Число россиян, пользующихся VPN, в 2023 году выросло на 37% относительно 2022 года и в 2,5 раза относительно 2021. Аналитики рекламного программатика компании Platforma изучили, как жители российских регионов пользовались VPN за последние 3 года. Оказалось, что в 2022 году популярность VPN выросла практически в 2 раза (на 87%) относительно 2021, а в этом году темпы роста замедлились на фоне возросшей базы прошлого года.

Аналитики составили ТОП-5 регионов, в которых выявили наибольшую долю пользователей VPN в 2023 году:

  • Москва — 11%;
  • Краснодар и Краснодарский край — 9%;
  • Санкт-Петербург — 8%;
  • Ростов-на-Дону и Ростовская область — 5%;
  • Пермь и Пермский край — 5%.

Доля столицы снизилась на 10 п.п. в 2023 году относительно 2022. Краснодарский край потерял 3 п.п., а Санкт-Петербург и Ростовская область — по 1 п.п. Пермский край в этот же период сохранил свои позиции. Такие цифры могут свидетельствовать об активном росте пользователей VPN в других регионах, из-за чего и происходит перераспределение долей.

Примечательно, что доля мужчин, пользующихся сервисами обхода блокировки сайтов, в 2023 году выросла на 8 п.п. Это может быть обусловлено тем, что мужчины стали активнее искать способы приобретения видеоигр и других цифровых продуктов на площадках, официально не работающих с Россией. Доля женщин среди пользователей VPN, напротив, снизилась в 2023 году на 8 п.п.

По данным на текущий год, основной возраст пользователей VPN— 35-44 года (63%), относительно 2022 их число снизилось на 4 п.п. В то время как доля использующих сервисы в возрасте 25-34 лет в этом году выросла на 10 п.п. по сравнению с прошлым годом.

«Блокировка зарубежных соцсетей, а также уход большого числа сервисов с российского рынка подстегнул пользователей к поиску удобных вариантов обхода ограничений. Это наглядно показывают данные исследования — за 3 исследуемых года почти 60% подключений к VPN приходятся на 2023 год. Несмотря на массовые блокировки этих сервисов, пользователи находят новые лазейки, а производители соответствующего ПО продолжают делать расширения для браузеров, которые в текущих условиях по-прежнему работают», — отметил руководитель по развитию рекламных сервисов Platforma Анатолий Новожилов.