Реализация инициатив по реорганизации предприятия, сокращению операционных затрат и автоматизации процессов является обязательным условием для обеспечения успеха в новой бизнес-парадигме, которая наступит после окончания пандемии. Сотрудники консалтинговой компании A.T. Kearney поделились на портале InformationWeek своими советами, которые помогут придать ей содержательность.
По мере того, как компании продолжают преодолевать сложности, вызванные COVID-19, мы стали свидетелями ряда рыночных изменений и адаптации к ним бизнеса, что вне всяких сомнений повлияет на будущее ИТ на предприятии. Можно сказать, что эти изменения подтолкнули компании к консолидации ИТ-ресурсов для достижения синергии затрат. Они стремятся как можно быстрее внедрить ИИ и инструменты автоматизации, чтобы ускорить доставку новых продуктов и инновации. Очевидно, что для того, чтобы добиться успеха в новой парадигме, ИТ-отделам нужно оперативно переходить к действиям.
Компании в разных отраслях уже приступили к реорганизации посредством разработки трех основных операционных моделей:
- переход на новый уровень цифровых взаимоотношений с клиентами. Изменившиеся привычки клиентов, связанные в том числе с ограничительными мерами по личным контактам, вызвали необходимость для B2C и B2B привести в цифровой вид свои отношения с клиентами. В качестве примера можно привести Audi, которая в числе других крупных ритейлеров применяет VR-технологии для отрисовки виртуальных автосалонов, сокращая тем самым затраты на недвижимость и сводя к минимуму личный контакт, в то время как Amazon Go внедряет новшества в оплате покупок в розничных магазинах;
- повышение надежности основных бизнес-операций. Компании осознают необходимость повышения устойчивости и гибкости своих основных операций путем стратегических инвестиций в технологии в таких ключевых областях, как цепочки поставок и управление запасами;
- создание новых способов работы. Предприятия в ускоренном режиме внедряют новые методы работы, включая применение удаленных рабочих сред и инструментов для виртуального взаимодействия. Аптеки задействуют виртуальные платформы для дистанционных консультаций и онлайн-обработки рецептов. Многие компании также предприняли серьезные шаги для кардинального изменения своих ближайших планов в отношении удаленной работы. Например, Google решила отодвинуть срок возвращения своих сотрудников в офисы до осени 2021 г.
Ниже приведены несколько стратегий для решения этих проблем и перехода от выживания к успеху, где ИТ-отделы должны предпринять немедленные, агрессивные шаги для адаптации к более быстрому бизнесу и новой ИТ-среде. Они должны носить первоочередной характер и затрагивают следующие аспекты работы ИТ-службы.
Организационный дизайн. Базовый анализ текущих операций позволит определить, как перераспределить малоиспользуемые ресурсы или реструктурировать команды, чтобы их можно было более эффективно задействовать в проблемных областях и новых стратегических инициативах. Для этого можно воспользоваться популярными инструментами «оргалитики» (организационной аналитики) типа OrgVue и Nakisa. Они предоставляют необходимые технологии для расчета норм управляемости, определения разницы в уровнях между сотрудниками и их линейными руководителями.
Стоимость рабочих ИТ-операций. Первым шагом на пути к снижению затрат на рабочие операции в ИТ должен стать пересмотр отношений с ключевыми поставщиками с целью обеспечения непрерывной работы и, если возникнет необходимость, внесения краткосрочных корректировок в договорные обязательства. Рассматривая возможность консолидации поставщиков, в итоговую оценку нужно включить такие параметры, как стоимость, уровни обслуживания и широту охвата. Также стоит оценить расходы на проект с учетом общей корпоративной стратегии и его влияния на непрерывность бизнеса после наступления «новой нормальности».
Перестройка внутренних процессов. Приступая к внутренней реорганизации процессов требуется хорошо изучить передовые практики, заняться обучением сотрудников и внедрить стандартные рабочие процедуры, что потребуется для дальнейшей работы персонала по удаленной модели. Конечно, некоторым сотрудникам дата-центров наверняка придется остаться на месте, поэтому предприятию нужны подробные планы действий в чрезвычайных ситуациях, что позволит сохранить их здоровье и обеспечить безопасность.
После выполнения вышеприведенных первоочередных шагов предприятие может перейти к долгосрочному планированию. По мере того, как бизнес и общество начинают восстанавливаться, руководству следует подумать о том, как обеспечить устойчивость рабочих процессов, оставаясь при этом готовым к будущим вызовам.
В качестве первого шага к улучшению структуры организации на долгосрочную перспективу ИТ-службе стоит сфокусироваться на развитии возможностей и переориентировать команды на продукты и платформы. Разработка совместных платформ, которые можно задействовать в рамках всего бизнеса, повысит скорость предоставления ИТ-услуг и использования бизнес-ориентированного дизайна. ИТ-отдел, сфокусированный не на технологиях, а на продуктах и платформах, расширяет горизонт возможностей предприятия.
Помимо этого потребуется провести реорганизацию внутренних и внешних команд специалистов, начиная с определения набора навыков, необходимых для предоставления решений для удовлетворения меняющихся предпочтений клиентов, а именно: наличия мобильного опыта (например, разработка iOS, облако и т. д.), знания экосистемы устройств (например, IoT) и кастомизации (например, аналитика с использованием ИИ/МО). Это поможет обеспечить бесперебойное обслуживание клиентов и мультиканальную персонализацию.
Что касается внешней рабочей силы, то компаниям нужно перейти к модели отношений, ориентированных на результат (outcome-based relationship, OBR). Она предусматривает контрактные обязательства с оплатой по результату (в отличие от традиционных контрактов с повременной оплатой), что позволит избавиться от неэффективности и передать ответственность за реагирование на риски ИТ-поставщикам. Предприятиям также следует вооружиться практикой заключения контрактов с ценообразованием на основе спроса с формированием временного персонала, которая поможет оптимизировать затраты.
Если предприятие хочет в долгосрочной перспективе оптимизировать затраты на ИТ-работы, но при этом не пожертвовать качеством, ему нужно освоить современные операционные модели, которые подразумевают внедрение или расширение облачной инфраструктуры и сотрудничество с поставщиками с целью максимально автоматизировать рабочие операции.
Позиционирование технологии как стратегической инвестиции и соответствующая реорганизация процессов и модели сотрудничества будет способствовать тому, что бизнес будет воспринимать ИТ как стратегического партнера. Также важно разработать новые способы проведения работ по улучшению удаленной рабочей среды с частым тестированием инфраструктуры, чтобы обеспечить гибкость операций во время внештатных ситуаций. Реализация инициатив по реорганизации предприятия, сокращению операционных затрат и автоматизации процессов является обязательным условием для обеспечения успеха в новой бизнес-парадигме, которая наступит после глобальной пандемии COVID-19.