Снова незаметно пролетели три года*1 и пришла пора обозреть перемены, происшедшие за это время в сегменте+ а как же теперь следует его называть? Компьютерное обучение? Но в сегодняшних учебных центрах (тех, что фигурируют в нашем обзоре) если и преподаются курсы для начинающих пользователей ("компьютерная грамотность"), то далеко не во всех, и не это является их главным хлебом. ИТ-тренинг? Но спектр учебных программ многих УЦ уже шагнул за пределы чистых ИТ, включая и менеджмент, и бухгалтерию, и кадровое дело, и ряд других направлений. В попытке их объединить приходит в голову термин "кибернетика"*2, но он уже постепенно выходит из активного употребления, оставаясь достоянием истории. Единственным критерием, который объединяет всех участников сегодняшнего обзора (да и прошлых тоже), является наличие у них авторизованных курсов западных вендоров, а у некоторых с недавних пор - и отечественных. Этот критерий для определения сегмента (его можно было бы назвать "авторизованное обучение") также весьма условен, поскольку помимо авторизованных курсов в лучших УЦ читается немало авторских (разработанных непосредственно в данных центрах), а также создаются целые учебные программы по заказу клиентов (и зачастую совместно с ними); в ряде УЦ существуют и другие формы учебной деятельности, но об этом ниже.

_____

*1 Так сложилось, что с 1995 г. автору доводится уже в четвертый раз "обозреватель" жизнь и деятельность учебных центров. Последний из подобных образов см. PC Week/RE, N 32/2002, c. 1.

*2 Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе; техническая кибернетика - отрасль науки, изучающая технические системы управления, занимается разработркой и созданием автоматических и автоматизированных систем управления, а также автоматических устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации.

Участники обзора - учебные центры и их представители

А пока, остановившись на выбранном названии сегмента ("авторизованное обучение"), к которому и отнесем всех участников нашего обзора, скажем лишь, что прошедшие три года достаточно спокойного развития экономики, без войн (на нашей территории) и серьезных катаклизмов, безусловно, способствовали стабильному (хотя и не "взрывному") росту этого сегмента.

"Действующие лица"

По традиции представим участников - их, как это уже сложилось, десять (см. табл. 1). Все учебные центры расположены в Москве, многие сегодня активно продвигаются в регионы, однако об этом также чуть позже. Большинство из них были персонажами и предыдущих обзоров, что свидетельствует об их устойчивом положении на рынке. Как и прежде, мы не пытаемся их ранжировать и тем более утверждать, что отобраны лучшие из имеющихся на рынке, хотя можем уверенно сказать, что все перечисленные УЦ хорошо известны среди специалистов и пользуются заслуженным авторитетом.    

Таблица 1. Ведущие УЦ сегодня

Здесь отметим лишь, что, как обычно, в число "обозреваемых" мы постарались включить УЦ самого разного характера: как старожилов рынка ("Микроинформ", основан в 1988-м), так и новичков (SoftLine, 2001); как центры, предлагающие курсы от целого спектра вендоров ("Специалист", "Академия АйТи", "Микроинформ", REDCENTER), так и "моновендорные" ("Звезды и С", ФОРС); о трех учебных центрах (SoftLine, АИС, РДТЕХ) в таком обзоре рассказывается впервые.

Слушатели REDCENTER на праздновании

десятилетия Java (июнь 2005 г.)

Еще 5-10 лет назад, составляя подобные таблицы, мы старались включать туда отдельный столбец "Лицензия на образовательную деятельность" (на тот момент она была не у всех, и ее наличие представляло собой определенное конкурентное преимущество - освобождало клиентов от уплаты НДС и давало возможность включать затраты на обучение в расходы при налогообложении). Сегодня такая лицензия - непременный атрибут работы хорошего УЦ. Однако почивать на лаврах государство не дает никому: как отметил Олег Литвин ("Микроинформ"), совсем недавно был принят Федеральный закон о госслужбе N 79 (вступил в действие с 01.02.05), который жестко ограничил круг заведений, где госслужащие могут повышать квалификацию, - теперь это только учебные центры, имеющие государственную аккредитацию в сфере высшего и среднего специального образования: "Понятно, что в отношении быстро развивающихся информационных технологий вузы и колледжи к такому статусу, как правило, не готовы, а авторизованные центры этим законом отсекаются", - пояснил г-н Литвин.

Как известно, работа с государственным сектором везде (а с недавнего времени и в нашей стране) является весьма привлекательным делом. И на сегодняшний день "неотсеченным" от этого "лакомого куска" остался лишь один УЦ - "Академия АйТи", которая приняла меры заранее: полтора года назад прошла государственную аттестацию и аккредитацию и получила государственный аккредитационный статус "Институт повышения квалификации"*1. Новый статус дает Академии право по итогам обучения по программам дополнительного образования выдавать государственный диплом профессиональной переподготовки (после более чем 500 часов обучения) и свидетельство/удостоверение о повышении квалификации (после 72 часов).

