Молодые специалисты хотят работать удаленно и получать на руки в среднем от 30 000 до 50 000 рублей. Компании жалуются на возросшие сложности работы с молодежью из-за кризиса и необоснованные зарплатные ожидания, предлагая при этом кандидатам от 15 000 до 40 000 рублей gross. Компания Kontakt InterSearch Russia поочередно опросила группы работодателей и студентов в рамках проекта YounGo.
Более половины компаний отметили, что им в период кризиса было сложнее работать с молодежью, чем с более старшими сотрудниками. Среди ключевых трудностей назывались нежелание выходить в офис (24%), проблемы с тайм-менеджментом (22%), снижение мотивации (15%) и острая негативная реакция на непопулярные меры (15%). Более 70% компаний считают главной проблемой подбора завышенные зарплатные ожидания студентов и выпускников.
Молодые специалисты уходят из компании в среднем через
К первостепенным факторам мотивации молодые специалисты отнесли возможность гибкого графика (63%) и удаленной работы (56%). При этом растет доля респондентов, которым важно, чтобы компания выступала за сохранение окружающей среды (22%) и занималась благотворительностью (18%). В ответах также упоминалась тема diversity.
Молодые специалисты видят свое карьерное развитие по-разному: 34% респондентов предпочитают расти экспертно, им не важна руководящая позиция. При этом 32% студентов и выпускников хотят в перспективе добиться позиции топ-менеджера. 22% опрошенных думают об открытии собственного бизнеса. 45% молодых специалистов пока планируют развиваться в рамках одной профессии, но в разных индустриях. 25% хотят попробовать себя в нескольких профессиях.
Компании по-прежнему отбирают молодых специалистов, опираясь на оценку личностных компетенций (60%). Выросла доля работодателей, обращающих внимание на владение английским языком минимум на уровне intermediate (42%). Оконченное высшее образование требуют около трети компаний.
Работодатели учитывают следующие личностные компетенции молодых специалистов: ориентация на результат (62%), работа в команде (57%), коммуникабельность (47%). При этом сами студенты и выпускники считают, что работодателям важнее всего стрессоустойчивость (49%).
Компании больше всего заинтересованы в молодых ИТ специалистах (32%), менеджерах по продажам (26%), инженерах (24%), маркетологах (23%). И работодатели, и молодые специалисты в основном пользуются одними и теми же инструментами поиска: hh.ru, вузы, рекомендации/знакомства. Однако студенты и выпускники гораздо чаще по сравнению с работодателями обращаются к vk.com и телеграм-каналам.
Анастасия Стасева, партнер Kontakt InterSearch Russia, руководитель проекта YounGo, отметила: «Главный тренд этого года, безусловно, удаленка. Молодые специалисты и раньше очень часто предъявляли требования к работодателю, связанные с ней. Но в этом году тренд просто захлестнул рынок: гибкий график и возможность удаленной работы — главный критерий, по которому молодые специалисты выбирают компании. При этом сами работодатели отметили, что во время пандемии именно с молодыми сотрудниками было больше проблем — в особенности страдал тайм-менеджмент. Многие компании отмечают, что вернуть молодежь с удаленки в офис стало практически неподъемной задачей. Работодатели продолжают отбирать молодых специалистов, прежде всего, по личностным компетенциям, главной из которых является ориентация на результат. Из требований к хард-скилам можно выделить тенденцию, которая многих удивит, — работодатели отмечают низкий уровень владения английским языком среди молодежи. Несмотря на доступность англоязычного контента, путешествия, игры и сериалы, которые многие смотрят на иностранном языке, очень небольшое количество современных студентов и выпускников обладает глубокими знаниями, применимыми в бизнесе. Главной причиной ухода молодежи из компаний являются высокие ожидание по заработной плате. И с таким подходом молодежь, увы, столкнется с еще большими сложностями в ближайший период. Кризис — и так не самое простое время для старта карьеры».
YounGo проводит исследование среди работодателей и молодых специалистов на регулярной основе. В этом году в опросе приняли участие 541 компания (генеральные директора, HR директора) и 1008 студентов и выпускников российских вузов.