офисного документооборота ничего сверх того от инфраструктуры печати не требует. Однако в условиях тотальной цифровизации управление печатью становится делом куда более сложным: заказчики чаще обращают внимание на такие дополнительные возможности, как упрощённая печать с мобильных устройств, усиленные средства безопасности, двусторонняя и экономичная печать «из коробки» и т. п. Всё более заметная доля заказчиков начинает обращать внимание не столько на продажную цену устройства, сколько на его ТСО.

Впрочем, начинает ли? По словам Дмитрия Петрова, цена как таковая остаётся определяющим фактором в нижнем ценовом сегменте. В среднем же и высоком на первый план действительно выходят совокупная стоимость владения, доступность технической и сервисной поддержки со стороны производителя и безопасность. Чем крупнее компания, тем, как правило, выше требования к функциональности устройств: дуплексная печать, авторизация пользователя на устройстве и другие опции переходят в категорию must have.

«К счастью, уровень потребительской культуры заказчиков растёт, — свидетельствует Олег Рыбалкин. — Вес ТСО при принятии решения о закупке заказчиком увеличивается. Второй по важности фактор, наличие у вендора системы управления коробками и ее гибкость, тоже все больше влияет на выбор. Отдельные технические функциональные возможности пока менее критичны ». При этом, отмечает эксперт, для бюджетных организаций цена коробки все равно продолжает оставаться определяющей. Вместе с тем в некоторых организациях такого рода из-за сокращения бюджетов на «железо» наблюдается тенденция перехода к печати как услуге в той или иной форме — то есть ограниченность средств на классическое построение офисного документооборота заставляет порой бюджетников следовать самым передовым аутсорсинговым трендам.

Алексей Кулешов отмечает, что крупные компании всё чаще осознанно делают ставку на аутсорсинг печати, поэтому для них становятся важны ТСО и высокий уровень сервиса. Кроме того, растёт количество устройств, которые переходят в формат «умного МФУ», предусматривающий интеграцию с популярными облачными решениями (Google, Microsoft и т. п.), поскольку всё больше заказчиков переводят свою ИT-инфраструктуру в облака. Вдобавок ключевое значение приобретает возможность работы со смартфонов и планшетов, без которых уже трудно представить себе повседневную жизнь современного коммерческого предприятия.

Требования любого заказчика к печати стандартны — устройство должно работать надёжно, без сбоев, а печать должна быть максимально дешёвой, напоминает Татьяна Скокова: «Это основное, далее идут „нюансы“, зависящие от размера заказчика, от целей, которые он преследует, от его готовности платить. И если за часть опций в устройстве (например, сеть или дуплекс) заказчик платит почти не задумываясь, то необходимость, скажем, в двустороннем сканировании, наличии Wi-Fi или жёстком диске он не всегда понимает, и тут нужно объяснять и искать варианты максимального удовлетворения его потребности ». «Всё зависит от того, что за заказчики, — соглашается Александр Кушигин. — Даже персональные принтеры для дома будут сильно различаться в зависимости от того, покупает ли такую технику студент, бизнесмен или пенсионер. У банка, сотового оператора и крупного КБ также совершенно разные потребности, поэтому общие для всех требования сформулировать невозможно».

Рыночным стандартом уже стала не только двусторонняя печать «из коробки», но и дополнительные приложения для печатных устройств, позволяющие лучше интегрировать их с бизнес-процессами и программными продуктами каждой конкретной компании — об этом напоминает Борис Дубов: «Сейчас почти не осталось производителей, которые не предлагают заказчикам возможность подключать такие дополнительные функции. Но, как и в любом интеграционном процессе, высокий уровень развития канала становится ключевым преимуществом, которое способно выделить предложение в глазах заказчиков. Например, к этой категории можно отнести богатый опыт разработки и внедрения решений, а также большой объём ресурсов, которые помогают их интегрировать».

«Ещё несколько лет назад на показатели ТСО никто не обращал внимания, — делится своими наблюдениями Андрей Антонов. — Теперь же многие готовы пожертвовать первоначальной ценой и больше заплатить за устройство, только если совокупная стоимость владения окажется ниже. Также в современных офисах всё востребованнее становятся функция „защищённой печати“ и различные функции повышения конфиденциальности и защиты персональных данных». «Растёт осведомленность корпоративных заказчиков о том, что принтеры — уязвимое место для хакеров и риск атаки на корпоративную сеть через них очень высок, поэтому усиленная система безопасности принтера в офисе становится существенным показателем при его выборе, — подтверждает важность ИБ-аспекта Павел Анохин.

