Сравнительный обзор
Два новых инструмента для анализа серверов Web помогают собрать данные об использовании узла World-Wide Web
Два новых продукта значительно подняли критерии качества для недавно возникшей категории инструментов анализа серверов World-Wide Web.
До недавнего времени было мало инструментов для сбора данных о посетителях узла Web и создания графиков нагрузки на узел; они были сложны в обращении и не имели таких существенных возможностей, как экспорт данных и распределенная генерация отчетов.
Специалисты из Тестового центра PC Week Labs провели исследование двух выпущенных в феврале 32-разрядных продуктов, работающих под Windows: Market Focus 2 корпорации Interse и WebTrends 1.0 фирмы e.g. Software. Эти инструменты свободны от недостатков первого поколения программ для анализа серверов Web, которые мы тестировали в прошлом году: WebTrac фирмы Logical Design Solutions, WebReporter фирмы Open Market и WebWatch фирмы Virtual Office.
Два новых пакета - Market Focus и WebTrends - проще в использовании и мощнее, чем эта тройка первых продуктов.
По сути дела, они значительно повысили уровень критериев, с которыми администраторы должны подходить к выбору инструментов для получения данных о посетителях и создания графиков нагрузки на узлы Web своих организаций.
Чтобы отразить этапы развития инструментов для анализа серверов Web, мы приводим анализ новых продуктов вместе с подправленными оценками, проставленными для WebTrac, WebReporter и WebWatch ранее.
Новый стандарт
Организациям, которые хотели бы иметь дешевый и простой инструмент для получения отчетов, способный также обслуживать массив файлов регистрации, стоит обратить внимание на продукт WebTrends фирмы e.g. Software (цена $299).
WebTrends предлагает внушительный набор функций по созданию отчетов, использующих либо HTTP (Hypertext Transport Protocol - протокол передачи гипертекста), либо FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов); его отчеты выглядят превосходно.
К недостаткам продукта WebTrends можно отнести то, что он не может обрабатывать слишком большие файлы регистрации. Например, во время тестирования мы не смогли создать отчет на основе файла регистрации длиной 170 Мб.
Для более серьезных узлов Web, требующих широких возможностей для сбора данных и создания отчетов, лучше подойдет программа Market Focus 2 корпорации Interse.
Market Focus предоставляет самые мощные возможности для создания отчетов; в пакет интегрирована версия времени исполнения СУБД Access Database корпорации Microsoft, которая применяется для управления сбором данных.
Поскольку программа Market Focus является очень мощной, она наиболее сложна в использовании и конфигурировании, а также дороже остальных продуктов ("заоблачная" цена продукта в $3495 превосходит цену большинства самих серверов Web). По цене $6995 предлагается также версия Market Focus для предприятий, содержащая интерфейс с ПО SQL Server корпорации Microsoft. Ее можно приобрести отдельно и использовать в качестве реляционной базы данных для хранения информации.
Тем не менее Market Focus 2 представляет большой интерес для организаций, которым необходимо работать с файлами регистрации, превосходящими по размеру 100 Мб (мы смогли успешно импортировать в Access тестовый файл длиной 170 Мб), а также для тех, кто хочет создавать отчеты в формате Microsoft Word и не запускать просмотрщик Web для работы с HTML-файлами (Hypertext Markup Language - язык разметки гипертекста).
Средства для сбора данных
Хотя WebTrends и не может сравниться с мощью Market Focus, он предлагает самые гибкие возможности сбора данных из всех пяти инструментов для анализа серверов Web.
Широкий спектр форматов файлов регистрации, поддерживаемых пакетом WebTrends, включает недавно выпущенный формат Microsoft Information Server, а также Combined Log Format (комбинированный формат регистрации), определяющий такие ключевые элементы, как "клиент" (referer; данные об узле, на котором работает пользователь) и "просмотрщик" (тип просмотрщика и ОС, используемых посетителем).
По сравнению с мизерными возможностями сбора данных, предоставляемыми пакетами WebTrac, WebReporter и WebWatch, функции WebTrends выглядят блестяще.
