В 2021 году эксперты «Лаборатории Касперского» заблокировали 1,2 миллиона уникальных фишинговых страниц, созданных с помощью 469 фиш-китов. Это своего рода конструкторы, состоящие из готовых шаблонов и скриптов. Фиш-киты могут приобретать в том числе злоумышленники, не обладающие глубокими техническими навыками. Обычно фишинговые страницы быстро блокируются, а такие наборы позволяют оперативно запускать новые.
Фиш-киты продаются в даркнете и закрытых каналах в мессенджере. Их стоимость зависит от сложности образца и варьируется, по предварительным данным, от 50 до 900 долларов США. Некоторые наборы, самые простые, можно встретить и в бесплатном доступе. Кроме того, такие инструменты входят в пакеты «Фишинг как услуга». Это специализированные сервисы с широким спектром услуг: от создания поддельных сайтов под любой известный бренд до запуска целой кампании по краже данных, которая включает изучение целевой аудитории, рассылку фишинговых писем, шифрование и отправку украденных данных заказчику.
Распространение поддельных копий страниц известных брендов — один из часто используемых фишерами приёмов. С помощью таких ресурсов мошенники собирают личные и платёжные данные людей. В этом случае использование фиш-китов, по сути, предоставляет злоумышленникам готовый к развёртыванию инструмент. Обычно создатели фишинговых наборов прикладывают к товару инструкцию для злоумышленников. Некоторые наборы также содержат скрипты для рассылки сообщений с фишинговыми ссылками через популярные мессенджеры или электронную почту. Это автоматизирует процесс распространения и позволяет мошенникам рассылать сотни тысяч писем-ловушек в день.
«Каждый год мы блокируем миллионы фишинговых страниц. Несмотря на то, что активный жизненный цикл одной страницы часто составляет пару часов, злоумышленникам всё же удаётся достигать своей цели — красть данные пользователей. Для этого мошенники создают тысячи подделок каждый день, и делают они это зачастую с помощью фиш-китов. Людям нужно оставаться крайне внимательными при переходе по ссылкам из письма, социальной сети или мессенджера и не вводить свои данные на подозрительных сайтах», — прокомментировала Ольга Свистунова, контент-аналитик «Лаборатории Касперского».
Чтобы не попадаться на удочку фишеров, «Лаборатория Касперского» рекомендует пользователям:
- критически относиться к ссылкам, полученным в письмах и сообщениях от незнакомцев, а также в «вирусных» сообщениях с просьбой переслать их определённому числу контактов;
- прежде чем вводить свои учётные данные на каком-либо сайте, внимательно проверять URL в адресной строке;
- использовать надёжное защитное решение, которое блокирует фишинговые ресурсы.
- отслеживать появление фиш-китов, нацеленных на пользователей или сотрудников. Информацию о фиш-китах можно получать с помощью сервисов предоставления данных о киберугрозах, таких как Kaspersky Threat Intelligence Portal;
- повышать цифровую грамотность сотрудников, например с помощью специализированных тренингов. Платформа Kaspersky Security Awareness помогает в интерактивном формате научить их не переходить по сомнительным ссылкам и не открывать вложения, полученные из недоверенных источников, а после обучения может провести симулированную фишинговую атаку, чтобы убедиться, что сотрудники научились распознавать фишинговые письма;
- применять комплексные защитные решения, которые позволят выстроить гибкую и эффективную систему информационной безопасности, включающую в себя надёжную защиту рабочих мест, выявление и остановку атак любой сложности на ранних стадиях, сбор актуальных данных о кибератаках в мире и обучение сотрудников базовым навыкам цифровой грамотности. Комбинации таких решений под потребности бизнеса любого масштаба содержатся в уровнях линейки решений для бизнеса Kaspersky Symphony.