Несколько новых опросов руководителей предприятий в разных регионах мира дают представление об изменении бизнес-планов из-за пандемии, пишет портал InformationWeek.
Пандемия коронавируса COVID-19 изменила все. Многие работающие отправлены в отпуска, другие работают дома. Улицы, а кое-где и полки в магазинах опустели. Руководители компаний пересматривают бюджеты и приоритеты, поскольку новые условия принципиально отличаются от тех, в расчете на которые осуществлялось планирование на 2020 г.
О чем говорят руководители на виртуальных заседаниях правлений, корректируя ожидания и планы на 2020 г.? Примерно через месяц после введения режима изоляции стала появляться информация о принимаемых руководством компаний мерах с целью обеспечить работу предприятий и подготовиться к возвращению к нормальной жизни.
Одним из источников таких сведений является опрос компании Dresner Advisory Services, которая сейчас занимается изучением пользователей (2020 User Survey) и включила несколько вопросов о последствиях COVID-19 в анкеты для лидеров бизнеса. Большинство респондентов (в среднем 61%) сообщили, что пандемия повлияла на бюджеты и приоритеты. Ответы не сильно различались в зависимости от региона: 72% в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, 66% в Северной Америке и 62% в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Следует учитывать, что вопрос задавался до 24 марта, когда Dresner Advisory Services опубликовала результаты опроса.
«Азиатско-Тихоокеанский регион, где применяются наиболее жесткие меры для сдерживания пандемии и где проведено наибольшее количество тестов, сообщает о самом низком уровне заражения несмотря на то, что сначала COVID-19 затронул его в наибольшей мере, — пишут авторы исследования. — Если брать все регионы, то распределение ответов соответствует серьезности положения в них с COVID-19».
Dresner Advisory Services сгруппировала также ответы по должностям респондентов. Из тех, кто занимается операциями (включая производство, цепочки поставок и сервисы), 89% сообщили о влиянии пандемии на проекты или бюджеты. Среди руководителей компаний их доля составила 83%, в маркетинге — 75%, среди финансовых работников — 65%, среди ИТ-специалистов, как и среди занимающихся исследованиями и разработками, — 60%, среди специалистов по бизнес-аналитике 56%.
В отраслевом разрезе секторы технологий (59%) и финансовых услуг (53%) сообщили о наименьшем эффекте. Школьное и высшее образование (93%), консалтинг (88%) и здравоохранение (78%) — о наибольшем.
Между тем, 30 марта Gartner опросила 317 финансовых директоров и обнаружила, что 62% планируют на этот год некоторое сокращение планов продаж, общих и административных расходов. Если 38% не ожидают каких-либо сокращений в этом году, то 18% планируют сократить каждую категорию расходов минимум на 10%. В наибольшей мере сокращение коснется подразделений маркетинга, бюджет которых будет урезан на 10% или более.
Одинаковое сокращение по всем подразделениям может оказаться ошибкой, считает Денниз Гэннон, вице-президент — консультант Gartner Finance Practice. «Сокращение всех категорий планов продаж, общих и административных расходов (SG&A) часто оказывается проявлением близорукости, — отметил он. — Например, мы видим, что коронавирус побудил шире использовать работу на дому. Такой переход к удаленной работе в больших масштабах создает дополнительную нагрузку на ИТ-подразделения. Если вынудить отвечающих за ИТ-инфраструктуру сократить затраты в том же объеме, что и другие подразделения, можно подвергнуть организацию новым рискам или негативно повлиять на непрерывность ведения бизнеса».
Gartner рекомендует организациям вместо сокращения численности персонала или общего урезания расходов консолидировать продукты и сервисы, оставив лишь несколько линеек. «Там, где портфели продуктов или сервисов организации излишне объемны, скрытые издержки, связанные со сложностью, снижают рентабельность. Наиболее грамотные финансовые директора используют COVID-19 в качестве рычага, чтобы извлечь значительные операционные преимущества из наиболее прибыльных производств, не снижая ценности бизнеса», — пояснил Гэннон.