_____

*1 По программам для инженеров и специалистов в области ИТ, объединяющих такие направления обучения, как сетевые технологии, операционные системы, БД и др.

По словам Сергея Еремина, в настоящее время "Сетевая академия ЛАНИТ" также является соискателем данного статуса (по ряду учебных программ) и рассчитывает получить его в ближайшие месяцы.

Учитывая сегодняшнее внимание к переподготовке и повышению квалификации штатных сотрудников крупных производственных и государственных структур и тот факт, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ (редакция от 08.08.2001) затраты на обучение для организаций не лимитируются и полностью включаются в себестоимость, если услуга оказана образовательным учреждением с госаккредитацией, этот статус окажется весьма желанным для многих УЦ (другое дело, что далеко не все смогут его получить).

Из общих моментов отметим, что постепенно сокращается число УЦ, не раскрывающих сведения о своих финансовых результатах: если десять лет назад таких было больше половины, в 2002 г. - четыре, то ныне политики "неразглашения" придерживается всего три УЦ, точнее, "два с половиной": УКЦ ФОРС немножко "приоткрылся", назвав свой "прирост общей деятельности" за прошедший финансовый год - 30%.

И последнее: о работе с партнерами. Здесь также наблюдается весь спектр вариантов: от "одиноких" УЦ, работающих без региональных партнеров ("Звезды и С", "Микроинформ"*1), до единой структуры, в качестве каковой позиционирует себя "Академия АйТи" вместе с 20 своими филиалами. Главными элементами ее системы являются единые требования к оборудованию классов, к системе подготовки и аттестации педагогов, единый пул преподавателей для всех УЦ Академии, единый каталог курсов и единая автоматизированная система управления процессом обучения.

_____

*1 Правда, не имея официальных партнеров, "Микроинформ" не отказывается от серьезных проектов в регионах, используя для этого наряду с другими формами обучения (нрапример, выезд преподавателя на места) дистационные технологии. Последние с успехом применялись при реализации крупнейшего в России проекта корпоративного обучения специалистов Федеральной налоговой службы России. Этот проект был признан Microsoft в 2004 г. "Лучшим решением в корпоративном обучении". Дистационные технологии для иногородних слушателей активно применяет и УЦ "Звезды и С".

В большинстве случаев УЦ стремятся развивать свое присутствие в регионах, причем после опытов с разными формами сотрудничества ряд из них предпочитает развивать именно филиальную сеть (а не умножать число независимых партнеров). "И хотя это дороже, - отметил Дмитрий Изместьев ("Сетевая академия ЛАНИТ"), - мы видим, что открытие филиалов гораздо эффективнее: партнеров трудно контролировать, а филиалы (по наиболее важным параметрам) - под контролем. Сегодня наша Академия имеет филиалы в пяти городах России и в Алма-Ате".

"Что, где, когда" (или курсы, классы, расписание)

Начнем с последнего, здесь все просто до единообразия: большинство УЦ составляют расписание курсов на полгода и очень стараются его жестко выдерживать; отмены, по признанию многих, случаются крайне редко. "Разве только когда на какой-либо курс никто не записался - тогда мы его отменяем, - пояснил Виталий Стародубцев ("Звезды и С"). - Если же записался хотя бы один человек (например, на "редкий" курс), менеджеры связываются со всеми заинтересованными лицами из базы данных, и пусть минимальная группа, но обычно набирается". Из десяти УЦ только в SoftLine расписание курсов составляется на год вперед.

Количество классов в большинстве учебных центров колеблется от пяти до тринадцати (см. табл. 2); в Москве выделяется из этого ряда лишь ЦКО "Специалист", располагающий несколькими учебными комплексами в разных районах столицы (всего 59 классов). Все остальные параметры помещений и оборудования достаточно стандартны, так как должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к авторизованным УЦ.    

Таблица 2. Учебные классы

Гораздо больший интерес представляет содержательная часть обучения - сами курсы (см. табл. 3). Здесь ситуация может существенно различаться: от количества авторизаций (колеблется от 1 до 20) и читаемых курсов (практически у всех оно перевалило за сотню, а у двух УЦ - REDCENTER и "Академия АйТи" - есть еще свыше 3000 дистанционных курсов от Thomson NETg) до расхождения по такому вопросу, как целесообразность перевода учебных пособий. Обсуждая эту тему, почти все сходятся в одном: учебники к базовым курсам или курсам для начинающих переводить на русский необходимо; дальше же мнения разделяются как среди слушателей, так и среди представителей УЦ.

