ИДЕИ
Дискуссии о нехватке кадров в ИТ-индустрии ведутся уже довольно давно, но конструктивных и хотя бы потенциально осуществимых предложений не наблюдается. Имеют место апелляции к государству, что оно должно сделать то и это (в основном, разумеется, речь идет об увеличении финансирования высшей школы и.т. п.). Но наиболее созидательный подход - считать, что в первую очередь это проблема самой ИТ-индустрии (и тесно связанных с ней отраслей). Конечно, с государством взаимодействовать необходимо, но рассчитывать на него сейчас имеет смысл только в решении вопросов именно государственного масштаба - вроде формирования и проведения в жизнь политики по увеличению доступности Интернета и улучшению знания английского языка. Мы не в Швеции и даже не в Индии, где локальная государственная поддержка и скрупулезная политика могут работать эффективно.
Если ИТ-индустрия хочет иметь потенциал развития, то первый, кто должен работать над формированием такого потенциала, и есть эта самая индустрия. Мысль, разумеется, простая и очевидная, весь вопрос в том, что и как именно делать. Отдельные компании предпринимают вполне конкретные действия, работают как с кафедрами в вузах, так и с отдельными студентами, выступают спонсорами конференций, посвященных ИТ-образованию (и участвуют в них сами). Но, похоже, что такая деятельность способна в лучшем случае только поддерживать некий постоянный объем новых "заточенных" кадров, а для обеспечения здорового роста индустрии ее явно недостаточно.
Вопрос в том, возможно ли это в принципе - совместными усилиями действительно заинтересованных сторон улучшить ситуацию. Мы существуем в то время, когда скорость прогресса постоянно возрастает, новые технологические возможности появляются и буквально в течение одного десятилетия изменяют образ жизни (в том числе работы и учебы), который до сих пор формировался многими поколениями, медленно и постепенно. И если воспользоваться этими новыми (в первую очередь техническими) возможностями, то задача может оказаться вполне выполнимой в новых координатах. Объяснением, что же подразумевается под этой туманной и расплывчатой формулировкой, фактически и является данная статья.
В нижеследующем, во многом очевидном, но все-таки необходимом введении в описание своего рода дополнения к существующей системе образования хочу обратить внимание на другой важный и глобальный фактор, который будет сказываться (и чем дальше, тем сильнее) независимо от степени финансирования различных ветвей образования вообще и образования в ИТ-области в частности. Кроме того, следует ввести некоторое название, определенности с которым пока нет. Изначально идея прорабатывалась на английском, и как рабочий вариант было выбрано "Active ad-hoc Education Environment" - AHE (эта аббревиатура и используется далее в тексте). Адекватный дословный перевод подобрать не удалось, и в качестве русскоязычного варианта выбрано "самоорганизующаяся образовательная среда или система" (СООС или СОС).
Мотивация
Скорость, с которой сейчас развиваются инфокоммуникационные технологии, значительно осложняет, если не делает невозможным, формирование своевременных образовательных стандартов и программ для нефундаментальных дисциплин. Государство, особенно в такой стране, как наша, не способно адекватно задавать и поддерживать необходимые направления. В России проблемы образования, как известно, куда более глубоки и системны и без учета ускоряющегося прогресса. Вопрос же об адекватности текущей вузовской системы образования нынешним и будущим задачам в глобальном масштабе стоит на повестке дня и в очень благополучных странах. В то же время ИТ- и телекоммуникационная индустрия ежегодно демонстрирует значительный рост. Соответственно растет и потребность в квалифицированных специалистах. Текущая ситуация показывает, что количество "продвинутых" выпускников вузов (не полагающихся только на институтскую программу и практикующих самообучение в актуальных областях) больше не удовлетворяет спрос компаний. С другой стороны, у подавляющего большинства студентов отсутствует культура самостоятельно разбираться в том, какие знания и умения будут востребованы в ближайшее время на рынке. Наряду с этим в ближайшее время начнет сказываться демографическая ситуация. Очевидно, что в таких условиях для дальнейшего развития отрасли, сохранения и увеличения конкурентоспособности региона бизнес должен принимать участие в образовательном процессе. При этом с учетом нынешнего состояния технологий такое участие может обходиться значительно меньшими затратами, чем когда-либо ранее.
