Елена Покатаева

 

В середине июня Ростов-на-Дону плавился на безжалостном солнце. Жара достигла небывалого уровня даже по меркам южного города. Обстановка разрядилась вечером 15 июня: неожиданный сильный дождь пролился на иссушенную землю и вернул нормальную температуру воздуха. Однако обстановка накалялась не только в атмосфере. Вместе с долгожданным дождем в Ростов пришла весть о том, что канадская телекоммуникационная компания Nortel купила американского производителя сетевого оборудования фирму Bay Networks. Какая же таинственная связь соединила это событие с южным российским городом? Просто именно на следующий день в Ростове должен был состояться большой семинар, посвященный современным технологиям создания территориально-распределенных сетей. Организаторы семинара - ростовская компания системный интегратор “Кредиткард” (www.card.rnd.su) и ее московский партнер фирма “Юни” (www.uniinc.com) - для детального анализа на семинаре выбрали технологии трех зарубежных партнеров “Юни”: Bay Networks (www.baynetworks.ru), Nortel (www.nortel.com) и RAD Data Communications (www.rad.com).

Накануне, все в тот же знаменательный день 15 июня в московском офисе “Юни” состоялась пресс-конференция, посвященная открытию сервисного центра RAD Data Communications (на базе “Юни” уже функционирует несколько центров сервисного обслуживания оборудования других производителей). Виталий Фрид, президент “Юни”, отметил, что в последнее время у его компании появились специфические сложности, связанные с тем, что поставщики “Юни” покупают друг друга: “Мы находимся прямо-таки в эпицентре покупок и постоянно формируем оптимальную линию продуктов”. В тот момент он еще не знал, что следующая волна вендорских взаимоприобретений уже накатила...    

Южный рынок с точки зрения инвестора

Ростов-на-Дону привычно называют воротами Северного Кавказа, подразумевая его значение как индустриального центра юга России, в последние годы, правда, значительно утраченное. Сейчас город постепенно возвращается к своим давно забытым истокам: основанный Петром I и названный в честь святителя Дмитрия Ростовского, он служил крепостью, защищавшей южную границу России с воды. Достаточно быстро эта роль города была сведена на нет, но именно сегодня после всех событий, связанных с судьбой Черноморского флота, Ростов-на-Дону вновь становится важным пунктом на водной магистрали, обеспечивающей России выход в Черное и Средиземное моря, а также - по системе каналов - на север страны. Акватория ростовского торгового порта углублена, и порт уже принимает морские суда. Компания “Кредиткард” участвует в создании современной информационной системы ростовского порта.

Крупнейшие промышленные предприятия области, в том числе флагман отечественного сельскохозяйственного машиностроения “Ростсельмаш”, переживают далеко не лучшие времена. Однако областные власти сейчас работают над созданием концепции развития экономики региона. В частности, совместно с новым генеральным директором “Ростсельмаша” экономистом Павлом Покровским разрабатывается программа вывода предприятия из кризиса. По мнению вице-губернатора области Федора Швалева, опираясь на эту программу, завод сможет, избежав банкротства, выпускать по 2,5 - 3 тыс. комбайнов в год. В ее рамках ведутся переговоры об организации совместного предприятия “Ростсельмаша” и американской компании “Джон Дир”. Г-н Швалев обещает, что если такое предприятие будет создано, то за основу его продукции будут взяты модели отечественных машин и российские торговые марки сохранятся.

Владимир Чигинев из “Кредиткарда”, Елена Александрова

и Борис Гольдштейн из “Юни” (слева направо)

Существенное оживление наблюдается в пищевой промышленности региона. Крупнейшее событие в этой отрасли произошло 11 июня, когда АО “Донское пиво” выпустило первую партию новой продукции. Сорта пива “Балтика” и “Дон” появились в ассортименте завода после того, как контрольный пакет акций “Донского пива” был приобретен в октябре прошлого года компанией “Балтика” из Санкт-Петербурга. Вложив в реконструкцию “Донского пива” приблизительно 25 млн. долл., “Балтика” успешно осуществила первый этап этого проекта. По мнению очевидцев, это событие напоминало пуск нового завода - редкое по нынешним временам явление.

Свежесваренного пива из первого ковша отведали высокие гости - мэры, губернаторы и вице-губернаторы Ростова и Петербурга, руководители “Балтики” и “Донского пива”. “Сегодня в России был открыт новый балтийско-донской пивной канал”, - пошутил Михаил Боярский, специально прибывший на торжество из Санкт-Петербурга.

