Сегодня, когда свирепствует пандемия, будущее видится еще более непредсказуемым, поэтому его предугадывание — задача малоэффективная. По той же причине нельзя составить предварительные планы — они просто не будут работать. В качестве ответа на сложившуюся ситуацию мы должны быть готовыми к непрерывным изменениям, адаптивными, творческими и устойчивыми, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, своевременно планируя и выполняя задачи, пишет в корпоративном блоге вице-президент и главный аналитик Forrester Research Диего Ло Джудиче.

COVID-19 ускорил необходимость адаптации предприятий к быстро меняющимся рыночным условиям. Пандемия приучила нас к мысли, что мы действительно не знаем, что нас ждет за углом. У предприятий могут быть долгосрочные планы и новаторские идеи, но всем им может быть не суждено воплотиться в реальности из-за стихийного бедствия или геополитических событий. Наступило время, когда составленные наперед планы больше не работают, а картина будущего как никогда расплывчата. Чтобы приспособиться к нему, мы должны быть готовы к непрерывным изменениям, стать адаптивными, творческими и устойчивыми, а также быстро адаптироваться при помощи планирования и выполнения задач «точно в срок».

Согласно Forrester, адаптивность — одна из трех ключевых компетенций организации, готовой к будущему. Стоит узнать, как достичь адаптивности, повысить организационную гибкость, научиться справляться с неизвестным и реагировать на быстрые изменения.

Agile-манифест — основа любой истинно гибкой организации

Для многих технологических лидеров адаптивность — это то же самое, что и гибкость бизнеса. Тем не менее, в основе адаптивности лежат возможности разработки и доставки ПО. Ваш бизнес не может быть адаптивным, если ваши возможности по доставке ПО бедны. Именно поэтому принцип «Agile» стал основополагающим для адаптивности и достижения гибкости бизнеса. Исследования Forrester показывают, что в 2019-2020 гг. более 72% руководителей разработки софта на предприятиях реализовали Agile-возможности или планировали стать более гибкими. Манифест Agile (Agile Manifesto), опубликованный почти 20 лет назад, по-прежнему является краеугольным камнем для любой по-настоящему Agile-организации.

Первый момент заключается в том, что «быть по-настоящему гибким» (Being Truly Agile) выходит за рамки словарного описания прилагательного «agile». В словаре Уэбстера «agile» определяется как обладание «быстрым находчивым и адаптируемым характером» или «способностью двигаться грациозно с быстротой и легкостью». В контексте Манифеста Agile термин «agile» охватывает гораздо больший диапазон значений, которые отражены в основных ценностях и 12 принципах.

Итак, что же сегодня означает быть по-настоящему гибкой, или Agile-организацией и, следовательно, адаптивной? А то, что ей нужно быть гибкой во всех смыслах этого слова, внедрить Agile в свою корпоративную культуру на уровне ДНК, а также создать организационную стратегию вокруг прописанных в манифесте ценностей и принципов. Мы увидим, что именно этим будут руководствоваться не только в разработке ПО, но и применительно к другим продуктовым программам/проектам, будь то продажи, маркетинг или другие области бизнеса.

Создайте адаптивное предприятие на базе правильно применяемых принципов Agile

Применение изложенных в Манифесте Agile ценностей и принципов — первый жизненно важный шаг к становлению адаптированной к будущему организации, которая использует адаптивность как способ повышения ценности клиентов и достижения корпоративных бизнес-целей. Это означает:

  • изменение культуры и поведения. Истинные Agile-организации акцентируют внимание на программах управления изменениями, которые охватывают все уровни управления начиная с совета директоров, исполнительных руководителей и заканчивая менеджерами и командами на местах. Это изменение вдохновлено ценностями и принципами Agile. Организации ищут адаптируемых людей (Agile-лидеров), чтобы воплотить изменения по всему предприятию, где руководители и менеджеры должны стать теми, кого Роберт К. Гринлиф в 1970 году назвал «лидерами-слугами». Лидер такого типа может занимать, а может и не занимать официальную руководящую должность. Он поощряет сотрудничество, доверие, дальновидность, внимательность, этичное использование власти и расширения полномочий;
  • создание подвижной организации. Культурные и поведенческие изменения часто не находят отклика в организации, если ее структура тяготеет к фрагментарности. Именно поэтому внедряющие Agile-принципы и ценности организации ищут в противовес разрозненным бизнес-функциям более гибкие и динамичные командные структуры. Когда людей и команды вынуждают работать в изолированной среде, ценность коммуникации и сотрудничества в контексте Манифеста стремится к нулю. Новые органические организационные структуры, такие как «племена» и «отряды», или «рои» (подвижные команды), которые помогают преодолеть коммуникационные стены, приносят больше автономии и способствуют появлению большего количества лидеров-слуг;
  • принятие новых способов работы с процессными практиками. Это означает принятие новых методов, которые включают более широкое сотрудничество, личные контакты и связи между командами по всему предприятию. Их освоение, помогает решать неизвестные и новые проблемы, что типично для инновационных усилий. Войти во вселенную Agile вам поможет использование гибких фреймворков и методов для изучения этих практик (например, Scrum, XP, Spotify и частично SAFe);
  • фокусирование на предоставлении бизнес-ценности. Как и в любом другом виде продуктовой разработки, двигателем для создания ПО является приносимая им ценность для ваших клиентов и бизнеса. Конечно, в дополнение к бизнес-ценности Agile также поощряет качество, эффективность и прогрессивность, а также вовлеченность сотрудников. В конечном итоге многие команды по разработке приложений и продуктов используют Agile-метрики;
  • переход от проекта к продукту. В недавнем обновлении руководства по использованию Scrum, сделанном двумя отцами-основателями Agile и Scrum, Кеном Швабером и Джеффом Сазерлендом, цели продукта стали центральной концепцией, на которую необходимо сфокусировать бэклоги продукта в Scrum. Методология Scrum по-прежнему очень актуальна в мире Agile, что подтвердили 72% респондентов опроса Forrester, который был проведен в 2019 г. Наш опыт и исследования показывают, что наличие сильных владельцев бизнес-продуктов в каждой команде Scrum/squad/pod (или как вы их называете) имеет огромное значение;
  • повышение сквозной гибкости бизнеса в потоке ценностей. В то время как Agile ломает стену между бизнесом и разработчиками, DevOps разрушает ее между разработчиками и отделом ИТ-операций. Таким образом, Agile плюс DevOps является лучшим рецептом для создания тесных партнерских отношений для обеспечения сквозной гибкости бизнеса в потоках бизнес-ценностей, где разработчики строят Ferrari, а DevOps — автострады, чтобы высококлассные машины могли ездить по высококлассным магистралям.

Если вы хотите, чтобы ваша организация ассоциировалась с Agile не на словах, а на деле, начните с Манифеста: адаптируйте перечисленные в нем ценности и принципы в масштабе и расширьте свою гибкость на все потоки ценностей. Сфокусируйтесь, станьте дисциплинированными — и вы станете адаптивны и будете готовы к встрече с неизвестным.