Роль бизнес-аналитиков расширится — если в прошлом они сотрудничали только с бизнес-пользователями, то теперь от них ожидают, что они станут активными «исполнителями» ИТ-проектов. Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data, представила на портале InformationWeek свои соображения по поводу того, какими навыками должен обладать бизнес-аналитик в современном мире бизнеса.
Исторически сложилось, что бизнес-аналитики (их также называют системными аналитиками) фактически состоят в штате ИТ-команды, работая с конечными бизнес-пользователями над проектированием новых систем и определением требований. Таким образом они приобрели уникальный опыт, уделяя столько же времени изучению работы бизнес-процессов с точки зрения пользователя, сколько и работе с техническими разработчиками и программистами.
В свое время я работала бизнес-аналитиком в аэрокосмической отрасли. Я получила гуманитарное образование и компания, в которой мне довелось работать, целенаправленно брала на работу людей с гуманитарным образованием. Ее выбор объяснялся феноменальным успехом, которого она добилась годом ранее за счет привлечения группы выпускников факультета гуманитарных наук, которые получили образование в Калифорнийском университете.
Приступив к работе, я ничего не знала о программировании и проектировании технических систем. Я вообще ничего не знала об ИТ помимо того, как работать с текстовым процессором, который понадобился мне для написания магистерской диссертации. Несмотря на это, мой работодатель — крупная аэрокосмическая компания — посчитала меня достаточно сообразительной, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Кроме того, как и все мои коллеги по Калифорнийскому университету, я умела читать, писать, общаться и была готова обучаться всему новому. Позже, уже будучи CIO, я осознала мудрость этой стратегии. Самые успешные бизнес-аналитики моего отдела, как правило, имели гуманитарное образование. Они отличались повышенной коммуникабельностью и четким восприятием болевых точек по линии «пользователь-клиент». Вместе со своими более опытными в техническом плане коллегами из ИТ-отдела бизнес-аналитики неустанно отстаивали интересы своих пользователей, чем завоевали их доверие.
Чтобы добиться успеха в бизнес-аналитике, специалистам нужно было преодолеть несколько «подводных камней»:
- во-первых, чтобы общаться с техническим ИТ-персоналом наравне и завоевать его доверие, аналитику нужно овладеть практическими навыками в области систем и программирования. Несмотря на то, что моим основным фокусом являлись конечные пользователи, я потратила несколько лет на обучение программированию и проектированию систем;
- во-вторых, аналитик может быть ценным, но не «самым важным» ИТ-сотрудником. Таковыми являлись технические гуру, поэтому иногда приходилось приложить старания, чтобы привлечь их внимание к своему проекту.
Каким должен быть современный бизнес-аналитик
Безусловно, сегодняшний бизнес-аналитик по-прежнему должен обладать развитыми навыками коммуникации. Однако распространение методологий DevOps и Agile, а также количественный рост платформ Low-code/No-code и других инструментов для быстрого создания приложений, резко снижают порог вхождения в программирование для бизнес-аналитиков. Ожидается, что они не только будут взаимодействовать с бизнес-пользователями, как это было в прошлом, но и будут активными «исполнителями» ИТ-проектов. Вырисовывается резкий контраст между традиционным и новым бизнес-аналитиком, первый из которых редко вовлекается в процесс разработки приложений.
Частично это преобразование связано с заменой каскадной разработки приложений (waterfall application development), которая отличается пошаговым жизненным циклом проектирования, разработки, тестирования, внедрения и сопровождения. DevOps и Agile оптимизируют процесс разработки приложений и исключают передачу части процессов обслуживания между участниками, что характерно для каскадной разработки. В результате бизнес-аналитику приходится не просто определять вместе с конечным пользователем требования к приложению для работы в клиентской среде и проектировать поток процессов для него, чтобы затем передать эту работу ИТ. От него требуется больше.
Сегодня у обладателей гуманитарного образования, которые не разбираются в ИТ, меньше возможностей стать бизнес-аналитиком в современных компаниях. Последним требуются не просто гуманитарии с наличием коммуникативных и «мягких» навыков, а люди, которые обладают практическими навыками работы с инструментами разработки типа «пара-ИТ», такими как генераторы приложений и баз данных, или с облаком. Эти новые требования коснутся всех желающих овладеть профессией бизнес-аналитика. Тем не менее, есть нюансы, которые не изменились. Учитывая, что большинство бизнес-аналитиков подотчетны ИТ, наибольшим авторитетом (и зарплатами) обладают технические гуру. Следовательно, бизнес-аналитикам по-прежнему придется постараться, чтобы привлечь их внимание к своим проектам.