Гибкость — это качество, к которому стремятся все предприятия. Гибкие организации быстро реагируют на тенденции, опережают конкурентов и оперативно реагируют на кризисы. В погоне за гибкостью многие руководители инженерных и ИТ-служб осознают, что их традиционные монолитные комплексы препятствуют скорости и точности, пишет на портале TechBeacon Нишант Патель, основатель и технический директор Contentstack.
Согласно исследованию Gartner, повышение операционной эффективности является одним из двух главных приоритетов CIO, и что руководители теперь сосредоточены на оптимизации, а не на росте. Эта тенденция проявляется в виде планов по отказу от монолитов в пользу композитности. Gartner предсказывает, что к 2024 г. 60% финансовых организаций осознают это и будут инвестировать в композитные стеки.
Комплексы против стеков
Традиционные корпоративные комплексы подобны скульптурам — они практически неизменяемы. Комплексы, как правило, представляют собой платформы «все в одном» от одного поставщика. Работающие с ними ИТ-службы сталкиваются с проблемой интеграции и управления несколькими поставщиками и технологиями, будь то с помощью пользовательского кода или иным образом. Такую среду технически можно изменять, но делать это сложно и долго из-за того, как она построена. Внесение изменений в корпоративный пакет требует большой кастомизации, а возможностей для гибкости совсем немного.
Композитные стеки, с другой стороны, больше похожи на лего. Технологии в композитной системе легко выбирать, менять местами, собирать, переставлять или повторно использовать с минимальными нарушениями. Иными словами, композитная система — это именно то, на что она похожа: система, которая предлагает пользователям гибкость в изменении ее состава, чтобы заставить ее работать в окружающей среде (при этом удовлетворяя их требования). В этом смысле она представляет собой противоположность комплексу, который является монолитным и негибким, требуя от пользователей изменения окружающей среды для его поддержки.
Как и в случае с комплексом, в композитной среде все равно приходится иметь дело с несколькими поставщиками. Однако с композитными стеками интеграция, масштабирование, обновление и разработка становятся более гладкими, изменение занимает меньше времени и опередить конкурентов становится проще. В этом смысле композитные стеки могут помочь каждому отделу вашей организации достичь гибкости, к которой он стремится.
Однако перевод всей архитектуры от комплексов к стекам — дело непростое. Необходимо многое учесть — собрать лучшую команду для проекта, определить то, как выглядит идеальный стек, и выбрать правильную стратегию миграции.
Стратегия миграции зависит от целей организаций. Ниже мы остановимся на том, как это может выглядеть в маркетинговой среде, но общий процесс будет тем же в любой среде.
Этап 1. Начните с мини-трансформаций
При переходе от комплексов к стекам многие организации сначала внедряют композитную технологию, которая лежит в основе стека, а затем переходят к полной миграции поэтапно — то, что я люблю называть «мини-трансформациями». Начало внедрения одной композитной технологии может стать, и часто становится, катализатором более широкой эволюции к цифровой зрелости. Используя эту стратегию, предприятия также получают быстрые преимущества, такие как повышение операционной эффективности и сокращение времени выхода на рынок.
Для первой мини-трансформации выберите достаточно маленький проект, чтобы им можно было несложно управлять — особенно если возникнут проблемы, — но достаточно значительный, чтобы его заметили важные заинтересованные стороны, когда вы добьетесь успеха. Хорошей целью может стать целевая страница или микросайт, поскольку проблемы, возникающие при этом, можно относительно легко устранить, а преимущества будут заметны.
Определите, за что вы хотите взяться в первую очередь. Затем поставьте четкие цели, по которым можно будет судить об успехе или неудаче. Возможно, это сокращение времени разработки или времени выхода на рынок. Возможно, вам нужны определенные функции и возможности, которые вы не можете получить в рамках комплекса.
Как только вы определите эти цели, переходите к этапу 2.
Этап 2. Соберите небольшую agile-команду
Небольшая команда может двигаться быстро, поэтому она хорошо подходит для выполнения проекта, который вы выбрали на этапе 1. Ваша команда по мини-трансформации должна быть сфокусирована на том, что означает слово «agile» — способности быстро менять направление.