Составляющие среды
Основой для AHE служит Web-платформа. Интернет-аукцион е-Bay - один из наиболее показательных примеров того, как унифицирующая онлайновая платформа (правда, в сочетании с необходимой "почвой" и "климатическими условиями" - в данном случае это качественно работающая в национальном масштабе почтовая служба, развитая система оплаты по пластиковым картам и т. д.) смогла систематизировать, вывести на совершенно новый уровень вид деятельности, существовавший тысячелетиями, - продажи и покупки различных товаров). Фактически е-Bay, представляя собой сервер транзакций и базу данных, доступ к которым осуществляется посредством браузера, сформировал новую среду и даже новую экономическую систему, задающую правила в этой среде.
Другой пример - Wikipedia, открытая интернет-энциклопедия. Благодаря Wiki-реализации добавлять новые статьи и дополнять и корректировать существующие может любой желающий, причем очень просто и быстро. Такой подход должен выглядеть как ведущий к хаосу, однако он работает - и работает хорошо! Этот некоммерческий проект был запущен в 2001 г. и на текущий момент насчитывает свыше 763 тыс. статей на английском языке. И хотя англоязычная - это все еще большая часть, сегменты на других языках, в том числе и на русском, развиваются весьма активно.
Похоже, это только начало. И системы, подобные е-Bay и Wikipedia, еще изменят не одну область человеческой деятельности.
Составляющие AHE
Бизнес публикует - какие знания и опыт (от общих моментов до детальных описаний конкретных задач) он ожидает от студентов в ближней (1-3 года) и средней (4-6 лет) перспективе. В некоторых случаях формирование подобных прогнозов - задача сложная даже для лидирующих на рынке компаний. Тем не менее в составе крупных фирм есть отделы стратегического планирования, есть маркетинговые аналитические агентства, которые обладают необходимым видением. Для учащихся такая информация будет более весомой, чем исходящая от вуза и государства, так как ее представляет именно та сторона, которая сегодня рассматривается как работодатель.
Группа А, теоретико-информирующая
Система должна включать следующие компоненты.
1. Перечисление актуальных областей знания со ссылками на материалы для изучения (рекомендуемые книги, доступные онлайновые курсы и материалы - только ссылки на них, не сами материалы).
2. Описания широко распространенных практических задач (например, обжим витой пары, установка Linux и конфигурирование этой ОС под определенную функциональность, создание плана этажа в AutoCad, чертеж детали в "Компасе"). Публикация подобного списка поможет сориентироваться, с чем интересно возиться, а с чем нет. Скучно заниматься только теорией, должно быть видно, как знания применяются на практике.
Вся эта информация формируется консолидированными усилиями участников AHE (см. таблицу). Кроме того, отделы и рабочие группы конкретных компаний вывешивают списки тех знаний и умений (желательно с конкретными рекомендациями по способам их приобретения), владение которыми будет востребовано при приходе на практику/работу в данную конкретную команду. Такие данные могут служить основой для выработки обобщенных рекомендаций и требований.
Группа B, практико-мотивирующая
3. Некритичные для текущего бизнеса и доступные для разглашения задачи публикуются в системе (разработка небольших программ, бета-тестирование, оптимизация текущей деятельности, эксперименты с новыми технологиями, неглубокие исследования, включая маркетинговые, в том числе в нетехнических областях). Занятие с искусственными задачами может быть интересным, но лишь до определенного момента. Энтузиазм может и должен поддерживаться задачами из реальной жизни.
4. Энтузиасты для энтузиастов. Публикуются идеи для привлечения к ним других людей с необходимыми навыками и знаниями либо тех, кто располагает свободным временем и готов работать над реализацией данной идеи. Например, профессор ищет студентов (ценность в том, что не только в своем вузе) для проверки разработанной им теории, создания ПО или сборки тестовой модели.
