ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ТЕГОВ МЕШАЕТ ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ

Главный вывод, вынесенный всеми поставщиками из конференции RFID World, состоявшейся в марте в Далласе, заключается в следующем: RFID — это неизбежное бремя, за которое еще придется как следует заплатить.

По мнению представителей компаний, выпускающих потребительские товары и уже успевших столкнуться с проблемами реализации экспериментальных RFID-проектов в соответствии с рекомендациям сети супермаркетов Wal-Mart и министерства обороны США, главным тормозом для массового внедрения RFID остаются затраты.

Среди препон, сохраняющихся вот уже в течение года после того, как фирмы из первой сотни главных поставщиков Wal-Mart начали использовать RFID, следует назвать отсутствие международных стандартов, способствующих понижению затрат (в этом плане должно помочь следующее поколение стандартов, или Gen 2); довольно высокая стоимость RFID-тегов; отсутствие моделей возврата инвестиций; необходимость модернизировать инфраструктуру для поддержки RFID.

“Здесь вам гарантирована головная боль и тяжелый разговор с финансовым директором. Что делать, если тег удорожит коробку на 35 центов, а она стоит всего доллар, — спрашивает Джим Мак-Мастерс, старший вице-президент по ИТ компании Tandy Brands Accessories, участвующей в RFID-программах Wal-Mart. — Как окупить цену тегов? Это большая проблема”.

С теми же проблемами сталкиваются и другие фирмы. Как сообщил Боб Берг, старший менеджер DHL Worldwide Express по бизнес-системам и RFID, после девятилетнего экспериментирования с тремя десятками пробных RFID-проектов его компания собирается развернуть полновесную RFID-инфраструктуру. Но у них такие же сложности: теги дороги, и DHL собирается стимулировать внедрение технологии, поставляя теги своим клиентам.

Сейчас каждый тег стоит от 25 до 30 центов, сказал аналитик Venture Development Майкл Лиард. Агентство Forrester Research прогнозирует удешевление тегов, но только лишь на 9%.

Стоимость считывателей — пока не проблема, но ситуация изменится, когда в сети компании придётся использовать сотни таких устройств, добавил Лиард.

Другим крайне важным фактором являются затраты на развертывание RFID-инфраструктуры. Для ее создания требуется целый ряд элементов, немаловажными из которых являются теги и считыватели. Реально работающая RFID-технология должна поддерживать изменяющиеся процессы, а для этого также нужны соответствующая аппаратура и ПО. Организации могут понадобиться добавочные серверы, базы данных, связующее ПО и приложения.

Как указывается в отчете Forrester, на уровнях связующего ПО и приложений должен поддерживаться ряд критически важных функций: управление устройствами, сбор данных, управление данными и интеграция с центральными системами, взаимодействие с партнерами и клиентами, а также интеграция с сетями синхронизации данных.

По прикидкам аналитиков и пользователей, развертывание полновесной RFID-инфраструктуры требует вложений, измеряемых шестизначными цифрами. “RFID, — говорит Мак-Мастерс, — меняет всю систему управления складом, а такая перестройка — очень и очень сложный проект. Вам придется многое модернизировать и при этом стремиться к тому, чтобы не подвергнуть компанию ненужным рискам”.

Отсюда ясно, что о реальном уровне предстоящих затрат на RFID можно судить лишь на основе догадок. Как заметил Мак-Мастерс, ничего лучшего тут не придумаешь.

По общему мнению пользователей и аналитиков, RFID сможет принести компании весомые выгоды, если RFID-информация реального времени станет компонентом ее базовых бизнес-процессов. Также очень ценно, если RFID-технологию будут использовать еще и партнеры компании. Например, Tandy Brands собирается вводить данные, получаемые от Wal-Mart, в свои центральные системы, чтобы улучшить качество прогнозирования.

Известный производитель одежды компания VF, уже выжавшая максимум эффекта из налаживания процессов своего оптового центра, теперь собирается оценить, через какое время ее изделия попадают в торговые залы, чтобы добиться наибольшей эффективности бизнеса и снизить свои затраты.

В DHL рассчитывают, что RFID обеспечит высокую эффективность в доставке ценных и скоропортящихся грузов.

По словам Кэролин Уолтон, вице-президента Wal-Mart по информационным системам, компаниям не следует рассматривать RFID как единовременный проект: “Ваше руководство должно знать, что это начинание не ограничится разовым выделением бюджетных средств. RFID — дело не одного дня”.