Управление
Новые консультанты - "свои люди", объединяющие информационные технологии и бизнес, и ориентированные на решение конкретных задач
Сесил Райт знает, куда обратиться за помощью, когда не могут поладить между собой разработчики информационных технологий (ИТ), погруженные в техническую нирвану, и пользователи, которым срочно нужны решения для бизнеса. Как и многие другие руководители отделов ИТ, Райт просто берет трубку и звонит консультанту. Так просто? Тут есть одна тонкость: этот консультант - его собственный сотрудник.
Такой бизнес-консультант - это своеобразный современный гибрид, и его предназначение - поддерживать связи с представителями бизнес-отделов для выяснения их технологических потребностей. В Канадском федеральном агентстве по торговле зерном (CWB, Виннипег, Манитоба), где Райт работает генеральным директором по ИТ, бизнес-консультанты закреплены за ответственными работниками высокого ранга каждого из трех основных бизнес-отделов.
Если отношения хорошие, бизнес-консультанты обеспечивают проверку проектов, тем самым помогая работникам ИТ ориентироваться в них. Когда CWB в 1992 г. начало массовое внедрение систем с клиент-серверной архитектурой, весь штат ИТ был брошен на то, чтобы еще до полного перехода к этой технологии перенести на новую платформу все существующие приложения. Однако такой подход, хотя и грамотный технически, не был продиктован производственной необходимостью.
Нововведение архитектуры "быстро превращалось в технологию ради технологии, - вспоминает Райт. - Развертывание клиент-серверной архитектуры начало пробуксовывать, поскольку мы не могли привлечь достаточно клиентов". Когда же консультанты проанализировали приоритеты бизнес-пользователей, то некоторые проекты из перечня ИТ были отложены в долгий ящик.
Но бизнес-консультанты не только поправляют разработчиков приложений. Часто технологам приходится обучать клиентов - с помощью бизнес-консультантов - возможностям новых технологий. Например, многие пользователи пока еще не привыкли к гибкости новых клиент-серверных систем. "Мы разрабатываем новые системы и сталкиваемся с тем, что людям хочется повторения уютного мира мэйнфреймов. Их можно понять, потому что они слабо информированы", - объяснил Райт. И потому бизнес-консультанты везде, где можно, проповедуют мощь гибких графических систем.
Сесил Райт впервые услышал о разделении функций технолога и консультанта под эгидой отдела ИТ в 1992 году, перед переходом на архитектуру клиент-сервер. Дин Майер, президент консультационной фирмы NDMA (Риджфилд, шт. Коннектикут), помог ему сформировать структуру подразделения ИТ, в которой были предусмотрены эти две различные роли.
"Для организации информационных систем нужны и технологи, и консультанты, поскольку и те и другие часто необъективны. Пристрастия человека зависят от того, какую работу он выполняет, - считает Майер. - Технологи должны стремиться к техническому совершенству. А те, кто работает с [бизнес-пользователями], чтобы определить стратегические потребности своих клиентов, должны ориентироваться в их сиюминутных делах". А когда один и тот же человек пытается решить обе эти задачи, возникают недоразумения.
Чтобы справиться с проблемой, нужно разделить роли технолога и консультанта и периодически менять их, дабы каждый мог набраться разностороннего опыта.
Когда разделение функций произошло, Майер посчитал полезным, чтобы обе группы набросали график и "последовательность действий". Например, консультанты могли бы предложить такие услуги, как оценка потребностей и посреднические контракты с ИТ. Кроме того, они могли бы продавать клиентам варианты их стратегий и результаты исследований рынка. Технологи, со своей стороны, могут продавать возможные решения клиентам и информацию о свойствах продуктов консультантам.
"Консультанты ориентированы на решение конкретных задач. Они хотят делать деньги сразу. Технологи же, ученые и инженеры, любят создавать красивые решения", - сказал Майер.
Лорен Гиббонс Пол
ТРЕБУЕТСЯ:
Бизнес-консультант.
Отделу ИТ срочно требуется бизнес-консультант. В круг его обязанностей будет входить работа с другими отделами, изучение их потребностей и подготовка технологических решений, работа с внутренними поставщиками технологий, анализ прибыли/затрат и помощь клиентам.
Квалификация: Глубокое знание бизнеса и ИТ, умение общаться, послужной список, подтверждающий способность работать с клиентами для выработки бизнес-решений.
Образование: Диплом о высшем образовании по специальности Бизнес или Информационные системы плюс пять лет опыта работы в отделе ИТ.