Если вы размышляете о целях цифровой трансформации вашей организации в 2021 г., сосредоточьтесь на трех направлениях, чтобы в критический момент ИТ-подразделение предстало во всем блеске, пишет CIO и главный технолог фирмы Knoll Усман Вахид на портале Enterprisers Project.

Никогда еще на CIO не взирали с такой надеждой. Если до пандемии они не пользовались вниманием коллег из бизнес-подразделений, то теперь оказались в центре внимания. Настал момент, когда CIO могут продемонстрировать, какую важную роль имеют ИТ для будущего организации.

Продолжая выполнять все свои традиционные обязанности, CIO следует извлечь выгоду из ускорения цифровой трансформации организаций. Это и вызов, и возможность. CIO надлежит создать новые модели бизнеса и эффективно осуществлять текущие операции в новой виртуальной среде. CIO должны определить новые критерии успеха и уделять больше внимания резервным планам. В зависимости от того, как повлияла пандемия на бизнес, все перечисленное, возможно, придется делать с меньшими ресурсами.

Независимо от отрасли CIO должны сейчас соответствовать ожиданиям в трех областях, чтобы их подразделения продолжали играть важную роль в ближайшие годы. При этом им необходима поддержка других технических руководителей, таких как главный технолог, директор по цифровым технологиям и др.

1. Повышение дохода с помощью цифровых каналов

В последние годы растет роль ИТ-подразделений в генерации прибыли компаний. Многие CIO ищут возможности превратить свои подразделения из центров затрат в центры прибыли. Для этого они тесно сотрудничают с партнерами по бизнесу. Кто не сделал этого раньше, теперь получили шанс наверстать упущенное.

Цифровые каналы играли важную роль и до пандемии. Но в некоторых опережавших конкурентов компаниях CIO до сих пор имели возможность их не использовать. Тем не менее, считалось, что CIO прекрасно справляются с работой. В этом году ситуация изменилась.

Быстрое и резкое изменение привычек потребителей и сотрудников мгновенно отразилось на предъявляемых к ИТ-подразделениям требованиях. Причина нынешнего ускорения цифровой трансформации в столь многих организациях заключается том, что CIO больше нет необходимости произносить пламенные речи о насущных переменах. Они получили поддержку на всех уровнях своих организаций.

Эта поддержка изменила настроения в пользу ИТ-подразделений и искусства возможного. У CIO появился шанс не просто получить «зеленый свет» для совершенствования цифровой коммерции, создания новых систем или предоставления сотрудникам новых инструментов. Акцент должен быть сделан на использовании технологии для улучшения ключевых возможностей бизнеса и привязки результатов к целям компании. Например, вы пытаетесь с помощью цифровых каналов повысить доход на 5%. Это тот результат, к которому вы стремитесь. Всё, что делаете вы и ваши сотрудники, все процессы и технологии, всё должно быть привязано к этой цели.

2. Оптимизация затрат

Сегодня оптимизация затрат может производиться различными способами. Например, консолидация площадей затрагивает людей, процессы и технологию. Она может также означать консолидацию демонстрационных залов или даже бэкэнд-систем и процессов. Хотя с последними клиенты не соприкасаются, крайне важно, чтобы они были экономически эффективными при сохранении высокого качества.

CIO, его команда, бизнес-подразделения и генеральный директор должны согласованно определить, что считать успехом оптимизации с точки зрения KPI и метрик. Затем следует оценить возможности организации, чтобы поставить реалистичные цели, и заранее согласовать с руководством график и процессы.

Хотя нам следовало позаботиться об этом еще до пандемии, сегодня необходимо научиться делать это более эффективно и меньшими силами. Многие компании вынуждены сократить персонал. Масса сотрудников работает дома, согласования происходят без личного общения. Эти новые условия несколько затрудняют получение поддержки.

3. Переосмысление непрерывности бизнеса

Обеспечение непрерывности бизнеса всегда являлось одной из важнейших задач CIO. Однако сегодня многие ИТ-подразделения готовят запасные, резервные планы. Необходим новый «план Б», который будет задействован при наступлении неожиданного события вроде кибератаки, и новый «план В» в качестве резервного при переходе к «плану Б».

CIO важно обеспечить избыточность во всей организации — избыточность людей, технологий, средств кибербезопасности. Например, можно обеспечить наилучшее обслуживание клиентов, но любая кибератака лишит вас идентичности бренда, имиджа и ценности. Поскольку все работают дома и используют разнообразные устройства, мы стали более уязвимы для вторжений в сети.

Сегментация сети играет ключевую роль в ограничении масштабов кибератак, равно как и обучение. Вы сильны настолько, насколько сильно ваше самое слабое звено. Можно обладать лучшими средствами защиты, но если сотрудник откроет сообщение электронной почты с вымогательским ПО или фишинговое сообщение, организация попадет в беду. Хотя ни одна организация не защищена от всех угроз, обучение пользователей и сотрудников имеет огромное значение.

Пандемия стала неожиданным испытанием для всех. Никто не ожидал, что она окажет на нас такое влияние. Однако она предоставила возможность ускорить цифровую трансформацию на пять или десять лет и произвести ее всего за несколько месяцев. CIO способны соответствовать новым требованиям, которые предъявляет новая нормальность. Настало время продемонстрировать это.