WebTrends уникален в том отношении, что файл регистрации не должен храниться непосредственно на ПК пользователя. С помощью понятного меню операций выдачи отчетов мы могли просто указать программе WebTrends несколько серверов Web, с которыми она должна связаться по протоколу FTP или HTTP. После этого файлы регистрации автоматически копировались на локальный ПК; таким образом, мы могли анализировать файлы регистрации независимо от их местонахождения. Такая схема сильно упрощает задачу управления и анализа нескольких серверов Web.
Market Focus 2 также может работать с различными форматами файлов регистрации, включая Common Log File, EMWAC и Microsoft Information Server. Хотя данный продукт непосредственно не поддерживает стандарт Combined Log Format, он предлагает частную версию этого формата, которая успешно прошла наше тестирование.
Средства для выдачи отчетов
Все пять инструментов для анализа серверов Web по-разному подходят к выдаче отчетов. Однако и здесь WebTrends удерживает пальму первенства, предлагая самые простые и эффективные отчеты среди всех рассматриваемых продуктов.
Простота и качество отчетов WebTrends произвели на нас хорошее впечатление. Отчеты WebTrends на базе HTML-файлов содержат подробную логически организованную статистику нагрузки на сервер Web, а также прекрасные графики. За счет использования стандарта Combined Log Format отчеты, созданные с помощью WebTrends, содержат массу деталей, включая тип просмотрщика и ОС, используемых онлайновым посетителем.
WebTrends предоставляет полезную информацию и
привлекательные графики
Во время наших тестов мы за несколько минут создали отчеты на основе ряда файлов регистрации. Однако при использовании длинных файлов регистрации в работе приложения появились ошибки. Дело в том, что WebTrends не может работать с файлами регистрации, превышающими по размеру 100 Мб.
С помощью WebTrac мы создали отчет с графикой за
менее чем за 15 минут
Размеры тестовых файлов варьировались от 500 Кб до 171 Мб. Нам не удалось создать отчет на основе самого длинного тестового файла даже на мощном ПК на базе 90 МГц процессора Pentium с 32 Мб ОЗУ. Это ограничение может представлять серьезные трудности для администраторов загруженных серверов Web, генерирующих большие файлы регистрации.
Отчеты, создаваемые Market Focus 2, также выглядят впечатляюще. Однако в отличие от WebTrends процесс создания отчета с помощью Market Focus проходит в два этапа и может вызвать путаницу.
Чтобы получить отчет, нам нужно было сначала импортировать файл регистрации в пакет Microsoft Access, поставляемый вместе с продуктом Market Focus, а затем перейти к модулю анализа Market Focus. Весь процесс оказался весьма громоздким главным образом из-за того, что интерфейс Market Focus не настолько прост, как у WebTrends. Более того, задания по импортированию данных и генерации отчетов выполнялись намного дольше, чем при работе с WebTrends или с каким-либо из трех ранее описанных продуктов.
Процесс импортирования файла регистрации длиной 171 Мб в Market Focus занял на нашем компьютере на базе 90 МГц Pentium с 32 Мб ОЗУ более 6 часов. Генерация отчета проходила еще медленнее, особенно при его выводе в формате Microsoft Word. Однако в противоположность WebTrends мы смогли успешно импортировать самый большой тестовый файл регистрации и создать отчеты на его основе.
Что касается изменения формата отчетов, то и WebTrends, и Market Focus предлагают ряд параметров для настройки вида отчетов и графиков.
Наибольшее впечатление на нас произвела простота настройки структуры отчетов в программе WebTrends. В комплект поставки продукта входит набор предопределенных шаблонов для генерации отчетов. Легко создать и свой собственный шаблон.
При работе с Market Focus настроить вид отчета более сложно. В основном это связано с тем, что процесс настройки проходит в несколько стадий.
Приятным дополнением к обоим продуктам являются базы данных, содержащие основную информацию о сотнях компаний и доменов в Internet. Эти базы данных используются в сочетании с отчетами для предоставления более содержательной информации о посетителях узла Web и их доменах. Такая информация оказывается гораздо более ценной, чем IP-адреса.
