Взгляд изнутри
Технология - это замечательно, но, когда речь идет о создании компании, успешно действующей в Web, полезнее творческие способности. Я уже говорил это, но, видимо, стоит повторить снова - особенно после майской конференции JavaOne в Сан-Франциско и в связи с ценой, которую устанавливают некоторые компании-поставщики содержания на свои акции.
Индустрия находится на грани лихорадки Java, которая вышвырнет за борт десятки начинающих компаний, уделяющих слишком много внимания этому языку в ущерб созданию интересного и полезного содержания. Несколько успешно действующих поставщиков содержания, которых я знаю, собираются перейти на Java, который сметет их недавно обретенную прибыльность просто потому, что они чувствуют себя обязанными не отставать от развития технологии, хотя не всегда для этого есть разумные деловые причины.
Эти разработчики и многие инвесторы забывают, что уродливое содержание остается уродливым содержанием, даже если оно сделано на Java. Например, компания Wired Ventures, стоимость которой приближается к 450 млн. долл., выяснила, что экстравагантный дизайн отталкивает читателей и на бумаге, и в сети. Подписка на Wired и трафик HotWired увеличились только тогда, когда они "сбавили тон". Тем не менее Wired по-прежнему привлекает внимание к Java, обещая оживить Web-узел HotWired, хотя, возможно, просто хочет успокоить инвесторов, которые задумываются о том, стоит ли вкладывать деньги в предприятие, которое никогда не приносило прибыли. Подтекст Wired сводится к фразе: "С Java мы не можем проиграть".
Ерунда. Можно так же легко потерять деньги, используя Java, как и разрабатывая программы для Windows или производя стиральные машины.
Дабы вы не подумали, что я враг Java, позвольте мне обратить внимание на замечание, касающееся баланса между технологией и творчеством, которое сделал технический директор Sun Эрик Шмидт в своем выступлении на JavaOne. По его мнению проблема большинства узлов Web состоит в том, что они пытаются втиснуть стареющие монолитные приложения в интерфейс программы просмотра.
Он прав. Слишком часто приходится сталкиваться с узлами Web, где свалены в кучу бесконечные горы информации, размер которых оправдывается разве что возможностью поиска. Такие узлы, в сущности, представляют собой просто старую систему с новым интерфейсом с привкусом Web. Я всё время слышу, что с помощью Java разработчики смогут превратить эти склады скучных данных в источники интерактивных развлечений. Видимо, предполагается, что, даже если создан унылый каталог, сами впечатления от использования интерфейса на основе Java будут заставлять массы возвращаться к нему снова и снова.
Узлы, страдающие одержимостью Java или любым другим сверхтехнологическим решением, наиболее подвержены риску совершить ошибку, на которую указывает Шмидт. Излишний упор на сложную технологию приводит к созданию посредственных приложений, потому что в них недостаточно индивидуальности или страсти, которые бы выделяли их среди шума Сети.
Простота тоже может оказаться достоинством. Federal Express придала своему узлу истинную индивидуальность, проявив человечность и обнажив довольно простую технологию слежения за движением посылки. Клиенты FedEx вдруг получили возможность найти ответ на вопрос "Где сейчас моя посылка?", не страдая от долгого ожидания у телефона и ошибок операторов.
Именно люди и их творческие способности привлекают посетителей к странице Web. Потребители, в конце концов, тоже люди, а все мы испытываем голод по освежающему воздействию интересной беседы, бурного спора или хорошего смеха.
Собираясь инвестировать компании, работающие в Web, ищите команды, отличающиеся четкостью позиций, индивидуальностью и готовностью вести конструктивные дискуссии. (В этой области Wired может предложить очень много.) Опасайтесь тех, кто прячет человечность за громом и молниями Java, Shockwave или какого-то другого модуля Netscape. Залог успеха в Web - отнюдь не технология.
Митч Рэтклифф - вице-президент по разработке содержания компании CodeBank (http://www.codebank.com), занимающейся созданием и онлайновой торговлей ПО. С ним можно связаться по адресу: godsdog@codebank.com.
МИТЧ РЭТКЛИФФ
Многие разработчики и инвесторы забывают, что уродливое содержание остается уродливым, даже если оно сделано на Java