Компания NVision Group активно работает на отечественном рынке систем мониторинга и управления сетями и хорошо знакома с потребностями операторов общедоступных и корпоративных сетей связи. Ведущий специалист этой фирмы по вопросам создания систем поддержки деятельности операторов связи, заместитель технического директора NVision Group Андрей Флейта ответил на вопросы научного редактора PC Week/RE Петра Чачина.
Андрей Флейта
PC Week: С какими проблемами в плане управления сервисами и сетями связи сталкиваются телекоммуникационные операторы и как эти проблемы решаются?
Андрей Флейта: Сейчас важнейшим фактором повышения доходов операторов стало развитие новых услуг с добавленной стоимостью и улучшение их качества. Кроме того, уровень дохода оператора связи напрямую зависит от эффективности эксплуатации сети и возможности своевременно реагировать на постоянно меняющийся спрос.
Решая эти задачи, операторы сталкиваются с разными проблемами, но основная из них состоит в том, что сети сейчас стали существенно сложнее тех, что были раньше. Прежде преобладали моновендорные сети. Поставляемые к ним системы управления от тех же производителей позволяли решать на 60—80%, а иногда и на все 100% задачи мониторинга, контроля производительности, управления и т. д.
Сейчас операторы связи работают на гетерогенных сетях, на которых используется оборудование десяти и более разных производителей. И стоит задача, как администрировать это хозяйство. Очень сложным становится контроль за созданием и предоставлением услуг. То есть для обеспечения того, что называется Service Provisioning, нужно управлять целой цепочкой оборудования.
Сегодня уже все операторы хорошо понимают необходимость мониторинга всего, что происходит в сети с отображением состояния оборудования на экране администратора сети или на мониторе компьютера в службе поддержки (Help Desk).
Следующий шаг состоит в обеспечении доступности всей этой информации корпоративным пользователям. Клиенты должны видеть состояние своих точек подключения, линий связи, качества предоставления услуг в любой момент времени. Для этого необходим учет ресурсов и контроль за выполнением соглашений об уровне предоставляемых услуг (Service Level Agreement, SLA).
Последние два года стали развиваться услуги широкополосного доступа (ШПД) для домашних абонентов. Здесь возникла проблема массированного подключения пользователей. Вручную уже стало невозможно конфигурировать десятки и сотни клиентских подключений в день, и потребовалось внедрение систем управления заказами на активацию услуг (Order Management) и, собственно, активации (реконфигурирования устройств и систем).
Это лишь краткое и неполное перечисление задач, на которые должны найти ответ операторы. Сегодня разработаны комплексные решения, основанные на консолидации ключевых подходов к созданию автоматизированных систем поддержки деятельности операторов связи и успешно справляющиеся со всеми описанными выше задачами. Это как раз те технические системы, которые и скрываются за столь модной теперь аббревиатурой OSS.
PC Week: Так что же такое OSS и какие задачи они призваны выполнять?
А. Ф.: OSS — это Operations Support Systems, т. е. системы поддержки деятельности операторов. Они позволяют автоматизировать процессы эксплуатационной деятельности и дополнить существующую сетевую инфраструктуру средствами управления сетью, сетевыми элементами и услугами, интегрируя различные приложения (подсистемы эксплуатации сети) в единое информационное и операционное пространство. Интеграция подсистем проводится в целях автоматизации информационного обмена между подразделениями служб эксплуатации, а также других служб оператора.
Внедрение OSS дает реальную возможность повысить конкурентоспособность, снизить операционные расходы и увеличить рентабельность капитальных вложений за счет, в частности, сосредоточения информации о работе сети в едином центре управления, позволяя увеличить отдачу от имеющихся ресурсов сети и улучшить качество планирования их дальнейшего развития.
Очень важным является и единство процедур технической эксплуатации и обслуживания, приводящее к сокращению затрат и времени реакции служб эксплуатации на нахождение и устранение сбоев и неисправностей в сети.
Следует отметить и такие положительные моменты, как снижение числа обслуживающего персонала и требований к его квалификации, что позволяет не столько сократить количество сотрудников, сколько направить квалифицированные кадры на развитие услуг; управление нагрузкой и качеством работы сети в режиме реального времени; сокращение срока внедрения услуг; повышение качества обслуживания.