Бедная Грета

Простая шведская девочка с украденным злобными корпорациями детством всколыхнула в уходящем году общественное мнение: проблемы оптимизации расходования планетарных ресурсов и защиты природы поднимаются теперь в связи решительно с любой темой. Вот и на рынке печатающей техники по всему миру растёт спрос на экономичные и экологичные устройства, на программные средства для управления документооборотом. Правда — с главным упором всё же на экономию и функциональность, а не на экологию. «Популярным трендом сейчас является тотальная диджитализация, про это рассказывают практически на каждом мероприятии, — подтверждает Олег Рыбалкин. — Безопасная „умная“ печать документов это уже must have, распознавание текста документа, последующая маршрутизация и архивация документа во внутренние системы — nice to have».

По мнению Андрея Антонова, экономичная и энергосберегающая печать — это по сути дела синонимы струйной печати: «Если раньше только коммерческие компании обращали внимание на фактор ТСО, то сейчас уже и для заказчиков из госсектора экономия при печати становится ключевым фактором». Экономию же разумнее всего обеспечивать через внедрение систем управления печатью либо документооборотом в целом (MPS/MDS), а не просто за счёт поставок оригинальных расходных материалов со скидкой, например.

«Тема непростая, но интересная, — соглашается Татьяна Скокова. — Её сейчас многие изучают, пробуют, оценивают, ищут пути внедрения». Опыт Александра Кушигина свидетельствует, что MPS становится всё востребованнее: «Мы видим по нашим партнёрам, что уже есть довольно много конкурсов именно на MPS. Экономичность и энергосбережение — значение этих параметров также растет, особенно в коммерческом секторе».

Производители постоянно повышают энергоэффективность устройств и стремятся снизить совокупную стоимость владения ими. Это общемировой тренд, напоминает Дмитрий Петров, и наша страна не исключение: «Что же касается систем управления печатью и документооборотом, то они вошли в практику крупных корпораций с большим объёмом печати. Малым и средним бизнесом эти решения практически не востребованы».

В текущей экономической ситуации, подтверждает Алексей Кулешов, компании всё чаще задумываются над эффективностью используемого оборудования: «Кроме того, в рамках мирового тренда заботы об экологичности и о ресурсах планеты всё больше компаний стараются использовать энергосберегающие устройства. Конечно, как правило, оба эти качества присущи только „умным“ устройствам печати, в которых можно выставить режимы экономии тонера, принудительной двусторонней печати и таймер перевода в режим энергосбережения. Поэтому современные компании готовы выбрать наиболее „умные“ устройства, отвечающие этим требованиям».

По мнению же Бориса Дубова, энергосбережение не входит в список приоритетов для российских заказчиков, хотя производители так или иначе обеспечивают всё бо́льшую энергоэффективность своих устройств, следуя общемировым тенденциям. Потребление умных устройств и сервисов стабильно растёт: «На мой взгляд, за ними будущее, — уверен эксперт. — Наиболее перспективны гибкие конкурентоспособные услуги, которые позволяют компаниям с большей лёгкостью перестраивать бизнес-процессы. В рамках этого тренда на рынке аутсорсинга печатных процессов выделилось два направления конкуренции. Первое основано на борьбе за минимальную цену базового предложения. Второе заключается в соперничестве поставщиков, которые внедряют более гибкие и масштабируемые услуги с элементами аналитики. Хотя такие сервисы дороже, многие компании готовы за них доплачивать, чтобы добиться максимально эффективного управления бизнес-процессами. Этот тренд тесно связан с ростом популярности облачных решений, взаимодействие с которыми в рамках ИТ-инфраструктуры будет становиться всё более важным требованием в перспективе одного-двух лет. Возможно, этот процесс будет сопряжён с развитием российских облачных предложений».