Поскольку база данных содержит адреса и почтовые индексы, WebTrends и Market Focus могут предоставлять такую информацию, как первая десятка географических регионов, посещающих ваш узел, или процент иностранных либо отечественных пользователей.
WebTrac, WebReporter и WebWatch не содержат такой базы данных. Однако аналогично WebTrends и Market Focus эти продукты предоставляют возможность обратного поиска по IP-адресу для восстановления имен доменов по IP-адресам из файла регистрации.
По уровню детализации информации программы WebTrends и Market Focus превосходят первое поколение инструментов для анализа серверов Web. Хотя WebTrends наиболее прост в использовании, создавать и настраивать вид отчетов с помощью Market Focus все же проще, чем с помощью WebReporter или WebWatch, поскольку последние два продукта требуют ручного написания сценариев.
При работе с Market Focus 2 ничего не стоит создать свои
собственные шаблоны и отчеты
Что касается возможностей экспорта данных, то здесь блистает Market Focus, который поддерживает форматы HTML, Microsoft Word и обычный формат таблицы с запятой-разделителем. По сути дела, Market Focus - это единственный продукт, который использует возможности встраивания и связывания объектов (OLE) ОС Windows для создания отчетов в формате Microsoft Word "на лету". Этот процесс, хотя и занимает очень много времени, весьма полезен для пользователей, желающих создавать аналитические отчеты о своих Web-серверах в виде документов Word, а не HTML-файлов.
WebTrends и первые три продукта могут выдавать отчеты в полном объеме только в формате HTML. Если выбрать другой выходной формат, например простой текст или таблицу с запятой-разделителем, то диаграммы и графики не будут экспортироваться.
Удобство использования
Возможно, наиболее существенное улучшение с точки зрения удобства использования коснулось пользовательского интерфейса, поскольку теперь три продукта из пяти работают под ОС Windows, а два - под Unix.
Продукты WebTrends, Market Focus и WebTrac подняли удобство в работе на более высокий уровень за счет использования графического интерфейса пользователя (ГИП).
Поскольку приложения WebWatch и WebReporter работают под Unix, у них нет графического интерфейса, а генерация отчетов управляется командными сценариями.
Как WebTrends, так и Market Focus было легко установить и сконфигурировать практически за несколько минут.
К сожалению, мы обнаружили неточность в документации, касающуюся требований к системе для Market Focus. В печатной документации и оперативной справочной системе утверждается, что пакет требует свободных 20 Мб дисковой памяти. Однако после установки продукта мы проверили объем памяти, занимаемый его каталогом, и обнаружили, что приложение "поглотило" целых 40 Мб драгоценной дисковой памяти - вдвое больше задокументированной потребности.
WebWatch и WebReporter весьма громоздки, а для своей установки и конфигурирования требуют солидного знания Unix.
WebReporter и WebTrends имеют наилучшую документацию и оперативную справочную систему из всех рассматриваемых продуктов. Справочная система Market Focus тоже хороша, однако бумажная копия стоит лишних $45.