Таблица 3. Курсы

"Академия АйТи" на неофициальной встрече с

клиентами: "У нас все ходы записаны!"

"По словам подавляющего большинства слушателей, фирменные учебные пособия на русский язык переводить нужно. К этому мнению можно присоединиться: далеко не все знают английский настолько хорошо, чтобы свободно читать эти пособия; значит, надо сделать так, чтобы это не мешало процессу обучения. А поскольку ждать локализации от вендора можно долго, мы сами начали этот процесс: слушатели авторизованных курсов Microsoft по Windows Server 2003 в нашем центре получают в дополнение к MOC-ам переведенные на русский язык лабораторные работы" (ЦКО "Специалист").

Новая сессия - новый портфель.

Игорь Суслов, директор ИТ-департамента

завода "Звезда-Энергетика" (С.-Петербург),

слушатель программы eMBI.

Примерно той же точки зрения придерживается основная часть слушателей УЦ РДТЕХ, однако некоторые специально заказывают пособия на языке оригинала.

"Большинство наших слушателей полагают, что переводить не нужно, поскольку все равно сертификационное тестирование проводится на языке оригинала. Однако часть их (около 20%) считает, что перевод материалов помогает лучше их усваивать. Видимо, сказывается недостаточное владение языком" (REDCENTER).

Золотую середину попытались найти "Сетевая академия ЛАНИТ" и SoftLine: "Однозначно ответить трудно. Наличие русского перевода, с одной стороны, облегчает понимание материала. С другой, для целого ряда специальностей знание английского языка, хотя бы в рамках технического перевода и лексики этой специальности, - залог эффективной работы в условиях высокой динамики ИТ. Вся свежая техническая информация доступна исключительно на английском, а к моменту перевода она порой становится уже не слишком актуальной. Кроме того, почти вся система тестирования, необходимая для получения международных сертификатов, также не локализована для России. Поэтому перевод учебных пособий на русский язык по большинству направлений авторизованного обучения, на наш взгляд, не обязателен, а иногда и вреден" (Дмитрий Изместьев).

"Без сомнения, для определенных курсов перевод учебных материалов на русский язык необходим - это удобно, ведь все пособия после обучения остаются у слушателей, и они в случае надобности могут к ним обратиться. Однако для углубленного изучения некоторых программ рекомендуются оригинальные пособия, поскольку специалисты часто имеют дело с программой, не адаптированной для нашей страны, т. е. представленной на языке производителя. Таким образом, мы считаем, что в интересах слушателей не все пособия следует переводить на русский язык. Кроме того, в России в настоящий момент еще не локализована система тестирования, и для увеличения вероятности успешной сдачи экзамена мы рекомендуем слушателям проходить обучение на том языке, на котором они собираются сдавать экзамен" (Татьяна Поволоцкая, SoftLine).

Здесь стоит добавить несколько цифр: количество курсов, для которых фирменные учебные пособия переведены на русский язык, лишь в четырех УЦ представляет собой заметную долю от общего числа курсов: "Академия АйТи" (переведены пособия к 142 курсам), РДТЕХ (80), REDCENTER (20), УКЦ ФОРС (25). В остальных их число не превышает десятка. Отметим, что хороший перевод, изучаемый наряду с оригиналом, дает точные определения основных понятий на родном языке, избавляя слушателей от необходимости использовать профессиональный жаргон.

Что касается разницы в ценах на курсы в России и за рубежом, то она колеблется в пределах от полутора до пяти раз. Разумеется, конкретные величины зависят от вендора и уровня курсов. Некоторые участники обзора высказывали мнение, что стоимость курсов Microsoft в России и за рубежом различается в полтора раза, а на курсы Oracle - в два-три раза (в зависимости от страны). Так, посетовал Олег Литвин, в нашей стране цены заморожены с 1997 г., что создает проблемы в обновлении техники и подготовке квалифицированных преподавателей. Другие (в частности, Татьяна Поволоцкая) приводили конкретные примеры цен: "Стоимость аналогичных курсов в западных странах, таких, как Великобритания и США, намного выше - порой разница достигает 1500 долл. Для сравнения: курс MS-1572 в нашем УЦ стоит 400 долл., а в США его средняя стоимость составляет около 2000 долл.; курс MS-2008 в России - 240 долл., в Англии - 595 фунтов; CTX-1222BB в УЦ SoftLine - 960 долл., в Англии - 1295 фунтов".

Разумеется, на цену курсов в разных УЦ влияют и применяемые там скидки, которые зависят от множества факторов: "от направления читаемых курсов, своевременности оплаты, лояльности клиента" (SoftLine), "объема заказанного обучения и закупленного ПО" (РДТЕХ), "от региона, статуса клиента" ("Академия АйТи"); а в ЦКО "Специалист" используется целая система скидок: для частных лиц, студентов и школьников, льготных категорий населения (многодетные, инвалиды, военнослужащие), выпускников УЦ, для оплативших свое обучение заранее, а также скидки в рамках маркетинговых акций.

