Беседы о программировании
В апреле корпорация Microsoft заявила, что "вторая волна" Internet отменяется. Абсолютно серьезно. Именно так и было объявлено на великолепной конференции Tech-Ed 96 в Convention Center (Лос-Анджелес), которую Microsoft устраивает для 7000 ваших коллег-программистов.
Объявление на самом деле относилось к заседанию под таким названием и не носило общего характера. Тем не менее оно показалось дурным предзнаменованием и еще раз подтвердило мысль, которая посетила автора в день открытия конференции во время программного и несколько тревожащего выступления Билла Гейтса, председателя и исполнительного директора корпорации Microsoft.
Мысль была в форме загадки. Вопрос: "Чем данная конференция отличается от съезда водопроводчиков?". Ответ: "Водопроводчики используют другой набор слов". Если вам по душе чувствовать себя водопроводчиком в подвалах здания Internet, то программная речь Гейтса вас растрогает.
Ваши профессиональные перспективы обрисовывались в этой речи, как подгонка готовых деталей при помощи инструментов. Если бы вместо компиляторов назывались гаечные ключи, а вместо элементов управления ActiveX - вентили и сальники или если бы полем вашей деятельности вместо Web-узлов служили строительные площадки, то в остальном Гейтс мог бы ничего не изменять в своем выступлении.
Может быть, вы хотели бы вообразить себя скульптором из классических эссе Фредерика Брука по разработке программного обеспечения, строящим воздушные замки из "мысленных материалов"? Не советую.
Вы ремесленник, а не художник (вот ключевая идея конференции Tech-Ed), однако в отличие от водопроводчика у вас нет профсоюза, который обеспечил бы вам высокую зарплату.
Последнее достаточно существенно. Напомню, что будущие доходы Microsoft поступят от продаж инструментов, программного обеспечения и услуг. Чем больше будет их доля рынка в каждой из этих областей, тем сильнее они смогут его контролировать, просто потому, что будут определять стандарт.
Это называется "ростом доходности" в отличие от так называемого "закона убывания доходности", который многие считают одним из основных принципов экономики. Журнал Fortune заметил недавно, что только ростом доходности можно объяснить феномен компаний типа Microsoft, отметив в то же время, что эта идея, хотя и не новая, отсутствует в большинстве учебников экономики.
Однако в этих учебниках говорится о спросе и предложении. Вы же помните: спрос растет, когда цены падают. Цены падают, когда растет предложение. Проследим за стратегией Microsoft шаг за шагом.
Microsoft снижает стоимость разработки на своих платформах, предлагая высокопроизводительные инструменты, такие, как Visual Basic, Visual C++ и в ближайшем будущем Internet Studio и Jakarta (для программирования на языке Java). Спрос на эти инструменты растет. Microsoft выигрывает.
Предложение программистских услуг на базе технологии Microsoft растет. Стоимость этих услуг падает. Расходы на разработку приложений падают. Спрос на эти приложения растет. Все эти приложения работают на платформах Microsoft. Спрос на продукцию Microsoft растет. Microsoft выигрывает. А вы?
Чтобы сделать карьеру квалифицированного высокооплачиваемого профессионала в эру Internet-водопроводчиков, вам потребуется новая стратегия, основанная на новой системе ценностей. Позже я представлю свои заметки о некоторых заседаниях на конференции Tech-Ed 96, не столь ярких, как программное выступление, но подсказывающих, как успешно прокатиться на "второй волне".
Питер Коффи
Вы ремесленник, а не художник, однако в отличие от водопроводчика у вас не будет профсоюза, чтобы обеспечить вам высокую зарплату