Компании изучают, как будет выглядеть рабочее место после прекращения карантина. Учитываются необходимость социального дистанцирования, плексигласовых щитков, индивидуальных средств защиты и в некоторых случаях инструментов отслеживания контактов, отмечают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
Последние недели мир живет, соблюдая требования не выходить из дома (как минимум без острой необходимости) и другие ограничения. Одни страны ужесточают, другие ослабляют эти требования. Даже в тех регионах, которые в наибольшей мере затронуты коронавирусом COVID-19, местные власти прекрасно сознают, каким тяжким бременем эти ограничения ложатся на людей и на экономику. И если они еще не ослабили ограничений, то начали говорить, как это будет выглядеть.
О том же рассуждают и на предприятиях. После введения карантинных ограничений ИТ-подразделения постарались быстро оснастить офисных работников всем необходимым для работы на дому. Возврат к работе в офисе будет происходить медленнее и более продуманно, если вообще произойдет. Некоторые предприятия планируют сделать удаленную работу постоянной.
В то же время многие организации начинают задумываться, как будут выглядеть рабочие места после возвращения работников в офисы.
Мик Слэттери, президент провайдера управляемых сервисов CompuCom, дочерней компании Office Depot, сообщил, что его клиенты сначала часто запрашивали помощь при переходе к виртуальному офису, в т. ч. по поводу многофакторной аутентификации и инструментов организации сотрудничества. «Теперь это в прошлом, — сказал он. — Теперь мы обсуждаем с клиентами, как будет выглядеть офис после возвращения сотрудников и как в нем будет соблюдаться социальная дистанция».
Многие из этих вопросов относятся к компетенции HR. Но изменения будут колоссальными. «За последние несколько недель взгляд на работу дома изменился больше, чем за предшествующие несколько десятилетий», — отметил Слэттери. Не все сотрудники вернутся в офис. Организации осваивают новую реальность, где будут использоваться виртуальные встречи и другие инструменты организации сотрудничества. На втором этапе развития пандемии одни будут работать в офисе, другие дома. Будет больше гибкости в отношении того, кто где и когда работает.
В своей компании Слэттери определил «основные часы» — время, когда сотрудники должны находиться в офисе. В остальное время они могут работать как в офисе, так и дома.
Консалтинговая компания PwC планирует переоборудовать офис для соблюдения социальной дистанции. Она будет требовать от сотрудников измерять температуру и носить маски в офисе и во время поездок. ИТ-специалистов и другой обслуживающий персонал планируется оснастить плексигласовыми щитками и другими индивидуальными средствами защиты. Те, кто плохо себя чувствует, кто принадлежит к группе высокого риска или ухаживает за кем-то, принадлежащим к этой группе, должны оставаться дома. PwC разработала также набор продуктов Check-in, включающий инструмент автоматического отслеживания контактов для выявления сотрудников, общавшихся с коллегами, у которых тест на COVID-19 оказался положительным.
«Вопрос не в том, как безопасно вернуть людей на работу в прежних условиях, — сказал Тим Райан, председатель правления и старший партнер PwC. — Вопрос, который нам задают, звучит так: как будет выглядеть работа в дальнейшем и как компании в дальнейшем работать иначе с учетом того факта, что теперь во многих случаях работать удаленно значит работать безопасно, и работать эффективно, обеспечивая защиту сотрудника? А кроме того, как компании в дальнейшем управлять затратами и производительностью? Обсуждается не просто возвращение к тому, что было, но и как это будет выглядеть в дальнейшем».
Предпринятые PwC шаги соответствуют тому, что думают опрошенные компанией CFO. Во время кризиса опросы проводятся каждые две недели. Последний из них показал, что 77% CFO прогнозируют смену средств защиты после возвращения к работе в офисах, 65% изменят планировку рабочих мест для обеспечения социального дистанцирования и 22% планируют в той или иной форме отслеживать контракты.
«Здоровье и безопасность работников все больше будут становится важнейшим преимуществом места работы, и компании, вероятно, станут шире использовать технические решения как в традиционных офисных средах, так и для помощи работающим удаленно, доля которых будет расти», — сказала Эмити Миллхайзер, вице-президент и директор по работе с клиентами PwC.
Действительно, 49% CFO ожидают, что в тех случаях, когда это возможно, удаленная работа станет постоянной. Но некоторые не имеют возможности работать удаленно. Например, работники ресторанов, промышленные рабочие, стилисты и парикмахеры.
Недавно соучредитель Microsoft и филантроп Билл Гейтс также обратил внимание на некоторые сложные проблемы, которые возникнут с возвращением на традиционные рабочие места. «Основной принцип должен заключаться в разрешении действий, которые дают большие преимущества экономике или благосостоянию людей, но сопряжены с малым риском инфицирования, — заявил он. — Но если углубиться в детали и посмотреть на всю экономику, картина быстро усложняется. Нельзя просто сказать „можно делать X, но нельзя делать Y“. Для этого современная экономика слишком сложна и взаимосвязана».
Гейтс приводит в качестве примера современный ресторан. Даже если удастся разместить посетителей в двух метрах друг от друга, можно ли обеспечить работоспособную цепочку поставок продуктов? Будет ли ресторан прибыльным при сокращении числа посетителей? Как будут сотрудники добираться до работы без использования общественного транспорта? Рестораны и промышленные предприятия, вероятно, окажутся в наибольшей степени затронуты последствиями пандемии.
Фонд Гейтса выделил 250 млн. долл. на борьбу с пандемией. Кроме того, он объявил, что располагает 2,5 млрд. долл. для преодоления кризиса. В 2015 г. Гейтс говорил о необходимости готовиться к новой эпидемии и о том, насколько мы в действительности не готовы к ней.