Кристофер Тоцци, технологический аналитик Fixate.IO, рассказывает на портале ITPro Today о пяти действенных мерах, которые помогут повысить удовлетворенность ваших разработчиков ПО своей работой.
Когда-то главной целью компаний, создающих ПО, было обеспечение отличного пользовательского опыта (UX). Но сегодня опыт разработчиков (developer experience, DX) стал не менее важен для многих организаций, которые все больше внимания уделяют тому, чтобы их разработчики ПО были довольны своей работой.
Но как именно это сделать? Давайте обсудим, что такое опыт разработчика, почему он важен, а также практические методы его повышения.
Что такое опыт разработчика?
Опыт разработчика — это чувство удовлетворения, которое он получает при выполнении своей работы. Он основывается на концепции пользовательского опыта, который является мерой того, насколько клиенты удовлетворены используемым ПО.
На опыт разработчиков влияет множество факторов. Некоторые из них технологические, например, насколько легко получить доступ к инструментам, необходимым для написания или тестирования кода. Другие связаны с организационной культурой — например, чувствуют ли разработчики, что могут эффективно взаимодействовать со своими коллегами, и полезно ли используют свое время на совещаниях, которые они посещают.
Почему опыт разработчиков важен?
Простое объяснение того, почему опыт разработчиков важен, заключается в том, что в мире, где «каждая компания — софтверная», разработчики играют важнейшую роль в обеспечении успеха бизнеса, поэтому чем счастливее будут ваши разработчики, тем эффективнее будет ваш бизнес.
Более подробный ответ на вопрос о том, почему опыт разработчиков важен сегодня, связан с пониманием некоторых последних тенденций, которые влияют на разработчиков. Одна из них — нехватка квалифицированных технических специалистов, возникшая из-за пандемии. Поскольку компании пытались нанять и удержать квалифицированных технических специалистов, инвестиции в опыт разработчиков стали более приоритетными. И что интересно, обязательства в отношении DX, похоже, не ослабевают и после пандемии.
Еще один фактор, объясняющий, почему опыт разработчиков стал так актуален в последнее время, — это постоянно растущая сложность технологий. Современные стеки нативного облачного ПО включают в себя гораздо больше инструментов и уровней, чем программные среды, которые преобладали десять или двадцать лет назад. Это может усложнять работу разработчиков, поскольку им приходится сталкиваться с бóльшими сложностями при проектировании, написании, тестировании и развертывании приложений. В этих условиях поиск способов обеспечить эффективную работу разработчиков становится все более актуальным.
Как же компании могут улучшить опыт разработчиков? Ответ, конечно, зависит от конкретной организации. Но в целом помочь разработчикам почувствовать себя продуктивными и ценными могут следующие практики.
1. Инвестируйте в платформенный инжиниринг
Самая распространенная стратегия, которую сегодня используют компании для повышения уровня опыта разработчиков, — это инвестиции в платформенный инжиниринг. Речь идет о практике создания так называемых внутренних платформ разработчиков (IDP), которые позволяют разработчикам быстро и легко получать необходимые им инструменты и среды.
Для небольших компаний с относительно постоянными технологическими стеками и средами платформенный инжиниринг может оказаться излишним. Но если у вас есть разработчики, которым приходится работать с различными технологиями, платформенный инжиниринг и IDP помогут повысить производительность и уменьшить разочарование.
2. Избегайте ненужных совещаний
Один из гарантированных способов разочаровать разработчиков — просить их посещать собрания, которые, по их мнению, неэффективно используют их время и отвлекают от работы над кодом.
Таким образом, простой способ улучшить опыт разработчиков — избегать ненужных встреч. Конечно, «ненужные» — это с их точки зрения, но менеджеры должны тщательно оценивать важность встречи, прежде чем назначать ее.
3. Группируйте совещания
Если встречи необходимы, планирование их проведения в непосредственной временной близости друг от друга может помочь улучшить опыт разработчиков.
Причина в том, что, когда встречи сгруппированы вместе, команды получают более длительные блоки свободного от встреч времени, когда они могут сосредоточиться на работе. Если разработчики вынуждены посещать собрания каждый второй час в течение дня, их возможности войти в «состояние потока» и писать код ограничены. Но если все собрания будут проходить в начале или в конце дня — или, что еще лучше, если они будут проводиться только один или два дня в неделю, — инженеры смогут уделять больше времени работе, которая им больше всего по душе.
4. Оценивайте работу разработчиков количественно
Легко говорить в общих чертах о том, насколько важна разработка ПО для бизнеса. Но чтобы почувствовать настоящую признательность, разработчики должны иметь возможность видеть количественные данные о том, какую пользу они приносят.
Компании могут сделать это, отслеживая показатели деловой ценности выполненной разработчиками работы. Например, сколько новых клиентов получит компания после того, как разработчики внедрят новую функцию. Подобные данные помогают разработчикам наглядно убедиться в том, что они приносят пользу.
5. Регулярно спрашивайте разработчиков, чего они хотят
И последнее, но не менее важное: получение обратной связи от разработчиков очень важно для улучшения их опыта. Многие компании могут считать, что они предлагают разработчикам способы поделиться тем, что им нравится и не нравится в их работе и рабочих процессах, но лишь немногие компании имеют для этого систематический процесс. По этой причине организациям следует рассмотреть возможность проведения регулярных встреч, на которых разработчики могут обсудить свой опыт с руководством, например, или выделить канал в Slack для отзывов разработчиков об их опыте.
Более счастливые разработчики — более счастливые компании
Инвестиции в опыт разработчиков дают множество преимуществ как разработчикам, так и предприятиям. Однако, чтобы воспользоваться этими преимуществами, важно улучшать опыт разработчиков не только на словах. Компании должны предпринимать реальные шаги, подобные описанным выше, для повышения удовлетворенности программистов своей работой.