Быстрота появления новых курсов в программах УЦ имеет определенное значение в основном для тех, кто прошел базовое обучение, - так полагает Виталий Стародубцев. Однако, по мнению Дмитрия Изместьева, "здесь заметна общая тенденция ИТ-отрасли: от бездумной гонки за новинками крупные компании перешли к обдуманным стратегиям миграции на новые платформы. Соответственно курсы по новым продуктам становятся по-настоящему популярны лишь через год-полтора после выхода продукта на рынок". Это подтверждает и Светлана Сухова ("Микроинформ"): "Когда вышли новые курсы MS по Windows Server 2003, группы формировались очень плохо, потому что было мало внедрений самого продукта".

Помимо обновления курсов, учебных программ, семинаров (см. табл. 4) сегодня наблюдается развитие новой формы обучения - дистанционной (ДО). И хотя это отдельная большая тема, скажем о ней несколько слов. Одни УЦ разрабатывают свои системы ДО (REDCENTER, "Звезды и С", ЦКО "Специалист"), другие используют уже имеющиеся на рынке ("Академия АйТи", УКЦ ФОРС), но так или иначе -"процесс пошел". Однако при этом не обходится без проблем, среди которых: недостаточное качество телекоммуникаций и невысокая пока доступность Интернета в регионах; "большой дефицит профессиональных разработчиков контента" (ЦКО "Специалист"); иллюзия дешевизны ДО и ряд других. В настоящее время, по мнению Дмитрия Изместьева, период увлечения идеей экономии средств за счет отказа от очного обучения и перехода на ДО практически закончился: "Компании постепенно начинают осознавать, что развитие системы ДО на предприятии - это долгий инвестиционный процесс, который окупается лишь через несколько лет. Обучение под руководством инструктора было и остается наиболее эффективным методом повышения квалификации. Кроме того, в ходе ДО часто возникает серьезное препятствие - недостаточная мотивация студентов. Ведь многие из существующих дистанционных курсов напоминают просто чтение электронной книги. Согласитесь, найдется немного людей, которые хорошо выучили английский язык по книжке. Большинство бросает обучение на середине.

Таблица 4. Учебные центры: что нового?

Не оправдывается также и мнение о том, что такое обучение стоит дешево. Внедрение полноценной системы ДО на предприятии - удовольствие дорогое. В дальнейшем, когда система внедрена, разработаны необходимые курсы, работает система мотивации персонала, стоимость обучения каждого сотрудника будет сокращаться. И лишь немногие компании могут позволить себе внедрение реально работающей системы ДО, которой постоянно пользуются сотрудники. Остальные либо имеют систему ДО, в которой никто не учится, либо проводят очные тренинги.

В России, как и во всем мире, вопрос о ДО постепенно уходит на второй план, и все чаще учебные центры и клиенты начинают говорить о смешанной форме обучения, где изучение простых курсов в дистанционной или заочной форме сопровождается очным обучением на продвинутых курсах, в которых нельзя обойтись без непосредственного общения с преподавателем".

Однако, как уже упоминалось, серьезные предприятия и компании все больше внимания уделяют развитию персонала. Так, REDCENTER приводит данные компании KMS Group, согласно которым в ведущих отечественных фирмах при среднегодовом росте фонда заработной платы на 22% доля расходов на обучение сотрудников выросла в 2004 г. почти в полтора раза и составила более 30% от HR-бюджетов. Учебные центры готовятся предоставить своим корпоративным заказчикам комплекс услуг, в том числе с активным применением дистанционных технологий. Как считает Руслан Смелянский (REDCENTER), "многое приходится познавать на опыте, но этот опыт у нас уже есть. Контент для многих проектов мы были вынуждены создавать буквально с нуля. Сейчас мы достигли такого уровня, когда можем перенести в дистанционную форму любой курс так, что его восприятие по сравнению с очной формой только улучшится. На данный момент мы накопили весомую базу знаний по внедрению корпоративного обучения, обладаем методологией и опытом внедрений и можем говорить о возникновении нового направления деятельности - образовательного консалтинга".

Учителя и ученики

Как и в сегменте ИТ в целом, на рынке авторизованного обучения квалифицированные преподаватели - на вес золота, их не хватает. И хотя не все УЦ захотели поделиться информацией о заработках своих инструкторов (да и те, что поделились, сделали это осторожно), цифры, приведенные в табл. 5, говорят о том, что данная профессия весьма востребована. Интересно, что если несколько лет назад большинство (во всяком случае, немалая доля) преподавателей УЦ были одновременно специалистами-практиками (разработчиками, консультантами и пр.), то сегодня ситуация меняется; и пример РДТЕХ, где все 23 преподавателя, по словам Андрея Чумакова, "по совместительству являются практикующими специалистами по техподдержке, техконсалтингу и разработке", сегодня скорее исключение, чем правило.