Наряду с OSS есть еще и BSS (Business Support Systems) — системы поддержки бизнеса, которые включают в себя такие элементы, как CRM, ERP и биллинг. Комплекс OSS/BSS позволяет эффективно решать широкий круг операторских задач. Современные системы OSS/BSS строятся в соответствии с моделями NGOSS (New Generation Operation Systems & Software — системы и ПО поддержки операций и бизнеса нового поколения) и eTOM (Enhanced Telecoms Operations Map — шаблон бизнес-процессов оператора связи).
PC Week: Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние отечественного рынка OSS?
А. Ф.: Объективная потребность в OSS существует практически у всех операторов связи. И объясняется это сугубо меркантильными соображениями. Однако до последнего времени подавляющее большинство программных разработок велось внутри самих компаний. Сейчас стала очевидной неэффективность данного подхода, поскольку нужны качественные и масштабируемые решения.
Сегодня на нашем рынке представлены многие специализирующиеся на разработках OSS компании, такие как, IBM (Micromuse), HP, EMC Smarts, Oracle (MetaSolv) и др. Есть компании-интеграторы, способные внедрить решения мировых лидеров, доработать их по требованиям клиентов.
Если говорить о продуктах, то здесь представлен широкий спектр — от простых и дешевых до сложных и дорогих. Все зависит от уровня задач оператора. Конечно, основной спрос на OSS-решения пока идет со стороны операторов, имеющих устойчивое финансовое положение и внушительную клиентскую базу.
PC Week: Какие тенденции рынка OSS вы считаете главными?
А. Ф.: Что касается тенденций, то три года назад всех стали интересовать мониторинг и Fault Management (управление неисправностями), полтора года назад — контроль SLA, год назад появилось требование быстрой активации услуг.
Причем это касается не только операторов связи, но и крупных корпоративных пользователей. Задачи у них сходные: хотя явных услуг последние не предоставляют, их ИТ-подразделения часто становятся внутренними сервис-провайдерами и обязаны обеспечивать своим пользователям заданный SLA. При этом ИТ-службы компаний дополнительно предоставляют и прикладные услуги, поддерживая софт, что усложняет задачу.
По данным аналитической компании Heavy Reading, полученным в результате опроса более 250 операторов из развитых стран, среди наиболее часто устанавливаемых компонентов OSS первенство держат системы мониторинга производительности (75%); обнаружения и устранения неисправностей (67,9%); управления инвентаризацией (62,7%); управления сервисами и планирования услуг (61,6%); предупреждения мошенничества (56%).
Подобная картина спроса через несколько лет будет наблюдаться и у наших операторов. Поэтому вполне можно прогнозировать рост интереса к средствам управления инвентаризацией (Resource/Inventory Management), которые являются центром хранения всей технологической информации о сети и услугах, а ей пользуются все компоненты OSS, а так же стремление к интеграции имеющихся и внедряемых систем в рамках бизнес процессов оператора.
PC Week: Насколько велик сейчас интерес операторов к OSS-решениям?
А. Ф.: На мой взгляд, достаточно велик. К числу благоприятных факторов здесь следует отнести то, что в стране быстро идет процесс консолидации крупных операторских компаний и поглощение региональных провайдеров; накоплено много сетевого оборудования различных производителей.
Кроме того, продолжается активный рост сетевой инфраструктуры; конкурентная среда способствует стремлению операторов к предоставлению дополнительных услуг; есть предложение OSS-решений со стороны интеграторов и производителей, присутствуют бизнес-консультанты; осуществляется инсталляции бесплатных и платных систем.
PC Week: Не могли бы вы рассказать об опыте внедрения OSS?
А. Ф.: Мы делаем проекты и для операторов связи, и для корпоративных пользователей, которые позволяют существенно поднять уровень бизнеса предприятий. Среди наших клиентов — компании “Лукойл-Информ”, “Казахтелеком”, Сбербанк РФ, Центральный телеграф, Управление информатизации г. Москвы, ряд государственных структур и операторов.
