В России, хотя и снижающимися темпами, но растет нелегальный онлайн-рынок алкоголя. В 2019 году его объем составил 2,5 млрд. рублей, что на 19% больше чем годом ранее, сообщает компания Group-IB. Она же детализирует ситуацию: «В 2019 году было обнаружено около 2500 сайтов, аккаунтов и групп в соцсетях, торгующих алкогольной продукцией в Интернете (в 2018 году их было больше — около 4000)».
Прирост продаж на фоне сокращения количества участников говорит о совершенстве работы остающихся на плаву дельцов. «Продолжившиеся в 2019 году массовые блокировки со стороны Роскомнадзора (РКН) ресурсов с дистанционной продажей алкоголя привели, с одной стороны, к сокращению количества сайтов, а с другой — к внедрению новых форматов торговли и „миграции“ алкоторговцев в мессенджеры. Аккаунты используются для рекламы, продвижения самого онлайн-магазина, контакта с покупателями и даже для хантинга новых сотрудников для расширения нелегального бизнеса», — сообщает Group-IB.
Эксперты компании отмечают, что «предназначенные для торговли алкоголем мобильные приложения используют проверенную схему продажи сувениров, „подарком“ к которым идут крепкие алкогольные напитки. Подобные схемы используют как перекупщики, реализующие в интернете алкоголь из розничных сетей, так и мошенники, торгующие контрафактом».
Совершенствование предложения совпадает с приростом спроса. «В 2019 году значительно вырос и потребительский спрос — количество поисковых запросов по фразе „Купить алкоголь“ в этом году по сравнению с прошлым годом в поисковиках увеличилось на 34,6%», — сообщает Group-IB.
Отмечаемая картина, очевидно, требует не только карательных, но и профилактических или упреждающих мер. С января 2020 года стоимость спиртных напитков в России вновь повысится, что дополнительно простимулирует спрос и находчивость нелегальных продавцов, которых так любят за доступность цен! На фоне роста спроса и совершенства предложения эффективным инструментом борьбы с нелегальной торговлей становятся экономические рычаги влияния. Ведь если бизнес уходит в тень, то значит, ему становится неуютно под «солнцем». К тому же и на офлайн-рынке алкоголя не все благополучно. В 2017 и 2018 гг. соответственно 47 и 33% всей водки оказалось контрафактной.
Однако продолжающееся повышение минимальных цен расширяет возможности нелегальных продавцов, привлекающих в основном низкой ценой и таким же качеством. Так что 2020 год скорее всего принесет лишь рост контрафакта.