Работать с людьми может быть непросто. Иногда вам приходится иметь дело с коллегой, с которым вам трудно взаимодействовать. Неспособность справиться с этой ситуацией может привести к тому, что пострадаете вы, ваши коллеги и бизнес в целом. Итак, как вы можете разрешить сложные взаимоотношения на рабочем месте? Пять бизнес-лидеров поделились с порталом ZDNet своими советами, как вести себя с трудными коллегами.

1. Применяйте открытый подход

Клементина Уиткомб, инженер по данным энергетической компании EDF, считает, что лучший способ справиться с трудным коллегой — это откровенно поговорить с ним. «Я довольно открытый человек, — говорит она. — Если бы кто-то делал что-то, что заставляло бы меня расстраиваться или чувствовать себя некомфортно, я бы, вероятно, обсудила с ним или ней ситуацию в неконфронтационной манере».

Уиткомб уверена, что такой открытый подход имеет решающее значение для успеха, потому что человек, которого вы считаете трудным, может не знать о том, что создает для вас проблемы. «Люди не умеют читать мысли, — отмечает она. — Маловероятно, что кто-то намеренно делает что-то, чтобы расстроить вас. Они могут смотреть на вещи не с вашей точки зрения. Они могут не осознавать, что создают нежелательные трудности и сложности».

По словам Уиткомб, лучшая отправная точка — это начать разговор: «Обычно мой первый способ справиться с ситуацией — поговорить».

2. Найдите точки соприкосновения

Тоби Алкок, технический директор Logicalis, рассказывает, что ему приходится работать с людьми из самых разных стран, отраслей, с разным опытом и национальными особенностями, и ключ к успеху — найти общий язык. «Если вы смотрите на людей с искренним оптимизмом и не думаете, что они пытаются испортить вам день, это помогает», — советует он.

По словам Алкока, скорее всего всегда найдется процент коллег, которые покажутся вам трудными. Однако не падайте духом, потому что их поведению обычно есть объяснение. «Мой хороший наставник много лет назад сказал, что для такого поведения всегда есть причина, — говорит он. — Так что просто не торопитесь и подумайте о том, что происходит в их мире. Все дело в том, чтобы задать дополнительный вопрос: «Эй, почему ты такой агрессивный? Что с тобой происходит?»

Алкок полагает, что, уделив время пониманию проблем вашего коллеги, вы сможете развить эмпатию и работать над достижением новых целей. «Это значит отойти от споров и попытаться найти точки соприкосновения, — объясняет он. — Я думаю, людям нужно сообщество. Люди хотят работать вместе над достижением результатов. И если вы сможете найти общий язык и видеть в людях лучшее, я думаю, это сослужит вам хорошую службу».

3. Помогайте людям принимать перемены

Ричард Вазач, генеральный директор компании Travelex, специализирующейся на валютных операциях, считает, что важно конструктивно подходить к ситуации, которая кажется сложной.

В его представлении о негативной и позитивной энергии люди с негативной энергетикой — это «вампиры», а с позитивной — «доноры»: «Быть трудным часто означает быть „вампиром“ — тем, кто извлекает из ситуации больше энергии, чем вкладывает в нее. Проблема с „вампирами“ в том, что они мощные».

Вазач говорит, что один «вампир» может потреблять энергию десяти «доноров»: «Отрицательная энергетика — это мощно. Это ужасно, но это мощно. Однако я не думаю, что кто-то приходит на работу с желанием быть занудой и настроенным негативно».

По его словам, лучший способ справиться с трудным коллегой — задавать вопросы и помогать ему понять, почему он настроен негативно: «Что мне нужно сделать, чтобы вы стали источником вдохновения? Вам не нравится работа, которую вы выполняете? Вам не нравится эта компания? Не пора ли заняться чем-то другим? Что-то происходит в вашей личной жизни?».

Вазач отмечает, что эффективное управление персоналом заключается в том, чтобы помочь другим понять проблемы в их трудовой жизни и изменить подход. «Обычно существует основная проблема, и хорошие руководители отлично помогают людям разобраться с ней, чтобы сделать выбор, который сделает их позитивными. Иногда это означает уход из компании, смену работы или выбор чего-то другого, — поясняет он. — Людям надо понять, что им, возможно, потребуется что-то изменить, чтобы снова стать источником энергии. Успех заключается в том, чтобы помочь людям открыть глаза на сложившуюся ситуацию».

4. Сосредоточьтесь на первопричине

Софи Галлай, директор по глобальным данным и клиентским ИТ французского ритейлера Etam, считает, что нет волшебного решения, позволяющего справиться с трудным коллегой. Тем не менее успешные профессионалы принимают вызов лицом к лицу, а не пытаются обойти ситуацию.

«Вместо того, чтобы пытаться контролировать коллегу, постарайтесь понять первопричину, — говорит она. — Если с кем-то трудно работать, на то есть причина. И в большинстве случаев вы можете постараться ее найти и решить проблему».

Конечно, бывают случаи, когда кто-то проявляет упрямство. При этом есть два подхода, которые вы можете использовать.

«Вы можете пообщаться, потому что иногда люди не осознают, что они делают, а когда осознают, то могут попробовать что-то изменить», — говорит Галлай.

Если этот подход терпит неудачу, возможно, стоит обратиться ко второй тактике — честной оценке ситуации и полному разрыву отношений.

«Если вы перепробовали все, вы пытались найти первопричину и использовать коммуникацию, то на определенном этапе, возможно, будет лучше, если человек уйдет в другое место, — говорит Галлай. — Если с человеком так сложно работать, значит, он, вероятно, недоволен. Так что, возможно, человек будет счастливее в другом месте, в другой среде, которая ему больше подходит».

5. Подумайте о целях

Дебра Бономи, руководитель отдела обучения и развития Rakuten, отмечает, что ее многолетний опыт научил ее тому, как важно быть реалистом.

По ее словам, профессионалам следует совместно обсуждать проблемы, если они хотят справиться с трудной задачей, которую ставит перед ними коллега.

«Прислушайтесь к ним, чтобы попытаться понять, откуда берутся проблемы и почему они ведут себя так, а не иначе, — говорит Бономи. — Если я не смогу найти ответ таким образом, я задам вопрос вроде: „Что происходит? Я чувствую ваше недовольство“».

Она отмечает, что иногда вы можете обнаружить, что человек, которого вы считаете трудным, отличается от вас характером и стилем работы. Тогда важно адаптироваться к ситуации. «Подумайте о том, чего вы хотите добиться. Было бы здорово, если бы они захотели быть с вами на одной волне. Но иногда вам нужно признать, что они этого не сделают, — говорит Боноли. — Вам нужно спросить себя: „Смогу ли я добраться с ними до желаемого пункта назначения?“. А если нет, то, возможно, вам нужно найти кого-то другого».