Мы завершили внедрение системы мониторинга на базе IBM Tivoli Netcool, а также системы Route Explorer производства Packet Design, отвечающей за мониторинг маршрутизации всех видов IP-трафика, в мультисервисной телекоммуникационной сети группы “Лукойл” — ЛУКНЕТ. Последняя оказывает сегодня услуги связи в 35 регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Началось внедрение системы активации услуг AXiOSS производства компании AXIOM Systems для Центрального телеграфа в Москве. Это позволит оптимизировать управление комплексом Triple Play услуг, предоставляемых под торговой маркой Qwerty.
Интересный проект по созданию единой системы управления ИТ-инфраструктурным комплексом правительства Москвы начат в столице. В качестве центрального элемента системы контроля и управления сетевыми сбоями в нем используется ПО класса OSS, разработанное компанией EMC Smarts, а для управления качеством сервиса будет применено ПО фирмы InfoVista.
PC Week: Какие OSS-продукты вы предлагаете на российском рынке?
А. Ф.: NVision Group предлагает продукцию лидеров рынка OSS — компаний AXIOM Systems, EMC Smarts, InfoVista, IBM (Micromuse), Oracle (MetaSolv), Packet Design, BMC и ряда других. Продукты у нас разные — для решения любой задачи имеется не менее двух систем, иногда и больше.
Например, фирма EMC является одним из лидеров систем отработки сбоев. Предлагаемая ею система EMC Smarts автоматически определяет первичную причину сбоев и рассчитывает ее воздействие на рабочие процессы и услуги. Компания Packet Design — разработчик решений управления маршрутной информацией для IP-сетей операторов связи, а также крупных корпоративных клиентов.
А вот решения AXIOM позволяют эффективно автоматизировать процессы управления услугами, обеспечивая также инвентаризацию ресурсов и сервисов. Мы стараемся вместе с заказчиком определить, какой продукт ему подходит. Многие системы поставляются готовыми на 60—80%, почти всегда приходится дорабатывать софт для полного решения задач клиента. Это требует всестороннего знания внедряемых систем и умения внести часто достаточно значительные изменения. Подтверждением уровня знаний является, например, статус Центра компетенции (Center of Excellence) для системы Axioss (продукт компании AXIOM Systems). Он позволяет нам дорабатывать систему, гарантируя, что внесенные изменения будут поддерживаться производителем.
PC Week: Какие ближайшие задачи стоят перед вашей компанией в плане продвижения OSS?
А. Ф.: У нас достаточно масштабные планы по развитию этого направления, по систематизации и дальнейшему накоплению опыта и экспертизы, по закреплению нашего лидерства на рынке решений класса OSS. В частности, в NVision Group в рамках подразделения решений OSS, обладающего, пожалуй, самым большим в России опытом внедрений, разрабатывается комплексное решение для операторов широкополосного доступа.
Мы задумали нечто вроде коробочного многовариантного решения, где аккумулированы наши знания OSS для этого сектора телекоммуникационного рынка. Этот продукт будет включать в себя системы инвентаризации ресурсов и активации услуг, систему по автоматизации внутренних технологических процессов оператора, специализированные порталы для абонентов и технических служб оператора связи. И весь этот комплекс систем интегрируется с системами мониторинга сети, либо имеющимися у оператора, либо внедряемыми.
Сейчас эти замыслы уже близки к воплощению. Затем подобные коробочные решения будут создаваться для операторов связи, ориентированных на корпоративный рынок, а также для мобильных операторов. Хочу отметить, что это не просто набор продуктов западных производителей, как-то связанных между собой на базе стандартных интерфейсов, а именно полноценное решение, в которое включены наши собственные разработки, опыт реальных внедрений, текущее понимание бизнес-процессов деятельности операторов связи, реально действующие регламенты и процедуры.
Если говорить о движении “вширь”, то в настоящее время мы начинаем предлагать наш опыт и экспертизу в этой области уже не только в нашей стране, но и в ряде стран СНГ, где до недавнего времени мы не присутствовали.
PC Week: Спасибо за беседу.