Аналитический центр группы компаний «Гарда» выяснил, как россияне относятся к утечкам персональных данных. Эксперты не только развенчали миф о том, что граждане равнодушны к утечкам, но и выяснили, что бизнесу стоит усиливать защиту. Результаты исследования обнародованы на конференции «Защита данных: сохранить всё» 23 октября в Москве.
По данным исследования аналитического центра «Гарда», 81% россиян обеспокоены утечками персональных данных. 43% из них считают проблему нерешаемой. Более половины уверены, что с задачу защиты должны решать государство и бизнес — 51% респондентов не предпринимают самостоятельно никаких действий, когда узнают, что их данные были украдены и/или выложены в интернет.
51% опрошенных считает, что проблема утечки персональных данных является серьезной и несет реальные риски для граждан и компаний. 6% считает, что небольшая проблема, на которую не стоит тратить много времени, и только 1% не считает, что это вообще проблема.
Мужчины более склонны полагать, что утечка персональных данных является критичной проблемой — 24%, и 45% считает, что это серьезная проблема. Женщины считают вопрос менее критичным, но ничуть не менее серьезным, о чем говорят 20% голосов и 53% голосов за серьезность проблемы.
Половина респондентов так или иначе активно реагируют на утечки своих данных:
- 18% написали плохой отзыв о компании, которая допустила утечку;
- 17% написали обращение в компанию;
- 10% написали жалобу в надзорные органы и 2% подали исковые заявления в суд;
- 51% респондентов отметили, что ничего не сделали после того, как узнали об инциденте.
Среди прочих реакций на инцидент с утечкой опрос выявил следующие: респонденты установили защиту на компьютер и телефон, сменили настройки в приложении, поменяли пароли, заблокировали личные данные и закрыли счета (последнее применительно к банковской сфере). Также зафиксированы варианты ответов об отсутствии контрмер. Причиной тому респонденты назвали повсеместный слив данных и отсутствие возможности официально доказать что-либо.
При этом картина меняется, если рассматривать сегменты опрошенных по отдельности. В частности, люди с доходом 500+ всегда реагируют на утечки:
- 50% написали плохой отзыв;
- 25% обратились в надзорные органы;
- 25% связались с компанией, допустившей утечку.
Последствия утечек разнообразны. Самым распространенным вариантом действий мошенников респонденты отмечают спам и телефонные звонки (51%). 29% — обнаружили взлом аккаунтов соцсетей. 4% — сталкивались со взломом аккаунтов госуслуг и банковских приложений. К последней группе относятся в основном люди с высоким доходом (более полумиллиона рублей). Это говорит о том, что преступники научились анализировать и умело обращаться с полученными данными.
Руководители и топ-менеджеры несут в результате действий злоумышленников самые большие финансовые потери (которые могут исчисляться суммами до 5 млн. рублей).
Аналитики отметили неутешительный тренд для бизнеса — граждане при в целом общей пассивности в случаях утечек, готовы отказываться от услуг компаний их допустивших — 63%, 18% — сознательно выберут конкурента.
Наряду с государственными мерами по защите конфиденциальной информации, личная заинтересованность граждан в сохранности персональных данных может положительно повлиять на уменьшение количества утечек. Для этого следует соблюдать как минимум базовые правила кибергигиены:
- не предоставлять избыточную информацию о себе (особенно в интернете);
- осознанно подходить к выбору компаний, которым требуется доверить данные и выбирать сотрудничество только с надежными представителями бизнеса.