Согласно исследованию Iron Mountain «Capitalizing on generative artificial intelligence: the role of a dedicated AI leader and a unified asset strategy», все больше компаний вводят в штат должность руководителя в области искусственного интеллекта, сообщает портал ZDNet.
В связи с тем, что ИИ уделяется так много внимания, вопрос о том, кто будет отвечать за него на уровне высшего руководства компании, становится все более актуальным. Некоторые из этих обязанностей, вероятно, будут связаны с появлением должности ИИ-директора (chief AI officer, CAIO). Но каким бы ни был титул ИИ-лидера, такие люди нужны для того, чтобы способствовать ответственному и продуктивному использованию этой новой технологии.
Так является ли должность CAIO, или ИИ-лидера, достойной карьерной целью? И насколько тернистый путь предстоит пройти, чтобы достичь этой цели?
То, что CAIO — достойная роль, сомнений не вызывает: 98% из 700 ИТ-руководителей, принявших участие в новом опросе, проведенном Vanson Bourne по заказу Iron Mountain, считают, что CAIO может ускорить внедрение генеративного ИИ. В настоящее время CAIO имеют в штате около трети организаций (32%), и ожидается, что со временем эта доля вырастет до 94%.
В исследовании признается, что широкая доступность инструментов генеративного ИИ привела к появлению теневого ИИ. «Конечные пользователи используют ИИ без образования, руководства, дисциплины и контроля, которые специалисты в области науки о данных и другие эксперты уже давно привнесли в уравнение соотношения ценности и риска ИИ», — утверждают соавторы отчета Дебра Слапак и Джилл Шоуп из Iron Mountain.
Руководство усилиями в области ИИ не обязательно предполагает наличие должности CAIO. По сути, это «функциональная роль, а не титульная, — считает Энди Турай, главный аналитик Constellation Research. — Позиционирование этой роли зависит от организации и спонсора. Оно может быть практически любым, даже с прямым подчинением генеральному директору».
Вполне вероятно, что смежные роли, такие как ИТ-директор (CIO), директор по цифровым технологиям, директор по данным и директор по аналитике, также будут отвечать за внедрение ИИ от начала и до конца.
Однако роль CAIO будет иметь более широкий охват, утверждает Турай: «Его зона действия распространяется по всей организации горизонтально. CIAO взаимодействуют с подразделениями, занимающимися вопросами управления, безопасности, соблюдения нормативных требований, права и управления рисками и линейным бизнесом, который, как правило, никогда не сталкивается с другими технологическими аспектами».
Несмотря на то, что руководство ИИ по своей сути требует глубокого понимания этой новой технологии, потенциальные CAIO должны иметь еще более прочную бизнес-основу. «Они не должны быть специалистами по изучению данных — это, вероятно, противоречит целям этой роли, — говорит Турай. — Эта роль не является технической и не должна ею быть».
В идеале CAIO, или ИИ-лидер, должен выполнять следующие обязанности:
- Управление ожиданиями в отношении ИИ. С появлением демократичных продуктов генеративного ИИ, таких как ChatGPT, люди полагают, что «ИИ — это так просто, что каждый может внедрить любое решение в считанные дни, не осознавая при этом обязательств и последствий для своей организации, — говорится в отчете Constellation Research „The Urgent Case For A Chief AI Officer (CAIO)“, подготовленном Тураем в соавторстве с Р. Рэем Вангом. — CAIO должен соизмерять возможности с рисками. Например, проекты ИИ нуждаются в стандартизированной системе безопасности, конфиденциальности, управления, аудита, юридического сопровождения и управления рисками».
- Обеспечение потребностей в ресурсах. CAIO, или ИИ-лидер, должен работать в рамках всей организации, «чтобы таланты, обучение и возможности внедрения были в наличии для ускорения внедрения генеративного ИИ», — пишут Слапак и Шоуп.
- Измерение эффекта вместе с финансовыми и операционными командами. «CAIO должны обеспечивать количественные результаты. От ИИ-руководителей ожидается, что они будут отслеживать расчеты рентабельности инвестиций, оценку бизнес-графиков и обмен ценностью между командами данных», — отмечают Турай и Ванг.
- Обеспечение соблюдения этических и правовых норм. По словам Слапак и Шоуп, CAIO, или ИИ-лидер, поможет обеспечить надежность, справедливость и прозрачность «генеративных моделей ИИ, используемых в организации». Это также включает в себя отслеживание юридических последствий, которые возникают из-за «неопределенности в отношении авторских прав и прав собственности на контент, созданный генеративным ИИ».
- Организация разработки, создания, тестирования и развертывания ИИ вместе с ИТ-лидерами. «От разработки стратегии и модели ИИ до выбора поставщика технологий и услуг, CAIO будут тесно сотрудничать со своими технологическими коллегами, чтобы определять краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную стратегию», — пишут Турай и Ванг.
Учитывая бешеные темпы внедрения ИИ в бизнесе, менеджерам и специалистам пора сделать шаг навстречу и убедиться, что новые технологии приносят пользу и выгоду. ИИ-лидерам также необходимо следить за тем, чтобы поспешное внедрение ИИ не направило их компании по ошибочному или даже опасному пути.