СЛИЯНИЯ

В декабре прошлого года было объявлено о слиянии компаний Alcatel и Lucent и о создании глобального поставщика телекоммуникационного оборудования Alcatel-Lucent (www.alcatel-lucent.com). Период трансформации нового лидера оказался очень коротким, и вот уже его подразделение по работе с корпоративными клиентами (Enterprise Business Group, EBG) анонсировало свою структуру и планы по развитию бизнеса в России и СНГ.

Глава подразделения Иван Макарин, вице-президент Alcatel-Lucent по корпоративным продажам и работе с партнерами по России и СНГ, стал первым представителем новой фирмы, который встретился с российскими журналистами и поделился с ними своими взглядами на тенденции рынка и на изменения, произошедшие в компании после слияния.

Формально 1 декабря 2006 г. компании завершили сделку по слиянию и утвердили ключевые фигуры. Сформирован совет директоров из 14 человек, который возглавил Серж Чурук; Патриция Руссо, экс-глава Lucent Technologies, стала главным исполнительным директором.

Больше определенности появилось и на региональном уровне: Дмитрий Каменский, возглавлявший региональное подразделение Lucent в России и СНГ, стал руководителем Alcatel-Lucent в Центральной Европе, а Йохан Вандерплаетсе из Alcatel - вице-президентом Alcatel-Lucent в России и странах СНГ.

Однако процесс на этом не закончился, и в плане компании отведено 100 дней (до конца первой декады марта) на корректировку структуры, выработку технических концепций и т. д. Вероятно, после этого будут даны рекомендации и по сокращению штатов, поскольку решено в течение последующих трех лет уволить 9 тыс. сотрудников из 79 тыс. ныне работающих на предприятии.

"Alcatel традиционно занимала очень сильные позиции в Европе, а Lucent Technologies лидировала в Америке. В результате слияния Alcatel-Lucent будет иметь отличную структуру продаж: треть оборота в Европе, треть в Америке и треть в других странах мира", - сказал Иван Макарин. Он выразил надежду на синергетический эффект от объединения предприятий.

В новой компании создано пять бизнес-групп: группа проводных коммуникаций, группа беспроводных коммуникаций, группа конвергентных коммуникаций (ориентирована в первую очередь на операторов связи), группа корпоративных коммуникаций и сервисная группа. Все бизнес-группы будут организованы по регионам, чтобы обеспечить надежную поддержку заказчиков на местном уровне.

Кроме того, организовано несколько общих отделов, обслуживающих всю компанию в целом: поставок и закупок, финансовый, информационных технологий, маркетинга, учета персонала, юридический и внешних коммуникаций.

Иван Макарин: “Уже в этом году

мы увидим результаты синергии”

Подразделение корпоративных коммуникаций Alcatel-Lucent EBG, которое обслуживает более 250 тыс. заказчиков по всему миру, возглавил Юбер де Пескиду, который подчиняется непосредственно Патриции Руссо. Alcatel-Lucent EBG будет поставлять свои решения заказчикам через три основных дивизиона: дивизион корпоративных решений (Enterprise Solutions, ESD); Genesys, создающий контакт-центры и приложения по обслуживанию клиентской базы; дивизион промышленных компонентов (Industrial Components, ICD).

По словам г-на Макарина, в портфеле Alcatel-Lucent EBG представлены унифицированные коммуникации и контакт-центры, IP-телефония, ПО для управления сетями связи, инфраструктурные решения для ЛВС, Wi-Fi, а также решения в области безопасности. Подразделение действует совместно с 1800 партнерами по всему миру.

Alcatel-Lucent EBG имеет достаточно устойчивые позиции на рынке: в общей сложности установлено 65 млн. телефонных линий УАТС; 3300 компаний пользуются контакт-центрами, которые в сумме обслуживают 100 млн. клиентов в день; 12,8 млн. Ethernet-портов отгружено к концу III квартала 2006 г.

В России подразделение намерено сосредоточиться на ряде вертикальных рынков, таких как банковская деятельность, страхование и финансы, государственный сектор, гостиничный бизнес, транспорт, здравоохранение, оборона и безопасность, образование. Оно работает на основе двухуровневой бизнес-модели. На первом уровне находятся три дистрибьютора - "Авикон Текнолоджис", "КомпТек" и "Ландата". Через них проходит основной объем продаж. Но компания все же сохраняет прямые связи с крупными системными интеграторами и заказчиками в рамках больших проектов (ЦБ России, МВД РФ).

И хотя г-н Макарин не называл конкретных цифр по развитию бизнеса, некоторые оценки можно сделать самим. По данным на прошлый год, просочившимся в печать, оборот Alcatel на рынках СНГ составил порядка 600 млн. долл. Об уровне продаж Lucent сообщений не было, однако исходя из сравнения численности персонала в СНГ (около 1000 человек у компании Alcatel и примерно 200 у Lucent) можно предположить порядок цифр: 120-150 млн. долл. в год. В сумме это дает не менее 700 млн. долл.

Доля подразделения бизнес-коммуникаций в обороте фирмы, по мнению эксперта, хорошо знакомого с положением дел в компании, составляет 7-10%, т. е. 50-70 млн. долл. Будет ли видна синергия от слияния компаний, пока неясно, но если подразделение сохранит темпы роста оборота на уровне последних двух лет, когда продажи ежегодно увеличивались в три раза, то к концу нынешнего года можно ожидать оборота Alcatel-Lucent EBG в странах СНГ порядка 150-200 млн. долл.

Что касается масштабов российского бизнеса, то его величина наверняка не менее 50% от объемов подразделения в СНГ в целом, и размер оборота Alcatel-Lucent EBG в РФ может составить 70-100 млн. долл.