Зачастую аутсорсинг — это выход, но что вы скажете своим сотрудникам? Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data, обсуждает на портале InformationWeek некоторые положительные и отрицательные аспекты аутсорсинга, понимание которых может сделать его беспроигрышным для всех.
CIO и другие ИТ-руководители прибегают к аутсорсингу, когда у них нет внутренней экспертизы или возможностей для выполнения определенных задач, но это не всегда позитивно отражается на собственном ИТ-персонале.
Сотрудники могут воспринимать аутсорсинг как способ лишить их возможности развивать новые навыки, когда они считают, что заслуживают такой возможности. В других случаях они видят в аутсорсинге угрозу для своей работы.
Когда следует передавать работу на аутсорсинг
- Когда у вас нет абсолютно никаких внутренних альтернатив для выполнения работы, а сроки проекта слишком сжаты, чтобы позволить развивать внутренние ИТ-навыки. Существуют отличные сценарии для аутсорсинга. Один из них — когда вам срочно нужны навыки для проекта, который не терпит отлагательств, и нет времени на повышение квалификации сотрудников для этого проекта. В такой ситуации и сотрудники, и ИТ-руководители понимают практическую необходимость аутсорсинга, и это будет особенно хорошо воспринято, если вы заранее предупредите сотрудников, а также если у вас есть план повышения квалификации сотрудников, чтобы они могли продолжить работу над проектом после его завершения.
- Когда работа утомительна и занимает много времени. Если у вас есть проект преобразования, в котором миллионы строк кода и/или элементов данных должны быть преобразованы вручную из-за отсутствия на рынке подходящего инструмента, имеет смысл передать эту работу группе, которая может справиться с этими утомительными и повторяющимися действиями, выполняя их «вручную». Ваши ИТ-специалисты смогут продолжить работу над более стратегическими проектами, и они будут благодарны вам за то, что вы сняли с них эту ответственность.
- Когда компании нужна новая система и лучше всего выбрать систему «под ключ». Когда поставщик поставляет систему «под ключ» (например, CRM), обычно предполагается, что он будет продолжать поддерживать и улучшать эту систему. Таким образом, система становится аутсорсинговой. Покупка систем «под ключ» и предоставление им возможности функционировать в рамках своих лучших методик и функций — это ИТ-практика, которая работает уже много лет.
- Если для тестирования приложений вам потребуется больше ресурсов для обработки и хранения данных, обратитесь к облачному провайдеру. Многие коммерческие поставщики облачных вычислений теперь предлагают хранение, обработку и настройку приложений для тестирования по требованию. Это отличная возможность для аутсорсинга, которая может сэкономить драгоценное время администраторов баз данных и сотрудников системной поддержки, поскольку им больше не придется выкраивать время из своего графика для создания тестовых сред для группы разработчиков приложений.
- Всегда сообщайте сотрудникам о причинах, прежде чем принять решение о заключении соглашения об аутсорсинге. Это событие может напугать ваших сотрудников, которые вдруг заинтересуются гарантиями сохранения рабочих мест и тем, планирует ли компания вообще вкладывать средства в повышение квалификации сотрудников внутри компании. Если вы заранее объясните сотрудникам, почему вы хотите прибегнуть к аутсорсингу и каковы долгосрочные планы после его завершения, вы сможете снять тревогу и сохранить доверие персонала.
Когда не следует передавать работу на аутсорсинг
- Когда у вас нет плана по развитию внутренней экспертизы. Если вы не будете вкладывать средства в развитие внутренней экспертизы, вы поставите себя в полную зависимость от времени и навыков ваших внешних помощников. Это рискованное положение. Кроме того, это не вызовет положительных эмоций у сотрудников ИТ-отдела, которые, вероятно, считают, что компания должна инвестировать в обучение внутренних специалистов, чтобы они могли взять на себя проекты, которые изначально выполнял аутсорсер.
- Когда аутсорсер не хочет предоставлять вам исходный код. Ваша цель — взять на себя управление кодовой базой после завершения работы аутсорсера. Для этого вам нужен как исходный, так и объектный код. Именно исходный код позволит вашим сотрудникам взять на себя управление кодовой базой и поддерживать ее после завершения работы аутсорсера.
- Не передавайте всю систему на аутсорсинг поставщику решения «под ключ», если он не обязуется соблюдать SLA по миграции системы на свою платформу и обратно. Мигрировать с одной системы на другую всегда непросто. Обязательно заключайте набор соглашений об уровне обслуживания со всеми новыми поставщиками. Цель SLA — обязать поставщиков соблюдать определенные уровни производительности при миграции на их платформы и, при необходимости, при миграции с их платформ.
- Не передавайте на аутсорсинг критически важные приложения. Компании должны очертить круг своих критически важных приложений и сохранять над ними полный контроль. Это обязательная стратегия управления рисками, поскольку даже если вы разместите критически важное приложение в облаке надежного поставщика, нет никакой гарантии, что он не будет приобретен, подвергнут слиянию или не произойдет смена руководства, которая может затруднить продолжение хостинга.
- Не передавайте приложения на аутсорсинг, не пообщавшись сначала с сотрудниками. Я видела ИТ-среды, где было принято решение о передаче на аутсорсинг, аутсорсинг начался, а весь ИТ-персонал был застигнут врасплох, потому что никто не сказал им, что вся система или проект будут переданы на аутсорсинг. В большинстве случаев это происходит из-за недостаточной коммуникации со стороны CIO или руководителей проекта, и долгосрочный эффект от этого может быть разрушительным. ИТ-персонал может начать не доверять руководству и его конечным мотивам. Ключевые сотрудники могут начать уходить, опасаясь за свою работу. Это также может привести к ухудшению морального состояния персонала, поскольку сотрудники видят, что аутсорсеру достается вся новая и интересная работа, а они и их навыки остаются за бортом.