Таблица 5. Персонал

Контингент слушателей в большинстве случаев определяется спектром курсов, которые предлагаются в том или ином УЦ. В основном это люди в возрасте 25-50 лет (в среднем - 30-35 лет), причем во многих УЦ отмечали в последнее время снижение возраста "среднего слушателя" на два-три года (см. табл. 6). Однако несмотря на то что слушатель "молодеет", требования его растут. Вот что по этому поводу говорят представители самих учебных центров.

Таблица 6. Слушатели

"Многие учащиеся обращают пристальное внимание на имеющиеся у УЦ лицензии и сертификаты, на развернутую характеристику преподавателей, практический опыт их работы и реализованные проекты" (Валерий Диденко, АИС).

"Возросли также требования к качеству учебных материалов, к возможностям проведения большого количества лабораторных и практических работ" (Владимир Берлизов, REDCENTER).

"Это объясняется усложнением ИС, ужесточением конкуренции и, как следствие, более жесткими и формализованными требованиями к ведению бизнеса; конкуренцией между авторизованными учебными центрами, причем не только между собой, но и с вузами, предлагающими курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и второе высшее образование" (Александра Логинова, "Академия АйТи").

"На сегодняшний день качество обучения оценивается по многим параметрам, таким, как профессиональный уровень и педагогическое мастерство преподавателя, соответствие оборудования класса требованиям программы курса, удобство работы в аудитории, оперативность работы офиса и пр. Весьма высоки и требования слушателей к другим, фактически бытовым параметрам. И это объяснимо, ведь уровень жизни растет, понятие о норме сильно изменилось, поэтому никого не должен удивлять вопрос потенциального слушателя об организации питания, удобном расположении УЦ и наличии рядом персональной автомобильной стоянки" (Светлана Сухова, "Микроинформ").

Что такое хорошо и как это определить

Основной услугой УЦ является, разумеется, обучение. И главной гарантией его качества служит авторизация учебного центра (а следовательно, и преподавателей) соответствующим вендором, который располагает целой системой контроля и сопровождения своих технологий (у одних компаний требования более строгие, у других - менее). В условиях нарастающей конкуренции имеет значение не только контроль со стороны вендоров, но и собственные усилия по привлечению и удержанию клиентов, отслеживанию качества обучения.

Основным критерием качества и немаловажным результатом учебного процесса является сдача сертификационных тестов. Именно поэтому на сегодняшний день практически все УЦ имеют авторизованные центры тестирования, причем половина наших респондентов предлагает услуги двух зарубежных тестовых систем - Thomson Prometric и Pearson VUE (REDCENTER, SoftLine, "Академия АйТи", "Микроинформ" и "Сетевая академия ЛАНИТ"), в УКЦ ФОРС имеется тестирование только от Thomson Prometric, а в трех УЦ - от Pearson VUE (АИС, "Звезды и С", ЦКО "Специалист"). В последнем из названных УЦ помимо VUE есть еще три сертификационных центра: Certiport (Microsoft Office Specialist), ECDL и "1C".

Обучение далеко не всегда завершается сертификационным тестированием: по свидетельству одного из участников обзора, предоставляющего преимущественно услуги корпоративного обучения, работодатели часто выступают против сдачи сертификационных тестов своими сотрудниками (во всяком случае, не оплачивают их), мотивируя это тем, что таким образом они защищают свои инвестиции в обучение персонала (по мнению этих работодателей, наличие сертификата увеличивает риск ухода сотрудника). Именно поэтому из общего числа прошедших курсы Microsoft на сдачу тестов выходят лишь около 30%, а после курсов Novell и НР - по 5-10% (данные УЦ "Микроинформ"); по сведениям "Сетевой академии ЛАНИТ", до тестирования доходит в среднем только 7% слушателей, по информации SoftLine - около 30%.

Для работы с корпоративными заказчиками, когда требуется обучить большое число сотрудников с разным уровнем навыков, во многих УЦ уже несколько лет применяется так называемое входное тестирование, позволяющее оценить уровень знаний, подобрать соответствующую программу обучения или правильно распределить слушателей по группам. Более того, в некоторых УЦ входное тестирование становится обязательным элементом обучения: "Наш учебный центр одним из первых добавил в корпоративный договор, который мы заключаем с клиентом, понятие необходимого уровня предварительной подготовки, - отметил Дмитрий Гудзенко (ЦКО "Специалист"), - и соответственно ввел входное тестирование, которое служит для определения этого уровня. Более того, в договоре мы часто прописываем также промежуточные и заключительные тесты, по которым работодатель может оценить усердие и успеваемость своего сотрудника, а следовательно, и эффективность своих инвестиций в обучение персонала".

