Уроки Web-МАСТЕРА
PC Week/RE начинает публикацию заметок Якоба Нильсена (Jakob Nielsen) по вопросам проектирования Web-страниц.
Якоб Нильсен возглавляет команду разработчиков пользовательских интерфейсов в Sun Microsystems, создавших страницы внутреннего сервера Sun (SunWeb) и общедоступного сервера http://www.sun.com. Он широко известен своими книгами “Multimedia and Hypertext: The Internet and Beyond” и “Usability Engineering”.
В течение многих лет д-р Нильсен руководил исследованиями проблем взаимодействия человека с компьютером (Human Computer Interaction - HCI) в фирме Bellcore, Техническом университете Дании, User Interface Institute при T. J. Watson Research Center фирмы IBM. Последние два года он является Sun Microsystems Distinguished Engineer (выдающимся инженером фирмы Sun Microsystems). Ежемесячные публикации Я. Нильсена помещаются на http://www.sun.com/current/columns/alertbox.
Редактор этих заметок Юрий Горностаев (МЦНТИ), с ним можно связаться по телефону: (095) 198-7691.
К сожалению, многие пользователи World-Wide Web не знакомы с богатой историей гипертекстовых систем. А иные даже думают, что эта история началась в 1993 г. с выпуска браузера Mosaic или, в лучшем случае, в 1991 г. с разработок гипертекстовых программ в CERN. На самом деле концепция восходит к Веневеру Бушу (Vannevar Bush), опубликовавшему свою пионерскую статью в 1945 г., и Теду Нельсону (Ted Nelson), который в 1965 г. разработал первую гипертекстовую систему. Естественно, многие уроки ранних гипертекстовых систем прямо повлияли на создание WWW.
Фирма Sun разработала язык Java и браузер HotJava, которые стали последними достижениями в технологии поисковых средств Internet. Появились мощные возможности разрабатывать апплеты для придания динамики клиентским программам, взаимодействующим с Web. На базе этих средств будут созданы новые и, возможно, драматические по своим последствиям приложения. В области гипертекста аналогией можно считать появление пакета HyperCard в 1987 г. HyperCard также был общедоступным (и поэтому быстро распространился), он считался наиболее “горячим” технологическим продуктом 1987 г. и дал новую и неожиданную свободу большому сообществу пользователей, которые ранее не могли программировать динамические функции приложений для компьютеров Macintosh. До появления HyperCard реализация графических пользовательских интерфейсов для Мас’ов была действительно адской работой, и мои студенты-выпускники обычно тратили около двух месяцев на обучение, прежде чем написать простейшие осмысленные динамические экраны.
HyperCard имела одно неудачное свойство, которое, по всей вероятности, повторяется теперь в HotJava: чрезмерное богатство новых возможностей порождает горы хлама, когда разработчики увлекаются анимационной техникой, причудливой смесью шрифтов и разрисовкой экранного фона. Отчасти плохое проектирование интерфейса новоиспеченными и развязными Web-конструкторами прямо связано с HotJava, однако общие закономерности неряшливого и неумного поведения интерфейсных программ остаются теми же, что и для HyperCard. При ухватывании новых идей Java рекомендуется особая предусмотрительность, по крайней мере до тех пор, пока не будут выработаны правила “хорошего стиля”.
Если вы не верите, что новая технология может использоваться так несуразно и вызывать помехи в работе с Web, то взгляните на Web-страницы с помощью Netscape 1.1, где фоновые текстуры как будто нарочно установлены так, чтобы уменьшить скорость чтения информации с экрана. (Учтите, что эта скорость и так на 25 - 30% ниже, чем при чтении с бумаги.)
Вот мой совет: будьте предельно консервативными при работе с новыми интерфейсными элементами в HotJava. Базовым принципом проектирования пользовательского интерфейса должен быть минимализм. Чаще всего можно улучшить интерфейс, просто избавившись от ненужного. Проведите простой мысленный эксперимент: посмотрите, что произойдет, если удалить некоторый элемент. Если все по-прежнему будет работать достаточно хорошо, значит, надо улучшить конструкцию и сделать это очень просто: ликвидируйте ненужный элемент интерфейса.
Якоб Нильсен
НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО
Работодатели, ищущие молодых энергичных сотрудников, размещайте свои предложения в таких популярных узлах по трудоустройству сети Internet, как CareerPath.com и Jobtrak, - советует компания Drake Beam Morin (DBM), занимающаяся подбором кадров (Нью-Йорк). Хотя пока только 24% от общего числа людей моложе 40 лет, ищущих работу, пользуются услугами сетевых служб занятости, те, кто зарегистрировался в Internet, уже получили в среднем по семь предложений и провели по два интервью каждый. По мнению Роберта Стерлинга, вице-президента компании DBM, Internet быстро становится важным средством поиска работы.
Число кандидатов, участвовавших в опросе: 525
Процент всех кандидатов, зарегистрировавшихся в Internet: 19%
Старше 40 лет: 124
Моложе 40 лет: 401
Наиболее часто посещаемые узлы Internet:
1 - On-Line Career Center
2 - CareerPath.com
3 - JOBTRAK
4 - The Riley Guide
Рынок WWW