Попробовал нового пива и Владимир Чигинев, генеральный директор компании “Кредиткард”, занимающейся созданием информационной системы АО “Донское пиво”. Как он рассказал, проект полной автоматизации завода предусматривает создание единого информационного пространства всего предприятия и онлайновую связь с центральным предприятием в Петербурге и заводом в Москве, также принадлежащим “Балтике”. В Ростове будет построена распределенная сеть предприятия, охватывающая более десяти зданий.

Ее основой станет современная кабельная проводка на базе оптоволоконной магистрали и структурированной кабельной системы (СКС), которую специалисты “Кредиткарда” разработали своими силами (сейчас протяженность кабелей корпоративной сети составляет 5 км). По сети будут передаваться данные, голосовой трафик и телеметрическая информация, снимаемая с промышленных датчиков, а также данные систем охранной сигнализации и внешнего наблюдения. “В качестве базовой технологии для нашей информационной инфраструктуры мы выбрали АТМ, поскольку мы хотим получить единое информационное и голосовое пространство, - подчеркнул Владимир Черноус, начальник отдела автоматизации АО “Донское пиво”. - Кроме того, АТМ дает возможность реализовать наиболее гибкое решение, настраиваемое на будущие потребности”.

Как считает г-н Чигинев, интерес к технологии АТМ ростовские заказчики испытывают уже в течение нескольких лет, но проект “Донского пива” станет первым реальным внедрением этой технологии на Северном Кавказе.

На первом этапе в сети устанавливаются серверы и рабочие станции Dell, а также активное сетевое оборудование 3Com. По мнению г-на Черноуса, альянс Nortel и Bay Networks может оказаться очень выгодным для дальнейшего развития корпоративной сети. Окончательное решение относительно сетевой ОС в распределенной кампусной сети пока не принято. Специалисты “Кредиткарда” считают, что скорее всего будет создана гетерогенная среда на основе ОС Novell NetWare и UNIX (SCO UNIX, FreeBSD или BSDI).

Вообще UNIX-системы, по мнению г-на Чигинева, весьма популярны в регионе, однако на уровне Intel-платформ: “Обсуждение проектов на базе RISC UNIX - в основном речь идет о ПО Sun Microsystems - пока не завершалось реальными закупками оборудования”.

В развитие пищевой промышленности региона вкладывают средства не только отечественные инвесторы (“Балтика” - самый крупный инвестор). Около 5 мнл. долл. намерены вложить греческие компании, собирающиеся развернуть в области сеть супермаркетов и перерабатывающих предприятий.

Еще два значительных вертикальных рынка области - автоматизация деятельности торговых комплексов и банковских структур. Так, компания “Кредиткард” завершает выполнение большого проекта комплексной автоматизации крупнейшего ростовского универсама. Компьютерная система следит, в частности, за функционированием кассовых аппаратов и температурных датчиков, установленных в торговых залах, - это в условиях жаркого южного лета вещь немаловажная.

В прошлом году “Кредиткард” начал работу с ростовским отделением Сбербанка России: были модернизированы информационные системы на пяти объектах. В течение 1998 г. руководство компании собирается развернуть подобную деятельность во многих организациях, входящих в систему Сбербанка, как в самом Ростове, так и по области.    

Время телекоммуникаций

Сегодня, как считает г-н Чигинев, в регионе настало время телекоммуникационных проектов. В Ростове-на-Дону, городе с населением в 1 млн. 270 тыс. человек, действует около десятка операторов связи. Один из самых крупных среди провайдеров глобальных систем передачи данных - компания Global One.

Не менее десяти компаний предоставляют пейджинговую связь. А ростовские телеграфисты решили внести в спектр оказываемых услуг совершенно новый их вид, которые они назвали “телеграф-пейдж”. Абоненты ростовского телеграфа могут теперь передавать сообщения на пейджер адресата через Интернет-шлюз или с помощью телекса (говорят, что среди абонентов немало таких, кто подписался на телексное обслуживание).

Еще одна нетрадиционная для города услуга - сочетание персональных и корпоративных номеров пейджеров. Последние необходимы для того, чтобы одно и то же сообщение можно было оперативно разослать множеству сотрудников компании.

Ростовский бизнес интенсивно осваивает Интернет. Например, имеется виртуальный офис кадрового агентства “Комплекс” (www.math.rsu.ru/kadr), а компания Great Hard создает для своих заказчиков не просто базовые страницы в Интернете, а Интернет-представительства и Интернет-магазины. Один из примеров - система “Деловой мир Ростова”, с которой можно ознакомиться по адресу: http://tiger.rsu.ru.