5. Энтузиасты для значительной задачи. Группа (команда) "продвинутых" студентов старших курсов, обладающих некоторым опытом, публикует описание своих способностей и заявляет о готовности реализовать проект в пределах своей компетенции.
6. Компании устраивают различные состязания и конкурсы среди студентов и профессионалов. Как правило, все, что известно после их проведения, это имена победителей. Сайт системы мог бы или служить виртуальным местом проведения таких мероприятий (хранить условия, регистрировать участников, фиксировать результаты), или просто вести их историю и анонсировать будущие состязания и конкурсы. Движок системы способен сделать возможным эффективное состязание виртуальных команд.
Очень интересный пример показал Google проведением "Summer of Code" (code.google.com/summerofcode.html). На сайте компании был вывешен список со ссылками на многие известные open source-проекты. Каждый такой проект предлагал на выбор идеи, которые студенты могли реализовать в течение лета. При этом 400 заявленных разработок, признанных лучшими, получили финансирование (4500 долл. - студенту и 500 долл. - организации, ведущей проект).
Группа C, оценочная
7. Система рейтингов (по аналогии с е-Bay). Публикаторы задач и их исполнители выставляют друг другу оценки. Если кто-либо из них проявит себя не лучшим образом, - это должно быть зафиксировано в системе. Компании, имеющие положительную историю, с одной стороны, будут притягивать больше людей для своих новых проектов, а с другой - интересные открытые реализованные проекты в целом улучшают имидж компании, в первую очередь как работодателя. Кроме того, необходимы рейтинги актуальных областей знания и стандартных задач, равно как и рейтинги образовательных материалов (интернет-ресурсов, книг).
Группа D, инфраструктурная
8. Для относительно сложных проектов движок системы должен включать определенные функции ПО управления проектами и поддержку совместной работы. Среда должна формировать культуру управления проектами.
9. Система должна быть наделена некоторыми функциями бизнес-инкубатора, поскольку вполне возможно, что часть проектов может перерасти в start-up-компании.
Открытость
Описываемая система сейчас имеет больше шансов на реализацию, чем когда-либо, так как очень специальные и специфичные (сакральные!) знания и уникальное и дорогостоящее оборудование и ПО становятся приметами ушедшего века, в то время как унифицированные, открытые стандарты и технологии, работающие на дешевых стандартных комплектующих, проникают в отрасль за отраслью с нарастающей скоростью. В Интернете в свободном доступе появляется все больше и больше материалов и документации, как и ПО с открытым исходным кодом. При этом, чем новее технология (чем позднее появилась), тем лучше она освещена. Для экспериментов и реальной работы в подавляющем большинстве случаев необходимое аппаратное обеспечение - не самый новый ПК, со стандартными комплектующими; максимум, что может понадобиться, это локальная сеть из двух-трех хостов.
Другое явление нашего времени - это то, что благодаря Интернету появилась возможность в разнообразнейших вариантах взаимодействовать в режиме "один ко многим". И теперь нет необходимости тратить время на объяснение задачи каждому заинтересовавшемуся. Объяснение, сделанное однажды и уточненное несколько раз, доступно всем. И, конечно, Интернет открывает широчайшие возможности для совместной работы.
Открытость имеет особое значение. Неважно, как идет процесс, важно, что максимально возможная часть активности доступна для всеобщего просмотра (промежуточные документы, текущий статус). Как минимум необходимо публиковать постановку задачи (без подробностей) - request for result и результаты (что было сделано, насколько хорошо и детально). Наилучший вариант, когда все промежуточные и финальные документы, переговоры, графики работ и т. п. (т. е. вся история проекта) доступны для всех. Здесь необходимо упомянуть инициативу профессора Анатолия Абрамовича Шалыто - движение за открытую проектную документацию (см. PC Week/RE, N 11/2005, с. 33 и N 40/2003, с. 38). В контексте AHE эта идея наверняка не имеет столь спорного характера (см. дискуссию на http://www.zdnet.ru/?Discuss=1&ID=427760), как применительно ко всей софтверной индустрии в целом.
