Хотя пока лишь немногие приложения, созданные по модели минимального программирования (Low-code), подходят для потребителей и других конечных пользователей, сторонники таких платформ настроены оптимистично, сообщает портал InformationWeek.
Модель Low-code, возможно, набирает обороты как вариант для организаций, но продолжаются дебаты о том, насколько широко и для чего ее можно использовать. В то время как некоторые говорят, что приложения Low-code не подходят для конечных пользователей или потребителей, другие, которые работают в этом пространстве, считают, что они могут претендовать на эту роль.
По словам Рика Херкеса, директора по обслуживанию разработчика ПО и веб-приложений Mrc, разработку Low-code в некоторой степени сдерживают устаревшие представления. В частности, распространено мнение, что применять процесс разработки Low-code — это как стричь всех под одну гребенку. Херкес утверждает, что если платформа Low-code располагает достаточно настраиваемыми средствами контроля, то результирующие приложения могут выглядеть столь же отшлифованными и профессиональными, как и приложения, разработанные с нуля. «Разница в том, что результат получается намного быстрее, — говорит он. — Для конечного пользователя такое приложение выполняет то же самое и выглядит так же».
Стив Хансен, веб-дизайнер и маркетолог Mrc, также считает, что конечные пользователи могут и не понять, что приложение было создано с помощью Low-code. «Если вы дадите пользователю приложения, разработанные методом Low-code и с традиционным кодированием, они не увидят разницы», — утверждает он, но с оговоркой, что используемая для создания приложений платформа может повлиять на конечный результат.
По словам Херкеса, профессиональные разработчики предпочитают кодировать с нуля, чтобы держать все под контролем, тогда как некоторые платформы Low-code облегчают работу гражданским разработчикам, избавляя их от необходимости изучения конкретных языков программирования.
Он говорит, что наблюдается прогресс как в технологии, лежащей в основе платформ Low-code, так и в их овладении непрофессиональными разработчиками: «Если вы оглянетесь на 10 лет назад, то, безусловно, Low-code стал лучше, но мы не можем игнорировать тот факт, что гражданские разработчики также стали намного лучше».
По мнению Херкеса, Low-code развивается вместе с гражданскими разработчиками, но используется в сочетании с кодированием с нуля, а не в качестве полной его замены. «Я не собираюсь говорить вам, что традиционные средства разработки ушли в прошлое, — отметил он. — Они будут всегда — но я думаю, что смешанная модель будет продолжать развиваться».
Джейсон Берес, старший вице-президент Infragistics, также считает, что разработка Low-code и гражданские разработчики прошли большой путь, но возможности для их роста еще остаются. «Платформам Low-code и No-code действительно есть куда развиваться», — говорит он. В частности, по его мнению, им будет полезен вклад экспертов в UX и дизайне для создания приложений, ориентированных на потребителя, а также внутренних приложений. «Независимо от того, как код выглядит на выходе, важен опыт, который люди накопили, создавая и ломая приложения», — пояснил он.
По словам Береса, критика инструментов Low-code может быть связана с линейностью и ограниченностью вариантов макетов создаваемых приложений, но эти ограничения позволяют держать гражданских разработчиков в рамках проекта. «Каждый должен иметь определенный набор ограничений, потому что это единственный способ получить что-то полезное на выходе», — полагает он.
Созданные методом Low-code приложения могут нуждаться в некотором внимании профессиональных разработчиков, однако время, затрачиваемое ими на разработку приложения, может быть сокращено, говорит Берес: «Если моему разработчику не придется тратить две недели на проектирование экранов, то мы сможем сэкономить кучу денег. Экономия затрат на использование инструмента Low-сode является глупостью».
По его словам, разработка Low-code может сократить время, необходимое для создания пользовательского интерфейса и повторяющегося кода, поскольку ИИ и машины становятся более умными и ускоряют доставку продуктов. Кроме того, он считает, что финальная обработка приложений Low-code командой UX может добавить им блеска, которого от них ждут потребители и конечные пользователи.
Ссылаясь на исследования Gartner и Forrester, Берес прогнозирует, что Low-code будет становиться все более удобным вариантом для создания ПО в ближайшие пять лет. «Будет очень трудно бороться с движением Low-code, если предприятия будут смотреть на него с точки зрения формирования пользовательского опыта, проведения пользовательского тестирования и собственно получения кода», — резюмировал он.