Правда, в городе пока не решены проблемы телефонизации, в том числе из-за дороговизны установки обычного телефона. (Может быть, именно из-за этого компьютерные страницы городской прессы весьма подробно освещают процесс становления Интернет-телефонии.) Городская администрация обещает в 1998 - 1999 гг. ввести в действие новые цифровые телефонные станции отечественного и импортного исполнения. Как сообщили представители городской администрации, Ростов и область выбраны полигоном для внедрения отечественного телефонно-цифрового оборудования. Зарубежные телекоммуникационные гиганты типа Siemens и Nortel, не теряя времени даром, обзаводятся ростовскими партнерами. Ими стали, в частности, компания “Донэкоцентр” (Siemens) и “Кредиткард” (Nortel).

В Ростове-на-Дону по-прежнему функционирует старая коммуникационная инфраструктура, которая была построена в два приема: в 30-х и 50-х годах. Недавно завершено создание городского оптоволоконного кольца и современной телекоммуникационной инфраструктуры Ростовского госуниверситета. По всему городу разбросаны участки оптоволоконных ведомственных магистралей. Поэтому в задачу сегодняшнего дня входит объединение этих разрозненных участков в единую городскую инфраструктуру и оптимальное решение проблем “последней мили”. “Оборудование последней мили - это тот ключ, который открывает дверь в рынок телекоммуникаций”, - считает г-н Фрид из “Юни”.    

Передел рынка - дело полезное

Из сказанного выше понятно, почему для участия в семинаре, организованном “Юни” и “Кредиткардом”, была отобрана именно такая тройка поставщиков: RAD Data Communications наиболее известна своим оборудованием “последней мили”, Nortel - один из мировых лидеров в области телефонии и телекоммуникаций, а Bay Networks до 15 июня входила в число “большой сетевой четверки”.

До последнего времени оборудование Bay Networks было известно в регионе гораздо меньше, чем торговые марки 3Com и Cisco Systems. Как и повсеместно, ростовские сети развивались постепенно, от небольших ЛВС, и лишь недавно вышли на уровень распределенных сетей передачи данных. Компания же Bay Networks длительное время была ориентирована на рынок глобальных сетей. Ситуация изменилась лишь в прошлом году, когда после приобретения нескольких небольших фирм она стала выпускать такие семейства оборудования, как коммутаторы BayStack 350, предназначенные для малого и среднего размера сетей, а также NetGear - дешевые неуправляемые концентраторы, способные по стоимости и функциональности конкурировать с продукцией Allied Telesyn или семейством 3Com OfficeConnect.

Борис Гольдштейн, вице-президент “Юни”, считает, что именно сейчас представилась возможность существенно изменить сложившуюся в предыдущие годы структуру разделения южного рынка. Старая его структура формировалась при наличии четырех стандартных предпосылок:

- информация о продуктах и технологиях идет в регионы очень долго;

- плохие коммуникации приводят к тому, что отправленная информация не всегда доходит до получателя;

- заказчик стремится работать со старыми, хорошо знакомыми партнерами по примеру Папы дяди Федора: “Я выбираю тебя. Тебя я давно знаю, а этого кота впервые вижу”;

- выбор поставщика по принципу минимального первого взноса за оборудование.

Эти четыре тезиса потеряли свое значение совсем недавно. “Сейчас вновь решается вопрос, кто будет силен на региональном рынке - тот, кто пришел раньше, или тот, кто лучше зарекомендовал себя сегодня, - уверен г-н Гольдштейн. - Поэтому мы решили представить ростовским заказчикам и потенциальным парнерам относительно новые для них имена”.    

RAD Data знает, где денежки лежат

RAD Data Communications стала партнером “Юни” в 1992 г. Эта частная компания не открывает общественности цифры, характеризующие объем ее бизнеса в разных странах. Однако, по расчетам “Юни”, в 1997 г. объем продаж компании в России превысил 3 млн. долл. (у нее два основных дистрибьютора - московские компании “Юни” и “Информсвязь”), а оборот в целом составил 138 млн. долл. В 1998 г. “Юни” собирается достичь уровня продаж оборудования RAD Data, превышающего 4 млн. долл.

По словам Юрия Каспи, регионального менеджера RAD Data по России, “...есть решение открыть московский офис компании. Он будет тринадцатым по счету и, надеюсь, счастливым”.

