Массовое распространение вируса SARS-CoV-2 ускорило внедрение удаленных рабочих мест и заставило посмотреть на работу под другим углом. У сотрудников появилась свобода выбора, как, где и когда трудиться. Чтобы создать гибкую, продуктивную команду и построить мощную бизнес-культуру даже за пределами традиционного офиса, необходимы правильные технологии и новый подход к организации труда. Какую роль в этом процессе будут играть HR- и ИТ-отделы, и как их сотрудничество поможет компаниям преодолевать трудности и процветать?

Пункт о противодействии пандемии вряд ли возглавлял список стратегических приоритетов в большинстве компаний до 2020 года. По данным исследования, проведенного Censuswide по заказу Citrix Systems в апреле-мае 2020 г., 51% заявили, что в их организациях не было плана обеспечения непрерывности бизнеса, предусматривающего перевод большей части сотрудников на работу из дома. В результате ИТ-службам пришлось в срочном порядке развертывать и масштабировать удаленные рабочие места. Такой массовый перевод сотрудников на дистанционный формат труда неминуемо изменил взгляд на организацию рабочих процессов.

Новый подход потребует более высокого уровня взаимодействия между ИТ- и кадровыми отделами. Только их тесное сотрудничество обеспечит баланс между эффективностью, гибкостью бизнеса и благополучием работников.

Новые технологии и рабочие процессы

Согласно исследованию DT Global Business Consulting «Кадровые ресурсы и цифровизация в России», проведенному в конце 2019 г., лишь 30% российских руководителей предлагали сотрудникам возможность работать из дома, и многие выбирали такой вариант. Необходимость соблюдения карантинных мер заставила бизнес в экстренном порядке перевести бóльшую часть или 100% специалистов на дистанционный формат работы.

Резкий рост числа удаленных работников создает ряд проблем и для персонала, и для работодателей. Это означает, что в условиях массового распространения удаленной работы и адаптации компаний к новым рабочим процессам необходимо совместное стратегическое планирование и тесное взаимодействие кадровых и ИТ-служб.

Как меняются технологии

С точки зрения ИТ-служб, сотрудникам необходимы инструменты, которые позволяют эффективно работать и обеспечивают устойчивое взаимодействие между коллективами, отделами и клиентами. Например, гибридные сети обязаны быть одновременно безопасными и гибкими, чтобы поддерживать бесшовную совместную работу и интеграцию. Облачные сервисы должны облегчать обмен информацией и аналитическими данными в режиме реального времени, развивать децентрализованное принятие решений и предлагать комфортную цифровую среду партнерам, заказчикам и персоналу. Кроме того, важно не только предлагать инструменты для выполнения удаленной работы, но и создавать открытые каналы связи для сотрудничества. Они включают в себя виртуальные совещания и видеоконференции, мгновенные сообщения, цифровые рабочие места и многое другое.

Благодаря правильным технологиям работники умственного труда освободятся от офисной монотонности и положительно воспримут дополнительную самостоятельность и ответственность при удаленной работе. Многие скорректируют традиционный график «с девяти до шести» и смогут больше внимания уделять деятельности, не связанной с работой.

Как меняются рабочие процессы

Кадровая служба станет главным игроком, который поддержит здоровый баланс между работой и личной жизнью и сохранит высокие показатели вовлеченности и производительности. На стратегическом уровне кадровики будут следить за тем, есть ли у сотрудников все необходимое для взаимодействия при работе из дома, а также поддерживать заинтересованность и удовлетворенность новыми условиями.

Позитивная культура труда дает работнику возможность почувствовать себя частью общего дела. Выделенное для неформального общения время имеет столь же большое значение, как и четкая структура отчетности, совместное решение проблем, регулярное обсуждение результатов и обратная связь. Распространение технологий и внедрение инноваций сильно влияет на сотрудников. Кадровая служба должна помочь персоналу осознать эти изменения и адаптироваться.

Кадровым и ИТ-службам потребуется по-новому подумать, как и где будут работать люди, какие средства им понадобятся для успешного выполнения рабочих задач, и какие цифровые технологии повысят производительность.

Какой станет работа в будущем

В связи с серьезными изменениями в стратегическом подходе и технологиях, какими будут рабочие процессы? Увидим ли мы после кризиса, как компании переходят к модели, в которой офисы и штаб-квартиры превращаются в пространство для совместной работы? Смогут ли сотрудники проводить совещания, сокращать сроки реализации проектов, встречаться с клиентами и впитывать корпоративную культуру в новых условиях?

Рабочее пространство будущего

Если разделение понятий «работник» и «рабочее место» станет нормой, организациям придется решить, какой будет работа в новых офисах. Количество столов уменьшится, появятся совместные рабочие пространства, увеличится число комнат для совещаний, которые помогут стереть разницу между физическим и виртуальным присутствием. Сотрудники также получат доступ к индивидуальным зонам, где они смогут абстрагироваться и сосредоточиться.

Для максимальной эффективности и оптимизации будут чрезвычайно важны и технологические партнеры, которые предоставят комфортную цифровую инфраструктуру.

Влияние на производительность

Удаленка для сотрудников включает в себя ряд преимуществ: отсутствие ежедневных поездок и сокращение расходов на транспорт, снижение числа отвлекающих факторов, увеличение маневренности и свободного времени, которое можно провести с семьей. При правильной организации работники смогут достичь здорового баланса между работой и личной жизнью. Согласно опросу International Workplace Group, 85% из 15 тыс. международных компаний отметили, что производительность повышается, если люди работают там, где им удобно.

Новые возможности для специалистов

По мере адаптации бизнеса к удаленной работе открываются перспективы найма персонала за пределами региона и даже страны. Компании получат больше возможностей для привлечения зарубежных специалистов, при этом никому не придется вносить существенные изменения в трудовые процессы, как это было раньше.

У организаций появится шанс нанять талантливых сотрудников, которые раньше и не думали о трудоустройстве — людей, присматривающих за детьми или пожилыми родственниками, пенсионеров и фрилансеров.

Взаимодействие HR и ИТ

С ростом удаленной рабочей силы станет сложнее создавать и поддерживать корпоративную культуру. Чтобы гарантировать повсеместное принятие ценностей и стандартов компании, кадровой службе потребуется активнее участвовать в стратегическом планировании.

Кроме того, необходимо усовершенствовать долгосрочные планы на случай чрезвычайных ситуаций. Кадровые и ИТ-службы должны играть ключевую роль в составлении этих планов. Усиленное взаимодействие ИТ-специалистов и кадровиков, как и внедрение новых цифровых инструментов и рабочих процессов поможет обеспечить устойчивость компаний и быструю реакцию на изменение экономической ситуации. Наконец, кадровые и ИТ-службы вместе создадут цифровое рабочее пространство, где сотрудники найдут здоровый баланс между работой и личной жизнью. Это усилит вовлеченность и повысит производительность персонала.


Технологии — это важный инструмент, который HR и ИТ могут совместно использовать, чтобы усовершенствовать рабочую среду. Правильно выстроенные процессы способны обеспечить гибкость бизнеса, упростить повседневные задачи и помочь сосредоточиться на том, что действительно важно. Новый подход к организации труда расширит пул потенциальных сотрудников далеко за пределами офисов, а также позволит следить за уровнем удовлетворённости и психоэмоциональным состоянием каждого работника. Партнерство кадровой и ИТ-служб создаст лучшие условия для работы в будущем.

Олег Иванов, региональный директор Citrix в России и странах СНГ