Контракты против транзакций

Рынок аутсорсинга печати в России, без сомнения, существует и развивается, что подтверждает как увеличение количества сервисных провайдеров, так и рост проектных машин (MIF) у его основных игроков. Однако российский аутсорсинг, по мнению Олега Рыбалкина, в определённой мере своеобразен: «Во-первых, в связи со сложной географией большинство проектов реализовано в относительно примитивном BPS-формате (предоставление техники плюс покопийные контракты). Во-вторых, на рынке присутствует немало количество организаций, предоставляющих аутсорсинговые услуги, которые готовы обеспечить заказчику экономию только за счёт снижения качества используемых расходных материалов и оборудования, но не за счёт повышения эффективности и внедрения передовых технологий и программных продуктов». Аутсорсинг, по словам эксперта, — это скорее дополнительный вариант реализации проектов, а не конкурент классической транзакционной поставки.

Как свидетельствует Павел Анохин, всё чаще российские заказчики начинают переходить на услугу аутсорсингового управления печатью в офисе (MPS): «Компании не приобретают и не ставят на баланс дорогостоящее надёжное оборудование, а платят подрядчику за количество отпечатков, сделанных в определённый период времени. Это освобождает ИТ-службу компании от необходимости поддерживать парк печатных устройств, гарантирует заказчику высокое качество печати, низкие затраты, своевременный сервис, внедрение самых различных систем безопасности и прочее».

По статистике, которую приводит Алексей Кулешов, аутсорсинг печати занимает порядка 15% от общего рынка печати, и эта доля ежегодно растёт: «Удобство такой формы печатной инфраструктуры, когда заказчик платит лишь за отпечаток, выходит на первое место для крупных компаний не только в частном секторе, но и в государственном».

«На рынке печати эта услуга относительно новая и до конца еще не раскрывшаяся, — делится своими наблюдениями Татьяна Скокова, — но развитие аутсорсинга в других областях (например, бухгалтерия, клиринг и т. д.) говорит о том, что тема в общем-то востребованная. Просто нужно время, чтобы те, кому она может быть интересна, осознали это, сформировали потребность». Напротив, Александр Кушигин говорит о том, что организация центров печати, в которых заказчики имеют возможность дистанционно аутсорсить печать, была популярна несколько лет назад, такие центры активно развивались: «Но рынок тут не слишком широк и в данный момент уже практически охвачен».

«Наша компания была одним из пионеров российского рынка аутсорсинга офисной печати, — не без гордости напоминает Дмитрий Петров. — Данный сервис востребован прежде всего крупными компаниями со штатом в тысячу и более человек и большим парком копировально-печатной техники. В нашей стране этот рынок ежегодно растет на 10–15% в объёме потребляемых услуг, что ниже общемировых темпов. При этом в последние годы происходит трансформация предложения сервис-провайдеров от управления печатью к управлению документооборотом».

Покопийные контракты — будущее офисной печати

Каждый успешный бизнес успешен по-своему, но всё же между различными историями успеха есть нечто общее. А именно — концентрация максимума доступных средств и усилий на основном виде деятельности компании; бестрепетное урезание всех непрофильных затрат; перевод любой вспомогательной активности на аутсорсинг. Офисная печать сегодня для подавляющего большинства бизнесов — как раз та самая вспомогательная активность, которую без малейшего ущерба для дела можно доверить профессионалам со стороны, поставив соответствующие расходы под строгий контроль. Даже не столько можно, сколько нужно.

Печать на вынос

Рынок услуг аутсорсинга печати и документооборота (MPS — Managed Printing Services) развивается в наши дни чрезвычайно активно. По оценке IDC, в ближайшее время он будет расти глобально со среднегодовым темпом почти 6% и к 2021 г. выйдет на уровень 47,9 млрд. долл.

Подробнее

Борис Дубов считает, что большинство российских заказчиков уже хорошо знакомо с возможностями аутсорсинга печатных процессов. О внедрении таких услуг всё чаще задумываются даже на предприятиях среднего бизнеса, в промышленных и государственных организациях. «Вместе со спросом на рынке аутсорсинга растёт и предложение, — резюмирует эксперт. — С каждым годом объём этого бизнеса растёт, и всё больше партнёров переходят от обычных продаж оборудования, расходных материалов и запасных частей к оказанию аутсорсинговых услуг».