ИТ-отделы все чаще и больше работают с пользователями, которые несут определенную ответственность за ИТ в рамках своей работы, но не имеют ИТ-образования. О том, как лучше всего работать с ними, на портале InformationWeek рассказывает Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.
Сейчас все больше пользователей сталкиваются с тем, что в их должностные инструкции включаются обязанности в области ИТ, хотя у них нет формального ИТ-образования.
Это могут быть:
- маркетолог, которому поручено проводить маркетинговые исследования и который должен разработать собственную базу данных;
- финансовый аналитик, которого просят разрабатывать и проводить анализ рисков каждый месяц;
- инженер, который управляет системой САПР, которая должна взаимодействовать с производственными системами;
- непрофильный специалист из удаленного офиса или завода, обслуживающий сети и оборудование для автоматизации;
- сотрудник службы поддержки продаж, которого попросили разработать методом no-code приложение, которое сопоставляет продукты с клиентами.
Эти пользовательские ИТ-усилия возникают потому, что пользовательские отделы больше не считают, что они могут ждать участия ИТ-службы, чтобы удовлетворить свои потребности. Последние достижения в области разработки приложений и аналитических инструментов позволяют сотрудникам этих отделов выполнять больше ИТ-работы самостоятельно. Сегодня это переросло в полномасштабное внедрение гражданской разработки, когда пользователи сами разрабатывают свои ИТ-решения.
Во многих случаях ИТ-отделы приветствуют такое вовлечение пользователей. Когда пользователи могут быстрее удовлетворять свои потребности в ИТ, они уже не столь часто выражают свое разочарование, а с точки зрения бизнеса важно то, что пользователи знают свои области компетенции и могут лучше понимать, что им надо.
ИТ-отдел тоже может воспользоваться этими преимуществами гражданской разработки. Ключом к успеху является эффективное сотрудничество с конечными пользователями и фокус на методах интеграции новых технологий и приложений, которые создаются в пользовательских отделах, в общую ИТ-архитектуру.
Шаг 1: интеграция
Гражданская разработка лучше всего работает, когда пользовательские отделы могут самостоятельно решать свои ИТ-задачи и им не приходится зависеть от интеграции своих приложений с чем-либо, кроме основной системы, которую уже использует их отдел (например, финансовый отдел генерирует аналитические отчеты из своих финансовых систем). Однако со временем пользователи видят потенциал для расширения своих приложений, чтобы включить в них больше данных из систем, не относящихся к их отделам. Например, финансовый отдел хочет анализировать финансовые показатели в сравнении с данными о продажах и производстве.
ИТ-отдел должен подключаться, как только пересекаются границы нескольких систем, потому что соединение этих систем требует технической интеграции, выходящей за рамки пользовательских ИТ-навыков. Интеграция никогда не бывает простой задачей. Кроме того, этот процесс может занимать много времени. Однако если ИТ-специалисты поддерживают активную связь и сотрудничество с гражданскими разработчиками, все могут вместе обсудить, куда в будущем будут развиваться их приложения. В результате таких встреч ИТ-специалисты могут получать информацию о том, к каким системным интеграциям следует готовиться в ближайшее время, пока не возник спрос.
Шаг 2: ИТ-оптимизация и использование знаний ИТ-специалистов
Только в области аналитики, согласно последним данным, предприятия не используют 73% имеющихся у них данных. В других случаях пользовательские отделы создают свои собственные изолированные информационные «бункеры» с помощью приложений и данных, которые они создают самостоятельно.
Совещания становятся мучительно долгими, когда нет единого источника правды о данных, а компании упускают ключевые моменты, когда у них нет полного представления о том, как обстоят дела в компании.
ИТ-отдел — это единственный отдел, который может видеть все данные, приложения и системы предприятия. Таким образом, ИТ-отдел находится в уникальном положении, чтобы увидеть, когда новые разработки в отдельных пользовательских областях могут быть использованы с пользой для всей организации, и выступить за такое расширение.
Шаг 3: безопасность и обнаружение активов
Использование сетей с нулевым уровнем доверия и ПО для управления активами позволяет автоматизировать идентификацию добавлений, изменений или удалений активов из ИТ-сетей. Такая автоматизация обеспечивает ИТ-специалистам беспрепятственный контроль за всеми ИТ-функциями и данными предприятия. Она также позволяет легко отслеживать действия конечных пользователей в сфере ИТ, даже если ИТ-служба не была о них проинформирована.
Наличие такой возможности отслеживания позволяет ИТ-отделу убедиться в том, что соблюдаются надлежащие протоколы и методы безопасности, и вмешаться, если они не соблюдаются. Прелесть этого процесса в том, что он в значительной степени автоматизирован и незаметен для гражданских разработчиков. Пользователи узнают о нем только тогда, когда происходит сбой в системе безопасности и ИТ-отдел вынужден вмешаться.
Шаг 4: техническая поддержка
Будут ли гражданские разработчики полностью самостоятельными, или им все равно понадобится помощь ИТ-отдела?
В плане приложений no-code пользователи вполне самостоятельны, поскольку разработка может вестись в режиме «укажи и щелкни», в простом контексте. С другой стороны, приложения low-code обычно требуют доступа к подпрограммам, которые запускают другие ИТ-системы, и инфраструктуре, контролируемой ИТ-отделом, поэтому здесь пользователям потребуется помощь ИТ-отдела.
Поиск оптимального варианта сотрудничества
Разработка пользовательских приложений по-прежнему требует поддержки ИТ-отдела и контроля над безопасностью, руководством и более сложными приложениями. Для компаний важно использовать как можно больше ИТ-разработок и данных, и ИТ-отдел находится в уникальном положении, чтобы способствовать этому. Главное — найти «золотую середину» сотрудничества, чтобы и ИТ-специалисты, и конечные пользователи могли выполнять свои обязанности с максимальной выгодой для предприятия.