Учитывая специфику некоторых возможных задач, тем не менее есть смысл ввести несколько градаций открытости - от полностью открытого до закрытого проекта; в последнем случае в открытом доступе находится только область задачи и мнение о ее выполнении.
Открытость
также важна для вовлечения в процесс как можно большего числа студентов. Часть сегодняшней проблемы заключается в том, что деятельность тех студентов, которые занимаются самостоятельно, практически полностью отгорожена от их сокурсников. И у менее активных создается впечатление, что их более "продвинутые" однокашники занимаются чем-то недоступным для понимания менее выдающихся (по активности, связям и вообще "бэкграунду") согруппников (сопоточников и т. д.). Что, наверное, бывает правдой, но далеко не всегда.
Я вижу три группы студентов - очень грубое разделение (вопрос в том, как теория соотносится с практикой):
1 - те, которым в принципе ничего не интересно;
2 - те, кому интересно и кто в состоянии заниматься самостоятельно вне рамок вузовской программы (а не просто посещать лекции и лабораторные) - и занимаются;
3 - остальные 30-60% от всего числа в принципе могут заинтересоваться. Но сами не могут начать, потому что нетривиально это все-таки. И мотивации нет. Обычно они просто делают то, что от них требуют в вузе.
И идея как раз состоит в том, чтобы раскачать и дать начало к действию третьей группе и облегчить жизнь и предоставить больше возможностей второй. Нужно открыто говорить о необходимости повышения роли и степени участия студентов в их собственном обучении.
Одна из основных задач системы - продвигать и пропагандировать подобный подход к обучению и формировать среду, которая способствовала бы развитию такого подхода.
Самоорганизация
AHE подразумевает способность к самоорганизации. Такая система по своей природе может отслеживать появляющиеся направления и тенденции в любой сфере - в энергетике, экономике, социальных науках и т. д. (но в ИТ-области благодаря ее специфике такую систему реализовать проще) - и адаптироваться к ним. Чем больше востребованы те или иные знания, тем больше открывается проектов, их требующих, тем выше интерес и вообще "уровень шума". И тем больше людей соприкасаются с новой востребованной областью, что, собственно, и требуется. Задача заменить существующие институты (в широком смысле) не ставится, AHE - это попытка катализировать параллельный и независимый процесс, способный своевременно адаптироваться к быстрым изменениям.
Технологическая реализация
Реализация Web-платформы, как с точки зрения пользователя, так и разработчика, - это один из самых неочевидных на данный момент аспектов. Однако ясно, что это должна быть система, основанная на Web-интерфейсе, возможно, с какими-то офлайн-клиентами. Без очевидной необходимости нет нужды повторять реализации уже существующих инструментов (блоги, wiki, CVS на sourceforge.org); вместо этого нужно интегрировать и использовать их в контексте среды (возможно кэширование информации внешних источников). Иными словами, если можно использовать блоги на Blogger.com, то этим и нужно воспользоваться; если часть реализуемого проекта включает в себя создание некоторого общего описания, которое может быть вполне подходящим для энциклопедической статьи в Wikipedia (или другого Wiki-проекта, например, wikibooks.org), то там над ним следует и работать. Сейчас наступает период, когда разрозненные Web-сервисы начинают интегрироваться друг с другом (что есть признак перехода к Web 2.0), - это явление нельзя не учитывать. Из известных на данный момент готовых (но сыроватых) и открытых движков наиболее подходящим выглядит "НетПроектЖурнал" - www.npj.ru (распространяется на условиях GPL-лицензии).
Организационные аспекты
AHE не должна рассматриваться как бизнес. Это скорее стратегический социально-технологический некоммерческий проект по созданию предпосылок для дальнейшего роста ИКТ и, возможно, других индустрий. Тем не менее если проект заработает, то со временем могут появиться и связанные с системой варианты бизнеса.
Система должна быть направлена не только на студентов - она может быть площадкой и для повышения квалификации, и для переквалификации.
