Стать ИТ-директором (CIO) — цель многих ИТ-специалистов. Но что вы будете делать, когда наконец доберетесь до этой должности? Президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет дает на портале InformationWeek ряд советов.
Ваша карьерная цель заключалась в том, чтобы стать ИТ-директором, и теперь вы ее достигли. Вот что вам следует сделать в первые 60 дней работы на этом посту, чтобы заложить курс на долгосрочный успех.
1. Узнайте своего босса и коллег-руководителей
Быть успешным ИТ-директором — это политическая, а не только техническая работа. Она начинается со знакомства с вашим боссом, которым в большинстве случаев является генеральный директор. Что за человек этот гендиректор? Что, по его мнению, ИТ-отдел должен сделать для достижения успеха, и каких результатов работы ИТ-отдела в прошлом он хотел бы избежать? Есть ли у него опыт работы в ИТ?
Скорее всего вас пригласили на должность ИТ-директора, потому что ваш предшественник был уволен. Определите, что произошло с прежним ИТ-директором и каких его деяний вам лучше не повторять?
В других случаях вас могут нанять в небольшую компанию, в которой никогда не было ИТ-директора. Это может быть выгодной ситуацией, поскольку дает вам широкую свободу действий при определении должностных обязанностей и полномочий ИТ-директора и постановке целей в области ИТ.
В обеих ситуациях ваша первая встреча с генеральным директором поможет вам лучше понять, что нужно компании и чего она ожидает от вас как ИТ-директора.
Однако это еще далеко не все, поскольку речь идет о взаимодействии с людьми.
Помимо генерального директора, есть еще команда высшего руководства. Они оказывают большое влияние на восприятие ИТ и ИТ-директора. В большинстве случаев некоторые из этих руководителей будут настроены весьма благожелательно, в то время как другие могут быть настроены менее восторженно и даже враждебно.
Вы сможете постараться найти с ними общий язык, если проявите инициативу, представившись, встретившись с ними в офисе или пообедав. Это первый шаг в построении отношений, которые вам предстоит наладить с этой командой. Это также даст вам представление о том, кто с наибольшей вероятностью поддержит вас, где вы можете ожидать противодействия и что вы должны сделать, чтобы наладить эти отношения.
2. ИТ-персонал: прочувствуйте атмосферу
Моей первой работой после окончания колледжа была работа учителем в средней школе в очень неблагополучном районе города. Быстро сработали инстинкты выживания, и я поняла, что должна уметь «читать окружение».
Это не новая концепция. Учителя делают это постоянно, как и артисты. Это означает, что вы чувствуете атмосферу и настроение группы людей, чтобы определить наилучший путь к ним и построить отношения.
Этот же принцип жизненно важен, когда вы новый ИТ-директор и хотите узнать, какой у вас ИТ-отдел. За свою карьеру я приходила в качестве нового ИТ-директора в три разные организации, и атмосфера в каждой была разной.
В одном случае ИТ-отдел находился в полном беспорядке, сотрудники были деморализованы и даже враждебно настроены друг к другу. В другом случае сотрудники были технически грамотны, но проекты велись неправильно, и клиенты были раздражены. В третьем случае у компании не было формального ИТ-отдела. Она наняла меня, чтобы я его создала.
Я быстро поняла, что все ИТ-отделы уникальны. Как новый ИТ-директор, вы должны потратить время на оценку личностей и рабочих команд, а затем спланировать свой подход.
Созвать собрание отдела, чтобы представиться, — хороший первый шаг. После этого вам следует встретиться и познакомиться с ИТ-лидерами и менеджерами, а затем покрутиться в коллективе, чтобы узнать ИТ-персонал поближе.
Эти шаги облегчат жизнь сотрудников, потому что они узнают вас. Знакомство с вами также даст им понять, что вы открыты и доступны. Это создает благодатную почву для развития продуктивных и доверительных отношений.
В то же время вы сможете отметить сильные и слабые стороны сотрудников. Вы сможете увидеть, кто из сотрудников является вашими «звездами» и прирожденными лидерами, а где есть личностные сложности или нехватка навыков.
В итоге, если вы командуете ИТ-кораблем, вы должны понимать команду, с которой плывете, видеть, на что она способна и где вам нужна помощь.
3. Посетите пользователей
Часть вашей первоначальной работы будет заключаться во встречах с ИТ-персоналом и обсуждении ИТ-проектов, но также важно посетить линейных руководителей и сотрудников пользователей, чтобы рассказать о проектах и о том, как работает ИТ-служба.
Это позволит вам начать общение с конечными пользователями на всех уровнях организации. И поможет вам в выполнении важной роли ИТ-директора, которую вы будете играть еще долгое время после того, как займете свое место в ИТ. Эта роль заключается в частых неформальных (а при необходимости и формальных) встречах с конечными пользователями на всех уровнях, чтобы убедиться, что проекты идут хорошо. Если с этим будут проблемы, вам придется устранять препятствия, чтобы проекты могли быть успешными.
4. Проанализируйте приоритеты, успехи и неудачи проектов
Самая простая часть работы ИТ-директора в первые 60 дней — это анализ проектов, инициатив, приоритетов и сроков. Это можно сделать в своем офисе, а также прогуливаясь по окрестностям, разговаривая и слушая людей.
В это время вы захотите взглянуть на корпоративный стратегический план и стратегический план ИТ, чтобы понять, насколько хорошо ИТ-служба согласуется с ключевыми бизнес-целями и обеспечивает их достижение. Вы также сможете увидеть успехи ИТ-проектов и понять, почему они были успешными. В итоге у вас появятся собственные впечатления о том, где ИТ-отдел нуждается в изменениях, а где может продолжать хорошо работать, но пока не спешите с выводами!
Вместо этого встретьтесь с ключевыми сотрудниками ИТ-отдела, конечными пользователями и руководством, чтобы узнать их мнение о том, на каком этапе находятся проекты и цели. Не вносите кардинальных изменений в приоритеты ИТ и направления проектов, пока не убедитесь, что вы, бизнес и ИТ-персонал находятся в стратегическом и операционном согласии.
Заключение
Читая эту статью, вы, возможно, задаетесь вопросом, не является ли должность ИТ-директора больше политической, чем технической. Короткий ответ — да, это так. На самом деле, в любой день ИТ-директор, вероятно, тратит три четверти своего времени на политические вопросы, чтобы облегчить техническую ИТ-работу, выполняемую сотрудниками.
Это может быть тяжелой реальностью для многих новоиспеченных ИТ-директоров, которые делали карьеру благодаря своим техническим способностям. Однако для тех, кто может перейти на роль, требующую не только технических знаний, но и общения с людьми, карьера ИТ-директора — прекрасный выбор.