Сосредоточьтесь на хорошем руководстве, обеспечьте здоровое сочетание талантов и опыта и найдите правильный уровень автономии для немедленного решения проблем. Сделайте акцент на достижении малых целей, которые ведут к большим. Если члены команды могут легко и открыто общаться, небольшие цели позволят им быстрее увидеть, что работает, а что нет, чтобы они могли вернуться и исправить все проблемы.
Я рекомендую, чтобы ваша команда имела опыт работы с технологиями, с которыми вы имеете дело. Она должна думать не только о бэкенде, но и о пользовательском опыте с другой стороны. Найдите архитекторов, которые умеют решать проблемы бэкенда, но при этом понимают цель всего проекта.
Успешные мини-трансформации зависят от внедрения agile-методологий. Команда должна стремиться к созданию целей, основанных на результатах и влиянии на клиентов, а не только на производительности и рисках. Выясняйте, насколько хорошо определенные люди работают вместе, поддерживая друг друга. Работайте над созданием доверия и прозрачности в команде, потому что эти элементы команды определяют результаты для клиентов.
Этап 3. Выберите композитную технологию, которая будет лежать в основе вашего стека
Центральной композитной технологией для маркетинговых команд, как правило, является система управления контентом (CMS). Внедрение автономной («безголовой», без подключенного, как в традиционных CMS, слоя фронтенда) CMS с многопользовательской облачной структурой — хороший вариант для начала. Поскольку здесь внутренняя и внешняя части разделены, существует меньше ограничений на то, где можно распространять контент. Безголовая CMS может работать с различными каналами, включая веб-сайты, мобильные устройства, носимые технологии и системы VR/AR.
Но прежде чем переходить на композитную CMS, важно провести инвентаризацию того, что имеется в вашей текущей CMS. Составьте карту различных функциональных возможностей, чтобы убедиться, что в вашем стеке композитных решений есть нужная технология для обработки этих функций после миграции. Разберитесь, как работает каждая функция и какие API понадобятся для подключения этих функций. Это поможет вам в дальнейшем при создании композитного стека.
Убедитесь, что выбранная вами CMS является легкой и что вы сможете достаточно быстро запустить ее в работу. Затем интегрируйте ее с хорошим хостинг-провайдером.
Здесь должны встретиться этапы 1 и 3. Как только безголовая CMS будет установлена, проверьте, работает ли целевая страница или микросайт так, как вы задумали. Может ли новая CMS поддерживать спрос? Выявите и решите любые проблемы, не забывая о целях, которые вы поставили на этапе 1. Достигнуты ли эти цели?
Этап 4. Повторяйте этапы 1-3 до тех пор, пока не закончите работу
Как только вы завершите первую мини-трансформацию, выберите другой проект и повторите процесс. Начните итерации и строительство. Допустим, вы модернизировали целевую страницу или микросайт; как теперь интегрировать композитную архитектуру с основным сайтом? Какие взаимозависимости между вашими функциями вам нужно будет найти, изолировать и распутать, чтобы они могли стать отдельными приложениями в вашем стеке?
Не забывайте, что во время перехода может понадобиться резервный план. На многих предприятиях старая CMS работает одновременно с новой, пока все не будет переведено на композитную архитектуру.
После завершения первой мини-трансформации ваша команда будет знать, как начать и реализовать проект за несколько недель. Это будет полезно для управления скоростью, пока вы не перейдете к полностью композитному стеку. Но работа на этом не заканчивается.
Преимущество композитных стеков заключается в том, что вы всегда можете улучшать и добавлять технологии, необходимые вашей компании, чтобы оставаться впереди конкурентов (например, платформы для электронной коммерции или персонализации контента). Только вам и вашей команде решать, когда следует замедлиться или прекратить переход к более оптимальному стеку. Помните, что композитный подход — это путь, а не конечный пункт. Поскольку рынок постоянно меняется, ваша организация тоже должна меняться. Эта методология поможет вашим командам постоянно совершенствоваться, чтобы предоставлять клиентам те услуги, которые им нужны.