Замены
Новоиспеченный президент Джо Маренджи пойдет на все, лишь бы остановить продолжающееся падение. Он готов взять Novell под свое жесткое начало. Готова ли к этому мягкотелая Novell?
Готов к сражениям: Маренджи не согласен быть временно
исполняющим обязанности, но на должность номер один
он пока не утвержден
Когда бывший исполнительный директор Novell назвал стиль управления нового президента компании Джо Маренджи стилем предводителя гуннов Аттилы, это ни в коей мере не было похвалой. Но Маренджи воспринял эти слова именно так: “Это один из самых лучших комплиментов, который я когда-либо услышал в свой адрес”.
Уж не того ли гунна мы имеем в виду, которого когда-то прозвали “божьей карой”? Да-да, именно его. Маренджи, ставший президентом после неожиданного ухода Роберта Франкенберга, оказался “аттилофилом”. Он полагает, что книга по менеджменту “Секреты руководства Аттилы-гунна” заслуживает внимания. “По ней я живу”, - говорит Маренджи. И теперь, когда он находится у руля компании с почти 8-тысячным персоналом, всем остальным придется жить так же.
Сегодня 43-летний Маренджи, руководивший прежде отделом продаж, планирует встряхнуть компанию в духе Аттилы. В середине сентября на выставке Networld+Interop фирма Novell показала IntranetWare - самый крупный продукт за всю историю своего существования. Как стало известно, этот продукт является составной частью “агрессивной” маркетинговой политики “с личным клеймом Маренджи”. Но это не единственное изменение, связанное с назначением Маренджи. В прошлом первыми кандидатами на должность исполнительного директора были бы осторожные руководители типа Франкенберга. Теперь же, когда бизнес живет в сумасшедшем темпе, диктуемом Интернет, предпочтительнее руководители типа Маренджи, который скорее будет неправым, чем изменит себе.
Но пока неясно, удастся ли компании вырулить на верную дорогу. Совет директоров не спешит отдать все бразды правления в руки Маренджи. По словам члена Совета Лэрри Сонсини, хотя Маренджи и получил мандат, председатель Совета Джон Янг сохраняет за собой последнее слово во всех стратегических и фундаментальных вопросах. Сонсини добавил также, что активный поиск претендентов продолжается. Маренджи готов взять Novell, но готова ли Novell взять его - вот вопрос. Характерная для компании культура поиска согласия препятствует быстрым переменам. Новый вице-президент Novell Дениз Джибсон называет это “аналитикой-паралитикой”. Еще не очевидно, возьмут ли “гунна” на роль рулевого.
Вывод: партнеры и клиенты Novell находятся в замешательстве. Они убеждены, что компании следует немедленно определить, кто будет в ней человеком номер один, и лишь это развеет их опасения, что пожар не разгорится. Столкнувшись с такой ситуацией, Маренджи реагирует на нее характерным “я отвечаю за все”. И добавляет, что не взялся бы за работу на временных условиях и полностью уверен, что займет должность.
Такая самоуверенность резко контрастирует со стилем его предшественника. Поистине они могли бы составить “странную парочку”. 48-летний Франкенберг респектабелен и статен. Маренджи лишь 43 года, рост - шесть футов с небольшим. Уравновешенный Франкенберг, воспитанный Hewlett-Packard, никогда не рисковал раскачивать лодку. А Маренджи, никогда ранее не руководивший компанией, ждет не дождется, чтобы скомандовать “полный вперед”, как в свою бытность капитаном патрульной службы.
В первую же неделю своего пребывания в новой должности Маренджи провел два дня с 50 высшими менеджерами компании в штаб-квартире в Ореме (шт. Юта). Эта накачка была названа “встречей за выживание”. Тогда были поставлены подробные задачи на ближайшие 30, 90 и 180 дней, включая поставку продуктов, а также вопросы финансов, маркетинга и партнерства. Одно из главных требований Маренджи: улучшить взаимоотношения с партнером и потребителями. Установка: максимально быстро обслуживать все телефонные запросы. У менеджеров это вызвало неоднозначную реакцию, но большинству пришлись по душе новые жесткие методы.
