Организации пересматривают свои бюджеты, чтобы не отставать от требований современной экономики. Опрошенные порталом TechTarget эксперты дают советы о том, как можно эффективно сократить расходы на ИТ.

Пандемия COVID-19 ясно показала, что неумение инвестировать в правильные технологии и инструменты может выйти боком. Предприятия, перегруженные внезапным спросом на определенные виды продукции, вынуждены были расширять масштабы своего бизнеса. Некоторым компаниям пришлось сократить расходы на ИТ-инфраструктуру и прибегнуть к другим видам экономии, потому что их доходы значительно сократились. «Пандемия сместила акцент от снижения затрат к их оптимизации, — сказал CIO Red Hat Майк Келли. — CIO и CTO не хотят, чтобы их обвиняли в чрезмерной экономии. Они хотят убедиться, что то, что они тратят, используется как можно эффективнее».

Gartner прогнозирует, что в 2021 г. мировые расходы на ИТ вырастут на 6,2%. Ожидается, что быстрее всего из всех основных категорий, которые включают системы для дата-центров, устройства, ИТ-услуги и услуги связи, будет расти корпоративное ПО — оно вырастет на 8,8%.

В отчете Forrester (май 2020 г.) говорится, что CIO сталкиваются с беспрецедентным давлением в отношении того, как снизить затраты на ИТ-инфраструктуру. Эксперты рекомендуют при заключении контрактов и обслуживании продуктов проявлять творческий подход. В трудные времена обслуживание продукта обычно рассматривается как «желаемое», пока ухудшение его производительности или уязвимость системы безопасности не будут говорить об обратном. В прошлом году также ускорился переход к облаку, потому что компании стремились обеспечить более высокий уровень гибкости и снизить затраты. В связи с этим инвестиции в SaaS увеличились за счет снижения инвестиций в локальную инфраструктуру.

Как именно CIO могут снизить затраты на ИТ-инфраструктуру в своих организациях, чтобы идти в ногу с сегодняшним рынком?

Сокращение расходов должно определяться ростом бизнеса

В упомянутом отчете Forrester содержатся конкретные рекомендации по инвестициям в ИТ и снижению затрат исходя из того, в каком положении находится компания — выживает, адаптируется или растет. Неудивительно, что компаниям, которым приходится выживать, эксперты рекомендуют прибегать к жесточайшему сокращению расходов, а компаниям, находящимся на подъеме, рекомендуется инвестировать. Предприятиям, работающим в адаптивном режиме, также рекомендовано снизить затраты на ИТ-инфраструктуру, хотя и не так резко, как организациям, которым приходится выживать. По оценкам Forrester, если доходы последних упадут на 10-30%, то ИТ-директорам придется сократить ИТ-бюджеты на 5-15%.

Конечно, синхронное снижение затрат по всем направлениям — не идеальный вариант. Вместо этого ИТ-отделы при сокращении ИТ-расходов должны расставлять приоритеты подобно инвестированию в ИТ — и в первом, и во втором случае они должны соответствовать бизнес-целям компании. И, как показал 2020-й, организациям по мере изменения ситуации также нужно быть готовыми быстро корректировать свои бюджеты. Например, использовать для оптимизации затрат портфельный подход, который позволяет оценить, как будет потрачен бюджет при различных рыночных условиях, условиях ведения бизнеса и состоянии технологических достижений. Таким образом, при наступлении изменений компания будет понимать, в какие направления инвестировать, а от каких лучше воздержаться.

«Я беру деньги из тех статей бюджета, которые предназначены для обеспечения офисной работы, оплаты недвижимости и командировок, и вкладываю их в инфраструктуру, услуги и инструменты, которые позволяют удаленному работнику быть продуктивным, иметь безопасный доступ», — рассказала CIO Nutanix Венди Пфайфер. Она также продлила часы ИТ-поддержки, поскольку удаленные работники распределены по большему количеству мест, чем когда они работали в офисах.