В спектре продуктов компании более 250 наименований. “Продавать их в виде "коробок" невозможно, надо опираться на сеть региональных партнеров, - считает г-н Каспи. - В RAD Data разработано множество типовых решений для подключения своего оборудования, задача же дистрибьютора заключается в том, чтобы привязать их к конкретным условиям эксплуатации”. Действительно, даже получить технические характеристики оптоволокна, проложенного когда-то у заказчика, часто бывает очень сложно.

Свой бизнес RAD Data строит на том, что любой корпоративной сети необходим доступ к глобальным сетям передачи данных. По данным независимых исследований, вложения в сети доступа могут составлять до 70% от стоимости самой сети и возможности этой области в плане извлечения прибыли еще далеко не исчерпали себя.

Компания разработала концепцию многосервисной платформы доступа и в ее рамках предлагает различные схемы доведения услуг до заказчика, включая ISDN- и беспроводные подключения (для мобильных пользователей), а также устройства доступа к 155 Мбит/с и 2 Мбит/с сетям АТМ.

Для самого молодого поколения распределенных сетей, к которым относятся проекты, реализуемые в Ростове, характерно обязательное требование одновременной передачи голоса и данных. Поэтому что бы ни говорили об АТМ как о “не оправдавшей надежды технологии, которая вряд ли выживет в силу своей дороговизны и недостаточной стандартизованности”, реальные потребности в интегрированных телефонно-компьютерных технических решениях она безусловно удовлетворяет, причем стоимость АТМ-оборудования в расчете на порт стремительно снижается (слишком много производителей слишком многое поставили на эту карту).

В частности, представители “Юни” подчеркивали достижения фирмы Bay Networks в области АТМ-технологии: магистральные коммутаторы семейства Centillion; GIGArray, технология объединения таких устройств (до 16) с помощью линий АТМ в единую структуру, способную поддерживать до 64 виртуальных ЛВС; серверное ПО протокола MPOA (MultiProtocol Over ATM). В июле планируется выпуск клиентского ПО MPOA.    

Nortel + Bay Networks = бизнес

Об этих двух компаниях после их слияния следует говорить как о едином организме. (По завершении всех формальных процедур, связанных со сделкой, запланированном на III квартал, будет объявлено новое имя объединенной компании). Назим Азизов, директор по продажам московского офиса Nortel, отметил: “Теперь, когда куплена Bay Networks, трудно назвать, чего в спектре нашего оборудования нет”. Правильнее было бы сказать, что достижения Bay в области компьютерных сетей (коммутаторы, маршрутизаторы ARN, ASN, Backbone Node и т. п., серверы удаленного доступа Versalar) дополнились достижениями Nortel в области передачи голоса при минимальном пересечении линий продуктов обеих компаний (оно касается в основном некоторых моделей коммутатора Centillion).

Вряд ли это объединение можно расценивать как поглощение крупной фирмы более мелкой. Скорее это грандиозная сделка, способная существенно перевернуть весь телекоммуникационный мир. Действительно, появление нового гиганта говорит о том, что слияние двух миров, компьютерного и телекоммуникационного, произошло уже не на словах, а на деле. “Большая сетевая четверка” превратилась в тройку, а какова ее истинная величина, надо еще подумать. Ведь с подписанием одного-единственного соглашения Bay Networks резко обогнала своего главного конкурента - Cisco Systems, дальше всех других сетевых лидеров ушедшего по пути завоевания области телекоммуникаций. “Этот шаг означает, что Nortel вступила в очень серьезную конкурентную борьбу на рынке компьютерных сетей”, - пояснил г-н Азизов.

Интересные результаты могут дать описанные события на рынке федеральных сетей связи. В течение восьми месяцев в опытной зоне “Ростелекома” между Москвой и Петербургом шло параллельное тестирование двух участков АТМ-магистрали, построеннных на базе оборудования Cisco и Nortel. По словам г-на Азизова в начале июня “Ростелеком” сделал выбор в пользу Nortel. Возможно, это будет означать появление новой большой ниши для инсталляции оборудования Bay Networks.

Новым партнерам и заказчикам объединенной компании это слияние удобно, ибо они смогут получать законченное компьютерно-телефонное решение из одних рук. А что же будет со старыми партнерами Bay и Nortel? Некоторые российские партнеры Nortel, как, например, компания “Анкей”, давно и успешно сотрудничают с Cisco Systems и Cabletron Systems... О будущем этих союзов ничего определенного сказать пока нельзя. Слияния такого рода требуют многих месяцев организационной работы по перестройке каналов сбыта продукции и центров технической поддержки в разных странах.

Телефоны компаний: “Кредиткард” - (8632) 644-733, “Юни” - (095) 234-9555, московский офис Nortel - (095) 949-4580.