Продолжение. Начало в PC Week/RE № 36/96 с. 28

Уроки Web-мастера

 

Второе удачное применение онлайновой среды  -  это так называемый "комитет по переписке" (committee of correspondence). Это чрезмерно длинная (40 экранов среднего размера) прокручиваемая дискуссия между пятью заранее отобранными участниками. Дискуссия в премьерном номере была посвящена теме "Является ли Microsoft злом?". Очевидно, тема была выбрана, чтобы подчеркнуть независимость редакции Slate от своего издателя. Новизна формата дискуссии в том, что он позволяет участникам в течение недели каждый день присылать новые аргументы. Благодаря тому что комментарии принимаются лишь один раз в день, а участники отобраны заранее, редакторам удается избежать резких выпадов и способствовать разумному поведению авторов. Но и в этих условиях качество текстов не достигает того уровня, которого ожидаешь от элитарного журнала. Конечно, мы продвинулись на шаг дальше дискуссий в телеконференциях, но это еще нельзя считать серьезным повышением качества. Дискуссия в Slate не богата новыми аргументами, касающимися зловредности Microsoft, помимо тех, которые мы неоднократно наблюдали в стычках в comp.lang.java. Ну вы знаете: "Windows’95=Macintosh’89", с одной стороны, и "миллионы пользователей не могут ошибаться"  -  с другой. Видимо, эта тема уже до смерти избита в Internet, и дальнейшие дискуссии окажутся более интересными. Одно из преимуществ медленного обмена мнениями и отбора участников в том, что опровержения опираются на более глубокие аргументы и вызывают больше доверия, чем типичные комментарии в телеконференциях. Например, когда кто-то сказал, что Microsoft никогда не создавала ничего нового, но всегда производила второсортные продукты, Стив Болмер (единственный участник дискуссии из Microsoft) смог ответить, приведя данные о бюджете на исследования и разработки и об увеличении числа сотрудников Microsoft Research, а также сославшись на награды, завоеванные некоторыми продуктами. В то же время, когда Болмер попытался преуменьшить значение проблемы нарушения антимонопольного законодательства, его опроверг специализирующийся на таких делах адвокат, который привел цитаты из документов, направленных в суд Министерством юстиции. Как я уже говорил, эта дискуссия лучше, чем средняя пикировка, и на ступеньку превосходит телеконференции, однако не открывает новых граней проблемы.

 

Что касается дизайна Web-узла Slate, я искренне сомневаюсь, что разработчики серьезно тестировали его пригодность к использованию. Как показывают мои исследования других узлов, некоторые элементы этого дизайна легко могут вызвать проблемы. Первая и самая очевидная из них  -  это использование двух базовых страниц, что часто запутывает пользователей. Начальная базовая страница содержит сокращенный список основных статей и маленькую незаметную ссылку на более полное оглавление. По ней пользователь попадает на базовую страницу большего размера, весьма просторный формат которой не позволяет увидеть ее на одном экране. Чтобы разместить полный список статей, нужно 3 - 4 экрана, и некоторые из основных материалов в первом окне не видны.

 

В оглавлении используется несколько "остроумных" заголовков для поиска статей (например, "Средство для снятия глянца"  -  это ссылка на анализ рекламных роликов избирательной кампании). Игривые заголовки обычно не работают в Web, потому что пользователи редко тратят время, чтобы загрузить неизвестный материал. В печатных изданиях такой подход работает, потому что читатель может легко заглянуть в середину журнала и посмотреть, чему посвящена статья. В Web каждый щелчок связан с расходами и отрывает пользователя от контекста предыдущей страницы, поэтому ссылки связей должны быть очевидными.

(Окончание следует)

Якоб Нильсен

 

С Якобом Нильсеном можно связаться по адресу: webmaster@sun.com.