Управление расходами на ИТ-поддержку

Хотя некоторые рабочие места в сфере ИТ из-за пандемии попросту исчезли, найти новую должность для большинства ИТ-работников — относительно легкая задача, что в настоящее время связано с нехваткой квалифицированных специалистов. ИТ-руководители прекрасно осведомлены об этом, поэтому прежде чем ликвидировать вакансии они тщательно обдумывают ситуацию. Однако их организации всегда нуждаются в правильном сочетании навыков, которые постоянно меняются. Так как они не могут просто заменить существующий персонал новыми сотрудниками, они должны принимать взвешенные решения о повышении квалификации и найме.

ИТ-отделы, как и прежде, нанимают специалистов. Но теперь появляются более широкопрофильные специализации, такие как инженеры полного стека и инженеры по надежности систем. По мере того как все больше задач автоматизируется, компании продвигаются в облако, а ИТ-инструментарий совершенствуется. Между тем поставщики ИТ-услуг, управляемых сервисов и консалтинговые фирмы пополняют внутренний кадровый ресурс, и это одна из причин, по которой многие организации смогли с их помощью справиться с проблемами, связанными с пандемией.

Возьмите облачные расходы под контроль

Внедрение облачных технологий в наши дни — это очевидное решение, тем более что облако предлагает так много выгод. Компании размещают в нем все больше данных, используют для аналитики, машинного обучения и искусственного интеллекта, внедряют SaaS и переносят на него свои внутренние приложения. «С цифровыми бизнес-инициативами, такими как ИИ и автоматизация, требующими более интенсивной обработки информации, чем аналитика больших данных, вопрос хранения данных должен занять главенствующее место при обсуждении бюджета. Недавний отчет Enterprise Strategy Group показал, что 64% ИТ-руководителей, использующих ИИ [и машинное обучение], ожидают увеличения расходов в 2021 г., — говорит Пол Специале, директор по продуктам поставщика мультиоблачных хранилищ данных Scality. — Как известно, компаниям часто приходится иметь дело с петабайтами разнообразных файловых данных, которые необходимо хранить в течение длительного времени».

Попытки копирования локальной инфраструктуры в облако являются распространенной ошибкой, вместо этого нужно приглядеться к тому, как должна развиваться архитектура. «Если бизнес перемещает свои локальные серверы в облако по модели IaaS или в виде Single-tenant (архитектура, в которой каждый клиент имеет свою собственную копию ПО и поддерживающей инфраструктуры), они просто меняют оборудование одного поставщика на другое, — разъясняет Джим Плурд, старший вице-президент по облачным сервисам Infor. — С одной стороны, они могут выиграть в гибкости и автоматизации, но чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами облака, компаниям необходимо перейти на мультиарендное SaaS-решение, где им не о чем беспокоиться».

Возможно, самая большая ошибка компании заключается в том, что у нее нет облачной стратегии, потому что без нее влияние облака на бизнес ниже, а затраты потенциально выше. «Популярным выбором является нативный облачный подход, который отдает приоритет инвестициям в заивисимости от их влияния, — сказал CIO Informatica Грэм Томпсон. — Как правило, организации не желают выполнять работу по планированию распределения ресурсов там, где она действительно необходима, а это один из драйверов для облака и IaaS. Эта работа начинается со сравнительной отчетности о производительности и использовании ресурсов и заканчивается автоматизированным планированию простоев, чтобы вы не платили облачному провайдеру почасовую ставку 24/7».

Чтобы снизить затраты и более эффективно управлять ИТ, он рекомендует сократить число поставщиков. Другая область экономии — консолидация лицензий на ПО под одной корпоративной учетной записью, а не в отдельных подразделениях, или групповое лицензирование.

Проверьте, как работают ваши меры по сокращению расходов

Пфайфер акцентирует внимание на важности непрерывного контроля — так легче увидеть результаты вносимых изменений. Среди используемых ею показателей: среднее время на ремонт, качество продукта и «первый раз», что означает получение чего-то правильного с первого раза без необходимости переделки. «Мы считаем, что предоставление услуг, удовлетворяющих наших сотрудников, напрямую влияет на производительность труда и их благополучие, — говорит она. — Мы не полагаемся на какую-то философию, мы основываемся на данных, которые собираем».

Многие современные приложения и инструменты собирают, генерируют и хранят данные, чтобы обеспечить аналитические возможности. Хотя аналитика предназначена для приложения или инструмента, данные все чаще могут использоваться в целях бизнес-аналитики для улучшения процессов, операций и удовлетворенности клиентов.