Региональный общественный центр Интернет-технологий РОЦИТ образовался полгода назад. Вероятно, сейчас Центр - одно из тех мест, где наиболее ясно представляют себе истинное положение дел с развитием Интернет-технологий в России. Чтобы поговорить об этом, научный редактор PC Week/RE Татьяна Балаховская встретилась с членами правления РОЦИТ Антоном Чижовым, Александром Орловым и Владимиром Соркиным.
Т. Б.: Сейчас слово "Интернет" у всех на устах, но мне часто кажется, что каждый по-своему понимает, о чем идет речь.
А. Ч.: Иногда случаются удивительные вещи. Например, совсем недавно мы работали с американскими партнерами, и их очень беспокоило, что возникнут проблемы связи. Как же они обрадовались, когда вспомнили о возможности переписываться через Интернет! И это американцы!
Т. Б.: Поэтому, хотя многие уверены, что прекрасно понимают, что такое Интернет, более того, что он у них давно есть, многое еще нуждается в уточнении.
А. Ч.: Я заметил, что когда человек говорит: "У меня есть Интернет", он подразумевает электронную почту. Те, кто уже имел опыт онлайновой работы, понимают, что Интернет - это значительно больше, чем они видели, и сказать: "У меня есть Интернет" им в голову не приходит.
Т. Б.: Да, даже само слово, оказывается, имеет различные толкования, и тут есть, что обсудить. Но сегодня мне бы хотелось поговорить немного о более конкретной вещи - о провайдерах Интернет. Конечно, нам придется что-то сказать о тех службах, которые провайдер предоставляет, но основной темой я все-же предлагаю считать само понятие "Интернет-провайдер" - что это такое, какие бывают провайдеры, как выбирать провайдера.
А. О.: Мне кажется, можно определить Интернет-провайдера как организацию, которая предлагает на рынке некоторый пакет услуг, связанных с Интернетом: наличие линии, обеспечение подключения и связи, предоставление адресов и некоторый набор программного обеспечения. Существуют ситуации, когда компания весь этот комплекс услуг может обеспечить, но их предоставление не входит в ее рыночные функции. Например, сейчас РОЦИТ подключен к Интернету через "Параграф", но, по нашему определению, "Параграф" провайдером не является. Главная функция провайдера, это, конечно, обеспечение того, что мы называем connectivity, т. е. правильной пересылки информации с одного компьютера на другой, и поддержка адресов. Можно сказать, что провайдер - это тот, кто, получив где-то, например, у провайдера более высокого уровня, набор IP-адресов, продает их затем в розницу.
Т. Б.: Давайте теперь попробуем уточнить типы провайдеров. Например, часто приходится слышать о коммерческих и некоммерческих провайдерах.
В. С.: По нашему определению, да и по сути дела, некоммерческих провайдеров быть не может. Ведь речь идет о конкретной профессиональной работе, реальных линиях и компьютерах, и конечно, бесплатно это все существовать не может. Другой вопрос, кто за это платит. Например, мы все знаем о проекте "100+100", по которому фонд Сороса и наше правительство выделили по 100 млн. долл. на "интернетизацию" российских вузов. В некотором смысле это некоммерческий проект, т. е. клиенты в данном случае провайдеру не платят. Так или иначе, качественная и эффективная работа получается, только когда работают профессионалы и за нормальную плату. Так что все-таки провайдер - это коммерческая организация.
Наверное, правильно здесь, как и везде, разделить горизонтальный и вертикальный рынки. Для горизонтального рынка, т. е. для обычных потребителей, которые хотят иметь возможность онлайновой работы, все сравнительно ясно, хотя и тут возникают вопросы. Часто потребитель спрашивает, что же является предметом его договора с провайдером. Что он покупает - телефонный номер или услугу, в которую помимо этого номера входят ПО, грамотный пакет документации и грамотная поддержка? Поэтому оценка и сравнение провайдеров даже для горизонтального рынка - совсем не простой вопрос. А для вертикального рынка все гораздо сложнее: предоставляется много различных услуг, которые очень трудно сравнивать. Здесь надо исследовать целый ряд факторов - и структуру сети, и информационные ресурсы, и расценки, и степень занятости каналов. Мы готовим методику такого исследования и надеемся вскоре его провести.
Т. Б.: Надеюсь, что мы сможем познакомить наших читателей с результатами тестирования. Пока же можно ограничиться простыми советами: обычно чем крупнее провайдер, тем дешевле его услуги, тем шире канал и надежнее сервис.
Когда человек говорит: "У меня есть Интернет", он подразумевает электронную почту. Те, кто уже имел опыт онлайновой работы, понимают, что Интернет - это значительно больше, чем они видели