Для запуска и поддержки основной функциональности AHE может быть создано нечто вроде некоммерческого партнерства крупных международных и активных локальных компаний. Для местных компаний особенно важно повышать средний уровень компетенции, так как глобальным игрокам проще заполучить наиболее выдающихся молодых сотрудников (привлекая их высокой зарплатой, корпоративной культурой и т. п.).
Возможно, нет необходимости создавать среду с нуля. Есть люди, которые делали и делают многое для улучшения ситуации. Их проекты могли бы стать опорными точками для старта AHE. Главное, что их пример уже сейчас показывает: конкретные идеи и действия востребованы и производят положительный эффект.
Проекту могли бы помочь www.e-graduate.ru и AIESEC (www.aiesec.org/russia/). Информационный портал e-graduate.ru публикует новости рынка труда молодых специалистов, информацию о предложениях грантов, стипендиях, стажировках и конкурсах для студентов. Помимо этого ведется активная просветительская и исследовательская деятельность, оказывается помощь компаниям в работе со студентами. AIESEC - это международная студенческая организация, работающая уже много лет и представленная более чем в 800 университетах 90 с лишним стран мира. Она проводит конференции и семинары, организует стажировки за рубежом.
Основой для содержательной составляющей мог бы выступить интернет-университет информационных технологий www.intuit.ru. Это первое в России учебное заведение, в котором можно получить бесплатное дистанционное образование. Некоторые идеи проектов могли бы приходить с www.respublikaidei.ru и www.e-generator.ru.
Обобщение
В принципе проекты в AHE не должны быть ограничены ИТ-областями. Система должна иметь врожденную способность к эволюционированию в нечто вроде места для создания и ведения проектов, имеющих открытую и в большинстве случаев некоммерческую природу.
Уже во время написания этой статьи мне попался номер Financial Times от 21.09.2005 со специальной секцией "Digital Business". Там в титульной статье "How open source gave power to the people" я обнаружил пример, которого давно ждал. Кайтсерферы*1 самостоятельно работают над улучшением кайтов, используя сложное моделирующее ПО и обмениваясь идеями и опытом через Интернет. Созданные таким образом проектировочные материалы отправляются затем производителю. Вообще, если верить Эрику фон Хиппелю, профессору менеджмента и инноваций из MIT, то сообщества людей, занимающихся экстремальными видами спорта, начинают походить на сообщества open source-разработчиков.
_____
*1 Специфика этого экстремального вида спорта состоит в том, что помимо серфинговой доски используется специальный воздушный змей - кайт (что есть транслитерация от kyte), за который держится спортсмен. Таким образом появляется возможность использовать не только водную стихию, но и воздушную.
Потенциально спектр разнообразных несофтверных проектов неимоверно широк - от сборки ветряной мини-электростанции (такие "сделай-сам" публиковались обычно в журналах вроде "Юного техника") до разработки RISC-процессора (движение Open Hardware - www.opencores.org, www.openhardware.ru, www.openhardware.de). Необходимо еще упомянуть программу "Город без проблем", проходившую в Санкт-Петербурге (подробнее см. fancy. dp.ru/fancy_gorod) и проектную школу маркетинга "You!" (www.youproject.ru). И вот тут разница между процессом образования и реальной разработкой начинает стираться все сильнее.
Заключение
Несмотря на то что изложенная в этой статье концепция уже пережила некоторый эволюционный период, она все еще представлена в черновом варианте. Есть много неясностей, наверняка упущены какие-то важные моменты. Теперь для формирования более четкого и детального видения нужна дискуссия, широкая и, наверное, непростая. На которую я и надеюсь. Для эффективной работы над идеей я завел блог http://adhoceducation.blogspot.com/. Последняя русскоязычная версия концепции живет по адресу: http://adhoceducation.blogspot.com/2005/ 06/draft-concept-russian-edition.html. Буду рад прочитать конструктивную критику, ознакомиться с идеями и предложениями. Для того чтобы оставить комментарий на блоге, регистрироваться не обязательно.
Автор - сетевой аналитик в санкт-петербургском центре разработок для мобильных сетей связи компании "Сименс".