Системы тестирования собственной разработки, применяемые для аттестации слушателей, имеются также в АИС, "Микроинформе", "Академии АйТи", в УЦ "Звезды и С" (они используются здесь, в частности, для оценки результатов обучения по авторским и неавторизованным курсам), "Сетевой академии ЛАНИТ" и SoftLine.

Одно из заседаний II всероссийской конференции

АИС "Обеспечение информационной безопасности.

Региональные аспекты" (Сочи, 2002 г.).

В ряде УЦ функционируют системы дистанционного тестирования (ДТ), они начали появляться на сайтах учебных центров пять-шесть лет назад. Так, Центр ДТ "Микроинформ" включает в себя закрытую зону тестирования (для слушателей) и открытую (для всех желающих). После успешного прохождения некоторых тестов выдается свидетельство "Микроинформа". На сайте ЦКО "Специалист" также есть сервер "Specialist" для тестирования в режиме онлайн и сертификации. Его основная задача - профессиональная оценка знаний в области ИТ. На сайте представлено более 60 профессиональных тестов (собственной разработки) для проверки знаний и для получения международного сертификата.

Несколько онлайн-тестов размещено на сайте "Академии АйТи". Дмитрий Изместьев рассказал о разнообразных системах тестирования, разработанных в "Сетевой академии ЛАНИТ". Их назначение различно - от бесплатного тестирования в Интернете до закрытых систем аттестации и сертификации. Так, имеются: tests.academy.ru - сайт бесплатного интернет-тестирования; tnglish.testcenter.ru - тестирование по английскому языку для ИТ-специалистов; www.testcenter.ru - закрытый сайт для тестирования и сертификации на получение статуса специалиста по продуктам и технологиям компании Intel; demo.testcenter.ru - демонстрационный сайт простейшей системы аттестации.

Руководитель ВКШ "Эксперт" профессор

Владимир Сухомлин рассказывает о

совместном проекте МГУ и "Сетевой

Академии ЛАНИТ".

Для оценки качества обучения практически во всех УЦ применяется анкетирование слушателей. Анкеты, в которых оцениваются, в частности, объем полученной информации, профессионализм преподавателя, учебные пособия и т.д., затем тщательно анализируются. В целях повышения качества преподавания в УЦ практикуются:

- регулярное (не реже раза в год) прослушивание инструкторов администрацией и методистом центра ("Сетевая академия ЛАНИТ");

- внесение корректив в учебный процесс, техническое переоснащение ("Академия АйТи");

- дополнительные занятия с преподавателем (если материал не усвоен;

- ЦКО "Специалист");

- интервьюирование слушателей (особенно на курсах по новым направлениям или новым продуктам), по результатам которого могут быть внесены изменения в программу курса, в его продолжительность и пр. ("Микроинформ");

- присвоение преподавателям рейтинга (по результатам анкетирования), в соответствии с которым начисляется зарплата (РДТЕХ);

- реализация программы бесплатного обучения новых сотрудников фирм-клиентов, пришедших на место тех, кто уволился в течение года (или полугода) после обучения; эта весьма распространенная мера является для организации гарантией вложений в повышение квалификации персонала.

Популярны и дополнительные услуги, предлагаемые во время и после обучения. Так, в процессе занятий обычно предоставляются средства связи и доступ в Интернет, организуется питание, бронирование гостиницы, а также: бесплатные дополнительные часы для занятий на ПК ("Специалист"), посещение московских театров, походы в музеи, для обучающихся в офисе в г. Протвино - экскурсии в ГНЦ ИФВЭ, где расположен ускоритель элементарных частиц (РДТЕХ); для каждой группы выделяется персональный менеджер, который помогает слушателям решать все вопросы ("Микроинформ").

"Постпродажный сервис" в разных УЦ включает в себя помимо консультаций: рассылку новых методических материалов (АИС), бесплатные технологические семинары (РДТЕХ); доступ к электронной версии курса, бесплатные учебно-информационные семинары, публикацию работ выпускников на сайте, бесплатный хостинг для выпускников Web-курсов ("Специалист"); доступ к повторному прослушиванию лекций в режиме онлайн ("Звезды и С").