Стиль управления Маренджи прост: “Я предъявляю к подчиненным высокие требования и жду от них соответствующих усилий”. Такого стиля придерживался он и во время службы в морском патруле. В 25 лет его назначили капитаном патрульного катера с командой из 12 человек, и не раз он оказывался в острых ситуациях при изъятии наркотиков около побережья Калифорнии. “Когда вы командуете кораблем, вам не у кого просить совета, - говорит Маренджи. - И вы отвечаете за все”. Но тут же он добавляет: “Я не автократ. Я даю людям достаточную свободу и не объясняю им, как они должны делать свою работу”. Вот здесь-то мы и возвращаемся к великому гунну. Как он управлял своим огромным царством? По словам Маренджи, Аттила был жесток, но не лишал покоренные племена самостоятельности.
Того же Маренджи хочет и для Novell. Он уверен, что при нем компания сможет обрести прежнюю мощь, и считает, что для этого ей нужно избавиться от мягкотелости. И в этом с ним согласны другие управляющие. “Главное, что Джо привнес за полтора года своей работы в Novell, - это дух неформального лидерства, чего не хватало стилю Боба [Франкенберга]” - таково мнение Рона Хайнца, вице-президента северо-американского отделения компании.
Маренджи не скрывает своих притязаний на пост номер один и уверен в своей победе. “Стопроцентная отдача - одно из требований, которое я предъявил сам себе и теперь предъявляю своей команде”. И не сомневайтесь - если будет нужно, Маренджи прибегнет и к крайним мерам. Он не считает ошибкой сокращение отделов продаж пакета WordPerfect на внешнем рынке, утверждая, что благодаря “удалению избыточных свойств” пакету удалось завоевать 12% рынка вместо прежних трех при снижении затрат на 30%. Причины же неудачи Novell с WordPerfect коренились в том, что компания не сумела выпустить версию пакета для Windows 95 к тому моменту, когда Microsoft наконец вывела свою операционную систему на рынок. “Розничная торговля тут же справедливо понизила нас в статусе”, - говорит Маренджи.
Кэнуэл Реки, ушедший в прошлом году в отставку после шести лет работы в компании в качестве главы технического отдела и члена Совета директоров, заметил, что у Маренджи “руки чешутся”, а это как раз то, что сейчас нужно Novell. По его мнению, Франкенберг был нерешителен и недостаточно предприимчив. Даже продажа продуктов - UnixWare и WordPerfect - была организована не по его инициативе: к этому вынудил его Уолл-стрит, ибо акции Novell резко упали. Реки считает, что конец правления Ноорды и весь срок полномочий Франкенберга - это период полного застоя Novell. И многих управляющих, включая Маренджи, это не удовлетворяло. “Джо - человек действия, - говорит Реки. - Он не раз приходил ко мне, недоумевая, почему бы нам не проснуться и не сделать что-нибудь”. Тим Джефрис, вице-президент Intelligent Electronics по продажам и близкий приятель Маренджи, добавляет, что время, когда Novell “брела долиной разочарований”, было невероятным испытанием для Джо. Почему он остался? “Он по-настоящему верит в компанию, и в его характере заложено глубокое чувство преданности”, - сказал Джефрис.
Несмотря на общий спад объемов продаж Novell после вторжения на ее территорию Windows NT, Маренджи считает, что, возглавляя отделение продаж, он продвинул компанию вперед. В прошлом году Novell продала на 20% больше экземпляров NetWare, чем годом раньше. Правда, прибыли почти не было, но лишь потому, что стоимость представления пользователям upgrade старых версий была очень невысокой. Зато под опекой Маренджи компания за два года увеличила число пользователей своего, конкурирующего с Microsoft Exchange, продукта обработки сообщений GroupWise, с 2,5 млн. до 6,5 млн. Среди своих достижений Маренджи числит также расширение международной сети продаж компании. Впрочем, оценивая деятельность Маренджи в качестве главы отделения продаж, стоит задуматься о причинах успеха прежних продуктов Novell - WordPerfect и UnixWare - в руках их новых хозяев.
