Итоги 2005-го и перспективы года начавшегося
В 2005-м мировая мобильная индустрия отрапортовала о двухмиллиардном абоненте. Сети мобильной связи третьего поколения (3G) в конце концов стали реальностью, а количество абонентов превысило 50 млн. пользователей. Но самое главное, что эта технология наконец-то обрела жизнь и уже более двух десятков азиатских рынков обладают тем или иным 3G-сервисом, будь то W-CDMA, EV-DO или даже WLL на базе CDMA450.
Теперь внимание операторских компаний и инвесторов переключается с рынков, где уже запущены сети 3G, на ключевые развивающиеся рынки. Они долгое время находились на периферии, дожидаясь момента появления реальных коммерческих возможностей новой технологии. В 2005 году Сингапур, Индонезия, Малайзия и ряд других стран уже начали активное развертывание сетей третьего поколения. Значительный интерес для многих представляет Китай. Как известно, китайское правительство определило план запуска 3G-сервиса к началу Олимпийских игр в 2008 г., и в декабре министерство информационной промышленности КНР дало добро на выдачу лицензий 3G в начале 2006-го.
К концу 2005-го порядка 90 операторов по всему миру запустили сети на базе технологий EV-DO (20) и WCDMA (70), было создано более 200 устройств для сетей 3G. Революционные стандарты EV-DO и HSDPA позволяют достичь средних скоростей от 500 кбит/с до 1 Мбит/с. Это обеспечит одновременный доступ к широкому спектру мультимедийного контента. Он включает загрузку целых альбомов в формате MP3, организацию видеоконференций, доставку фильмов, картинок, поддержку VoIP-связи в реальном времени, многопользовательских и ролевых игр.
Помимо широко известной четверки БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) по росту абонентов мобильной связи резко вперед выдвинулась Африка с показателем в 66%. Среди производителей особенно заметно поступательное движение китайских компаний, с Huawei и ZTE в авангарде, а также постоянные апгрейды и мобильные новинки от таких гигантов, как Nokia, Samsung и Motorola.
В GSM-мире хочется отметить абсолютно позитивный шаг навстречу малоимущим слоям населения развивающихся стран. Motorola выиграла тендер на поставку ультрадешевых мобильных терминалов стоимостью около 30 долл., что, безусловно, поможет еще более увеличить абонентскую базу по всему миру.
Разумеется, нельзя забывать и о вечно конкурирующих лидерах новых технологий — японцах и южнокорейцах. Если первые представили миру новую вариацию мобильника в стиле “мини-кошелек” (технология FeLiCa от оператора DoCoMo, предлагающую использовать этот вездесущий аксессуар в качестве кредитной карты), то корейские абоненты получили возможность протестировать спутниковое цифровое телевидение.
Нельзя не упомянуть и такие важнейшие для индустрии события, как материализация планов операторов в сфере конвергенции фиксированной и мобильной связи с британским оператором BT во главе. Одобрение мобильного широкополосного стандарта открывает больше перспектив для BWA (широкополосного беспроводного доступа), однако выжидательная позиция многих операторов и регуляторов связи весь акцент развития переносит на 2006 г.
Уже абсолютно ясно, что мир вступает в эру непрерывной мобильности, когда игра идет уже по правилам мобильного triple-play или quadro-play. Фактически это значит, что пользователю становятся доступны плоды новейших технологий в формате “ТВ, видео, голос и данные в любую минуту по желанию”. Появление цифрового дома и мобильной автоматизации процессов обусловлено именно этим пакетом технологий.
Многие аналитики прогнозируют, что в период с 2006 по 2009 гг. абонентская база достигнет 3 млрд. человек, которые к тому времени будут использовать и услуги 3G+. Так, ожидается, что уже к 2008 году число абонентов 3G-услуг в Западной Европе достигнет 61% или 204 млн. пользователей. Снижающийся доход на одного абонента в месяц (ARPU) и удешевление мобильных терминалов заставят операторов обратить еще больше внимания на развитие сегмента мобильного контента и услуг с добавленной стоимостью (VAS) и расширение альянсов с виртуальными операторами.
Я думаю, что в 2006 г. продолжится рыночное и регулятивное “полирование” таких технологий, как VoIP, UMA, IMS и всеми любимый упрямый WiMАХ. Борьба фиксированных операторов с представителями VoIP только усилится — Skype и Vonage стали катализаторами стремительного выдвижения этой технологии в “мэйнстрим”.
Мобильный Skype стал просто кошмаром для операторов фиксированной связи. В рамках UMA (безлимитный мобильный доступ) консорциум производителей мобильных телефонов и инфраструктуры связи трудятся над созданием сотового терминала с функциональностью Wi-Fi. В то же время разработчики IMS (мультимедийная подсистема на основе интернет-протокола) фокусируются на конвергенции сетей и услуг на базе полномасштабной IP-сети, и здесь может быть полностью изменена операторская парадигма.
Сегодня аналитики говорят о том, что при всех своих возможностях WiMАХ рассматривается как нишевая технология, дополняющая 3G. Самый главный вопрос, который стоит перед данным стандартом, зажатым между Wi-Fi и 3G в перенасыщенной конкурентной борьбе, — какова его дифференциация по сравнению с потенциалом HSDPA и CDMA 1xEV-DO в пятилетней перспективе?
В заключение хочется отметить, что сроки выдачи лицензий на предоставление 3G-услуг в Индии, Китае и (надеюсь!) России более или менее попадают на одно время — первую половину 2006 г. И Россия, и Китай, с достоинством выждав паузу и не поддавшись на приманку первого телеком-пузыря, теперь должны не упустить момент, чтобы максимально использовать возможности новых технологий. Думается, что визит президента Путина в Малайзию на юбилейную встречу ASEAN указывает (шаги делают в правильном направлении) правильное направление — давайте поучимся у Азии!