Рынок обучения: состояние и тенденции

Опрашивая нынешних респондентов на предмет их оценки объема того сегмента рынка, в котором они работают, мы (по опыту прошлого обзора) были готовы к немалому разбросу цифр; так оно и оказалось. Думается, что это является следствием не только малой исследованности этого сегмента (действительно, серьезные аналитические исследования ИТ-рынка существуют всего несколько лет), но и закрытости (или неполной открытости) компаний, работающих на нем. Так, на непрозрачность ИТ-компаний сетовало полтора года назад рейтинговое агентство "Эксперт". Сетовали и мы (см. выше), отмечая, однако (как и РА "Эксперт"), что количество непрозрачных со временем уменьшается. Заметим справедливости ради, что разброс цифр и оценок наблюдается не только в высказываниях участников обзора, но и в мнениях о рынке представителей, казалось бы, гораздо более серьезных и компетентных инстанций. Например, 18 ноября 2004 г. министр связи и информационных технологий РФ Леонид Рейман объявил, что в 2003 г. объем ИТ-рынка превысил 6 млрд. долл., а к концу 2004-го достигнет 7,5 млрд. Спустя полгода (в апреле 2005-го) его заместитель Дмитрий Милованцев приводит другую цифру, говоря о том, что Россия в настоящее занимает всего 0,6% от общего объема мирового ИТ-рынка в 900 млрд. долл. (отсюда объем нашего рынка насчитывает 5,4 млрд. долл. - Прим. авт.). За пару недель до высказывания Милованцева опять же Леонид Рейман, по сведениям РИА "Новости", сообщил, что в настоящее время объем рынка ИТ составляет 260 млрд. руб. (а это уже тянет почти на 9 млрд. долл. - Прим. авт.). В ноябре 2004 г. на заседании Правительства РФ г-н Рейман сказал, что объем российского рынка ИТ увеличится с 7 млрд. долл. в 2003 г. до 40 млрд. в 2010-м. Именно эта цифра (7 млрд. долл. в 2003-м) совпадает с оценкой IDC, приведенной в докладе Роберта Фариша (IDC Russia) на форуме ИТ-лидеров в прошлом году. Возьмем ее за основу.

В том же докладе на форуме прозвучали следующие цифры: в России в 2003 г. ИТ-услуги составляли 28% от общего объема рынка (т.е. 1,96 млрд. долл.), а "подготовка и обучение ИТ-специалистов" занимали 8% от рынка услуг (соответственно около 157 млн. долл.). Г-н Фариш привел и прогноз темпов роста сегмента обучения в 2004-2008 гг. - 32% в год. Исходя из этого в текущем году его объем должен перевалить за 270 млн. долл. К сожалению, в докладе не оговаривалось, что же именно IDC включает в понятие "подготовка и обучение ИТ-специалистов" (возможно, туда же было отнесено высшее ИТ-образование и что-то еще?). Но так или иначе, это данные авторитетной аналитической копании.

Некоторые участники нашего обзора также решились высказать свои взгляды на объем своего сегмента рынка.

Дмитрий Изместьев: "По оценкам прошлого года, объем рынка обучения в России составлял около 45 млн. долл., причем на долю московских учебных центров с филиалами в регионах приходилось 70%".

Александра Логинова ("Академия АйТи"): "По нашим оценкам, рынок обучения составляет примерно 1% от общего объема ИТ-рынка, поэтому на сегодняшний день на Россию в целом приходится около 90 млн. долл., а на московские УЦ - 18-20 млн."

Валерий Диденко (АИС): "Примем во внимание то, что специалист в области ИТ примерно раз в два года проходит переподготовку. Общее число таких специалистов (уровня администраторов сети) в стране не менее 150 тысяч (стоимость обучения каждого не ниже 500 долл.); кроме того, имеется не менее 6 млн. пользователей (стоимость - порядка 200 долл., обучается каждый 10-й - 20-й пользователь). Исходя из этого можно сказать, что потенциальная емкость отечественного рынка обучения ИТ составит не менее 150 млн. долл. Примерно 65-75% затрат на обучение приходится на Москву и С.-Петербург, следовательно, для Москвы эта величина составит порядка 50-60 млн. долл.".

Думается, что если сравнить последнюю цифру с суммарным заявленным оборотом участников нашего обзора - около 25-27 тыс. долл.*1 - и вспомнить, что взято лишь 10 респондентов (а в столице, как и в других крупных российских городах, помимо них есть и другие не менее уважаемые УЦ), то оценка г-на Диденко представляется наиболее реальной. Кстати, вспомним прогноз IDC двухлетней давности для рынка обучения России - 157 млн. долл. + 32% (за 2004 г.)=200 млн. долл. Обе оценки - величины одного порядка.

_____

*1 Сумма семи "открывшихся" участников - 20,6 млн. долл.; если предположить, что три "непрозрачных" УЦ могут добавить сюда 4 - 6 тыс. долл., то общий итог будет около 25 - 27 тыс. долл. Кстати, по сравнению с прошлым обзором (2002 г.) он вырос ровно в 2 раза.