О. Райан Табибиан
Инструменты для анализа серверов Web
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
| | WebTrends |Market Focus 2 | WebTrac | WebReporter | WebWatch |
| |e.g. Software | Interse Corp. |Logical Design | |Virtual Office |
| | Corp. | | Solutions | Open Market | Inc. |
| | | | | Inc. | |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|СРЕДСТВА ПОИСКА |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Сбор данных | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | УДОВЛ. | УДОВЛ. | УДОВЛ. |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|СРЕДСТВА ВЫДАЧИ ОТЧЕТОВ |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Стандартные отчеты | ОТЛИЧНО | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | УДОВЛ. | ХОРОШО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Возможности настройки отчетов | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | ХОРОШО | ПЛОХО | ПЛОХО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Возможности экспорта | ХОРОШО | ОТЛИЧНО | УДОВЛ. | УДОВЛ. | УДОВЛ. |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|МЕЖПЛАТФОРМНАЯ ПОДДЕРЖКА |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Поддержка платформ | ХОРОШО | ХОРОШО | ХОРОШО | ХОРОШО | ОТЛИЧНО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Поддержка серверов Web | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | ХОРОШО | ХОРОШО | ХОРОШО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|ПРОСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Графический интерфейс | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | ХОРОШО | ПЛОХО | ПЛОХО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Процесс инсталляции | ОТЛИЧНО | ОТЛИЧНО | ХОРОШО | УДОВЛ. | УДОВЛ. |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Документация | ХОРОШО | ХОРОШО | УДОВЛ. | ХОРОШО | ПЛОХО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
|Оперативная справка | ХОРОШО | ХОРОШО | УДОВЛ. | ОТЛИЧНО | ПЛОХО |
+---------------------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
Инструменты для анализа серверов Web
WebTrends - наилучший продукт по всем показателям для малых и средних узлов Web
WebTrends
e.g. Software Corp.
Портленд, шт. Орегон
(503) 294-7025
http://www.egsoftware.com
Достоинства: Превосходные возможности создания отчетов и сбора данных; интуитивно понятная среда; отличные возможности для генерации отчетов о нескольких серверах
Недостатки: Отсутствие возможности создания отчетов в стандартных форматах, таких, как Microsoft Word; трудности при обработке длинных файлов регистрации
Market Focus 2
Interse Corp.
Саннивейл,
шт. Калифорния
(408) 732-0932
http://www.interse.com
Достоинства: Может создавать отчеты в формате Microsoft Word; может обрабатывать длинные файлы регистрации
Недостатки: Ограниченный спектр поддерживаемых форматов файлов регистрации; низкая производительность
WebTrac
Logical Design Solutions
Мэррэй-Хилл,
шт. Нью-Джерси
(908) 771-9221
Достоинства: Отличный графический интерфейс на базе Windows; многочисленные параметры для настройки структуры отчетов; широкий спектр поддерживаемых платформ и серверов Web; самый удобный и единственный бесплатный продукт
Недостатки: Ограниченный набор выходных форматов; скудная документация и оперативная справочная система; резкое снижение производительности при работе с большими файлами регистрации
WebReporter
Open Market Inc.
Кеймбридж,
шт. Массачусетс
(617) 621-9500
Достоинства: Согласованный набор шаблонов для создания простых отчетов; простота настройки структуры отчетов
Недостатки: Сложный интерфейс, использующий командную строку; ограниченные возможности настройки для сбора данных и структуры отчетов; ограниченный набор выходных форматов
WebWatch
Virtual Office Inc.
Нью-Йорк,
шт. Нью-Йорк
(212) 799-2645
Достоинства: Отличные средства для поиска данных; возможность сбора дополнительных данных из расширенных файлов регистрации
Недостатки: Сложный интерфейс, ограниченные возможности настройки сбора данных и структуры отчетов; нет документации и оперативной помощи; мало выходных форматов
РЕЗЮМЕ: Интерфейс, поддержка форматов файлов регистрации и изощренные функциональные возможности по созданию отчетов делают WebTrends наилучшим решением по всем показателям для администраторов узлов Web. Тем, кому необходимо работать с длинными файлами регистрации, стоит обратить внимание на Market Focus 2, который может обрабатывать длинные файлы (мы тестировали его при работе с файлом длиной 171 Мб) и поставляется с "полнокровной" базой данных. Графический интерфейс, возможности настройки и поддержка платформ продукта WebTrac лучше всего подойдут для администраторов, желающих быстро создавать простые отчеты и графики. Тем, кому нужна более подробная информация, чем та, которая содержится в стандартных файлах регистрации, и кто не боится интерфейса командной строки, стоит обратить внимание на WebWatch. WebReporter предоставляет отличные возможности сбора данных, однако его интерфейс на базе Unix ограничивает удобство в работе этого продукта. Таким образом, мы рекомендуем подождать до тех пор, пока Open Market не реализует для этого продукта графический интерфейс.