Подходы разных возрастных групп к технологиям, процессам и производительности труда различаются. Брюс Оркатт, вице-президент по маркетингу продуктов компании ABBYY, утверждает на портале InformationWeek, что ответ на этот вопрос заключается в понимании технологического разрыва между разными поколениями.

Поскольку акцент смещается в сторону цифровых технологий, сотрудники во всем мире продолжают приспосабливаться к новой рабочей среде. Технологии постоянно развиваются, и «цифровые аборигены» (digital native) привыкли неустанно следовать за ними, однако сегодня рабочие места сводят представителей различных поколений. Все это приводит к большим различиям в подходах разных возрастных групп к технологиям, процессам и производительности труда на рабочем месте. Технологии должны играть важную роль в трансформации персонала, и важно понимать, как они влияют на роли и цели сотрудников.

Понимание технологического разрыва между поколениями

Многие компании во время пандемии активизировали усилия, чтобы повысить уровень автоматизации, но не учли одну важную вещь — возраст сотрудников. Недавнее исследование взаимосвязи использования технологий и продуктивности рабочей силы показало, что руководители в возрасте 55 лет и старше добились большего успеха в плане применения цифровых технологий, чем их коллеги в возрасте до 35 лет. Несмотря на то, что последние более свободно владеют технологиями, 55% из них сообщили о трудностях с работой из дома из-за неэффективных процессов в компании. Эти трудности столь непреодолимы, что каждый четвертый из молодых руководителей хочет уволиться с работы. Исследование также показало, что существуют явные различия в том, как каждое поколение оценивает бизнес-процессы. Две трети молодых руководителей заявили, что информации о процессах недостаточно. Их мнение разделяет только четверть из тех, кто старше 55 лет. По данным другого исследования, которое провела Smartsheet, больше всего процессы влияют на молодых работников, из-за чего многие из них разочаровываются в работе и обращаются за психологической помощью.

Проблемы, с которыми сталкиваются представители разных поколений, подчеркивают необходимость более согласованного инвестирования в людей, процессы и технологии, чтобы компании могли процветать в будущем. Например, 61% цифровых аборигенов заявили, что процессы усложнили их работу во время пандемии, в то же время среди представителей поколения в возрасте от 55 лет с проблемами столкнулось только 36%. Молодые руководители также высказали недовольство бизнес-процессами, при этом треть из них посетовала на то, что они тратят свое время впустую. Руководителям предприятий нужно переосмыслить ключевые процессы, которые могут быть не понятны цифровым аборигенам и, таким образом, негативно влиять на их психическое здоровье, мотивацию и лояльность.

Влияние ИИ на рабочую силу

Хотя автоматизация и искусственный интеллект могут повысить производительность, гибкость бизнеса и устойчивость, ИТ-лидерам необходимо оценить, какая технология подходит лучше, и понять, как она влияет на сотрудников. Например, в прошлом году компании оперативно внедряли цифровых работников, но при этом они не уделяли должного внимания влиянию общих рабочих процессов, что вызывало раздражение цифровых аборигенов и влияло на их мотивацию и производительность. Молодые сотрудники возлагают большие надежды на работу ИТ-систем. Две трети опрошенных молодых руководителей заявили, что их не устраивает наглядность процессов. С другой стороны, с этим согласны только 25% руководителей старшего возраста. Организации должны развивать культуру прозрачности и демократизировать понимание процессов среди всех сотрудников, взаимодействующих с системами и приложениями.

Хотя некоторые рыночные наблюдатели считают, что ожидания молодых руководителей имеют законные основания, на самом деле им нужны инструменты для эффективного выполнения работы и поддержания связи с другими сотрудниками как во время работы, так и вне ее. Люди в возрасте 19-34 лет и 35-54 лет сообщили о том, что работая из дома они чувствовали себя изолированными. Исходя из этого, руководителям необходимо уделять больше внимания созданию сплоченного сообщества удаленных сотрудников и предлагать им абонементы на оздоровительные услуги или говорить с ними, например, о стрессе и тревоге. При переходе организации к работе с цифровыми технологиями важно не упускать из виду важность человеческих связей. ИИ-технологии должны улучшать смешанные коммуникаций и производительность даже в удаленной и распределенной рабочей среде.

Поскольку во время пандемии большой проблемой является снижение мотивации молодых руководителей, компаниям также следует подумать о том, как они могут помочь удаленным сотрудникам сбалансировать свою жизнь с помощью новых программ лояльности, обучения и повышения квалификации. Например, руководители могут предложить сотрудникам, у которых есть дети, льготы по уходу за ними или домашнее обучение. Что касается повышения квалификации кадров для преодоления цифрового разрыва, компании могут сосредоточиться на продвижении большего числа гражданских разработчиков, помогая им с карьерным ростом и обучением. Компаниям следует научиться определять навыки, такие как NLP, ИИ и автоматизация, операционное машинное обучение и Low-code, которые уже сейчас востребованы и будут необходимы в будущем. Как показал недавний опрос PWC, 93% руководителей, внедривших программы повышения квалификации, тем самым повысили производительность, помогли привлечь и удержать таланты, а также сформировали надежную рабочую силу.

Важно помнить, что цель внедрения цифровых инициатив и новых технологий одна — повысить уровень их применения на всем предприятии. Персонал ожидает от своего руководства позитивных и долгосрочных изменений, и компаниям необходимо переосмыслить каждый аспект своей деятельности и своих процессов, чтобы активизировать бизнес и помочь всем поколениям освоить новые инструменты.