А теперь немного о тенденциях, о том, как они видятся нашим участникам.

Дмитрий Изместьев: "В ближайшее время будет продолжаться экспансия крупных учебных центров в регионы. Этот рынок еще обладает большим потенциалом, и его возможности для компаний не исчерпаны.

Не может не оказывать влияния на рынок обучения острый дефицит кадров в ИТ-индустрии в последнее время. Но успех учебных программ в этой области будет определяться прежде всего способностью учебных заведений взаимодействовать с ИТ-компаниями.

Последнее время заметно влияние вузов на процессы обучения ИТ-специалистов. Если раньше основными клиентами авторизованных курсов становились уже работающие специалисты, то в ближайшие годы акцент будет смещаться в сторону полноценной подготовки "новичков".

Доля курсов, разработанных специально под потребности заказчика, будет продолжать расти. Эта же тенденция, думаю, проявится в более плотной интеграции тестирования в процесс обучения. Возможность сдавать экзамены до и после обучения позволит предприятиям более четко планировать программы переподготовки персонала, выбирать наиболее эффективные формы обучении - очное, дистанционное или самообучение, планировать бюджет".

Действительно, дефицит ИТ-кадров на рынке способствует тому, что бюджеты компаний и предприятий на повышение квалификации персонала растут (по данным АИС - на 20-30% в год), а в области корпоративного обучения учебные центры постепенно переходят на "длинные" программы и стратегическое партнерство (об этом упомянули представители "Академия АйТи", ЦКО "Специалист" и АИС).

Постепенно набирает силу и сотрудничество ведущих УЦ с вузами, оно происходит в разных формах: это и совместные программы обучения, и скидки для студентов и преподавателей, и т. д. В качестве примеров можно назвать Высшую компьютерную школу "Эксперт" (двухгодичное обучение; совместный проект "Сетевой академии ЛАНИТ" и факультета ВМиК МГУ им. М. В. Ломоносова); программы обучения "Академии АйТи" - курсы по экономике информационных систем (совместно с экономическим факультетом МГУ), программа еMBI (совместно с Государственным университетом управления), сертификационные программы "Специалист по безопасности вычислительных систем и сетей - офицер службы безопасности" и "Специалист по безопасности вычислительных систем и сетей - администратор безопасности сетей" (совместно с академией ФСБ); совместную акцию SoftLine и УЦ ВМиК МГУ для студентов московских вузов "Каникулы с Microsoft"; REDCENTER в течение некоторого времени предоставлял бесплатный доступ для студентов и преподавателей факультета ВМиК МГУ к системе дистанционного тренинга REDCLASS для прохождения курса "Основы администрирования ОС Sun Solaris" (осуществляя одновременное тестирование новой версии системы); ЦКО "Специалист" предлагает специальные студенческие программы "Студент MCSA" и "Студент .NET" (обучение на протяжении семестра раз в неделю).

Есть и другие тенденции. "Растет культура управления проектами вообще и ИТ-проектами в частности, поэтому наблюдается повышение интереса к курсам по этой тематике" (Светлана Сухова, "Микроинформ"); "Дефицит заказчиков постепенно замещается дефицитом квалифицированных преподавателей и менеджеров; снижается доходность стандартного авторизованного обучения; наличие сертификаций перестает быть уникальным конкурентным преимуществом, а становится элементарным условием выхода на рынок" (Дмитрий Гудзенко).

Как и в прошлом году, в заключение интересно привести еще одну сравнительную таблицу (табл. 7), выборочно освещающую объемы, освоенные десятью московскими УЦ и являющуюся плодом моих уже десятилетних наблюдений за данным сектором нашего ИТ-рынка.

Таблица 7. Основные показатели учебных центров

(на примере десяти УЦ)

В качестве короткого комментария заметим, что за прошедшие три года три показателя из четырех практически удвоились и лишь количество классов увеличилось незначительно. Это говорит о том, что данный сегмент рынка активно растет, обеспечивая при этом более интенсивную загрузку площадей и оборудования. Наиболее наглядно это можно увидеть на примере ЦКО "Специалист": здесь занятия идут не только в рабочее время, но также по вечерам и выходным дням. При наиболее обширном фонде учебных классов это дало возможность преподавателям данного УЦ обучить за прошедшие три года более 120 тыс. слушателей.

Этот обзор, можно сказать, юбилейный - первый вышел ровно десять лет назад. Небольшой период, даже в пределах человеческой жизни, а для учебных центров - целая эпоха: многие из них превратились из скромных учебных отделов при ИТ-компаниях в серьезные и самостоятельные бизнес-структуры, а авторизованное обучение - в отдельный и уже весьма заметный в коммерческом отношении сегмент рынка ИТ.

К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.