Ныне, когда Маренджи командует не только продажами, он сталкивается с массой проблем, одна из которых - как вернуть расположение Уолл-стрита. Акции Novell, котировавшиеся весной 1995 г. почти по 23 долл., уже довольно долго находятся на отметке 11 долл. Нельзя забывать и о том, что Novell шаг за шагом уступает напору Microsoft. По мнению аналитиков, Microsoft удается теснить конкурента по двум причинам. Во-первых, Novell из рук вон плохо доводит до потребителей свою стратегию. Терри Клейн, вице-президент фирмы Dell, часть серверов которой оснащается NetWare, долгие годы работает на рынке локальных сетей, но и ему остается совершенно неясным, каковы дальнейшие планы Novell в отношении NetWare и что компания собирается предпринять для завоевания позиций на рынке intranet. Во-вторых, как говорит аналитик Burton Group Крейг Бэртон, Novell так и не справилась пока с рядом технических проблем, не сумев, например, обеспечить работу всех своих служебных сетевых программ с другими платформами, а не только в Novell Directory Services.
И все же, несмотря на все трудности, которые испытывает компания, на ней рано ставить крест. Ее ОС используют 55 млн. пользователей, что составляет 60% рынка сетевых ОС. У Novell остаются мощные каналы распространения, а назначения на должность президента человека, бывшего главным по продажам, будет по достоинству оценено продавцами. В конце концов, компания остается прибыльной, несмотря на то, что уменьшились объем продаж и доходы. В III квартале финансового года, завершившемся 27 июля, Novell получила 59 млн. долл. чистой прибыли (за год до этого - 102 млн.). Кроме того, ее денежные активы составляют около 1 млрд. долл. Как считает аналитик Джон Ольчик из Forrester, если компания угадает с выбором человека, который станет у ее руля, то у нее вполне хватит времени и денег, чтобы утвердиться на рынке Internet/intranet.
Однако, добавляет Ольчик, тому, кто станет президентом Novell, компания должна дать карт-бланш. “Если у него хоть в чем-то будут связаны руки, то компания не возродится”, - полагает он. И наконец мы приходим к главному - тот ли человек Маренджи, который сейчас нужен Novell? Из источников в самой компании известно, что Маренджи активно борется за этот пост и находит сторонников среди управляющих. Но есть и те, кто сомневается в нем. “Думаю, им стоит поискать кого-нибудь со свежими взглядами за пределами Novell, - считает Нейл Макдональд из Gartner Group. - Такой человек мог бы дать компании новую идею”.
Но вспомните, что вышло в прошлый раз, когда в Novell пришел человек со стороны. Ставка была сделана на человека, во всех отношениях безупречного. Франкенберг - респектабельный менеджер из респектабельной компании. Но не такая личность нужна была Novell. Теперь компанию торопит время. А значит, Совет директоров не может размышлять чересчур долго. Каждый день, отодвигающий решение о выборе исполнительного директора, закрепляет прежнее представление о Novell, как о неповоротливой и медлительной компании.
Если эти поиски затянутся, то решение может быть принято и без них. “Назначат они Джо или не назначат, он собирается брать власть и действовать, - сказал бывший глава технического отделения Novell Шелдон Лаубе. - Этот парень крут”.
Крут, как Аттила, предводитель гуннов.
Лоуренс Арагон
Время, когда Novell “брела долиной разочарований, было невероятным испытанием для Джо”
Примеры для сравнения
Там, где Novell проиграла, другие побеждают
Corel: Novell потеряла на розничной торговле, для Corel она стала козырем. WordPerfect в своей категории продуктов поднялся на самый верх.
SCO: UnixWare у Novell пылилась на полках. У нового хозяина UnixWare стала бестселлером.
И наконец, обратите внимание на состав Совета директоров Novell.