АНАЛИТИКА    

 

ITResearch изменила методику определения емкости рынка настольных ПК

Не секрет, что многие производители ПК, работающие на российском рынке, руководствуясь различными целями, порой искажают официальную отчетность о результатах своей хозяйственной деятельности (как в сторону ее завышения, так и в сторону занижения). Это печальное обстоятельство неизбежно вносит определенную погрешность в итоговые цифры аналитических агентств. Ситуацию усугубляет и то, что основные производители процессоров (Intel и AMD) традиционно не раскрывают цифры своих продаж в России ни в натуральном, ни в денежном выражении. Существует и "серый" рынок процессоров, причем, по некоторым данным, весьма немалый.

Есть и еще одна проблема. Дело в том, что российский рынок настольных ПК наполняется продукцией не только тех более чем шести тысяч отечественных компаний, которые учитываются статистикой Microsoft (иерархия партнеров Microsoft приведена в PC Week/RE, N 4/2006, c. 12; www.pcweek.ru/?ID= 507915), но и огромного (и до сих пор никем не подсчитанного) количества "самосборщиков", изготавливающих ПК "на коленке" от случая к случаю. Это не только мелкие компьютерные фирмочки и частные лица, но и ИТ-менеджеры небольших компаний, которые зачастую именно так наполняют и обновляют компьютерный парк своих предприятий.

Юрий Бонкарев: “Самосбор обязательно

надо включать в общий объем рынка

компьютеров”

"Самосбор надо включать в общие объемы рынка компьютеров, ибо он представляет собой конкурирующую продукцию, а также обеспечивает довольно большие объемы сбыта связанных товаров, - считает директор аналитической компании ITResearch Юрий Бонкарев. - Кроме того, он является серьезным резервом для расширения рыночной доли ведущих отечественных и зарубежных сборщиков, например, связанной с приходом федеральной розницы в средние и даже малые города".

Под связанными товарами в данном случае подразумевается различная периферия (мониторы, принтеры, МФУ, сканеры, ИБП, аудиоколонки, клавиатуры, компьютерные мыши и т. д.), комплектующие (системные платы, видеокарты, жесткие диски, оптические приводы и пр.), оборудование для доступа в Интернет и ПО (ОС, антивирусные пакеты...).

Интересный момент: если руководствоваться лишь данными от производителей, дистрибьюторов, крупных торговых сетей и прочих заметных игроков ИТ-рынка, то в 2006 г. в России общий объем сегмента брендованных настольных ПК составил, по оценкам ITResearch, примерно 5,17 млн. штук. В то же время за минувший год в нашей стране, по данным этой же аналитической компании, учитывающим не только "белые" поставки, было продано 7,2 млн. мониторов, 7,6 млн. жестких дисков и огромное количество другой периферии и комплектующих. Налицо определенная диспропорция (даже с учетом модернизации уже существующего парка компьютеров).

В связи с этим аналитическая компания ITResearch с 2007 г. перешла к новой методике определения емкости российского рынка настольных ПК. Ее особенность состоит в том, что она посредством определенных динамичных весовых коэффициентов учитывает объемы сбыта связанных товаров (монито- ров, устройств печати, ИБП и НЖМД) и позволяет учесть продукцию огромного (и до сих пор никем не подсчитанного) количества "самосборщиков". Эксперты ITResearch, применив новую методику определения емкости российского рынка настольных ПК, пришли к выводу, что в прошлом году в нашей стране в общей сложности было продано примерно 6,1 млн. устройств, т. е. почти на 20% больше, чем считалось ранее. Большая часть этой разницы обусловлена учетом "самосбора". Однако аналитики компании не исключают, что некоторая доля может приходиться и на огрехи старой методики. Кстати, ITResearch планирует ввести временный мораторий на публичное обнародование вычисленных ею долей и объемов продаж ведущих компаний, ограничившись их рейтингом и суммарной долей. В компании полагают, что это может повысить качество входной информации от участников рынка.

Согласно новой методике ITResearch, в I квартале нынешнего года в нашей стране было продано 1,35 млн. штук десктопов. Сравнивать эту цифру для оценки динамики рынка с данными ITResearch за аналогичный период прошлого года не корректно, ибо они определялись по старой методике, но, по словам экспертов компании, пока в нынешнем году данный рынок развивается с темпом почти в 10%. Дальнейшие перспективы будут в наибольшей степени зависеть от активности пользователей при переходе на ноутбуки.