Одной из главных задач оператора сотовой связи, учитывая крайнюю насыщенность сервисами этого сегмента телекоммуникационного бизнеса, становится повышение качества предоставляемых услуг. Кроме того, естественные перемены, происходящие в бизнес-процессах крупного провайдера мобильной связи (внедрение новых технологий и услуг, рост сети, организационные изменения в управлении сетью), обуславливают необходимость в новых инструментах для анализа работы сети и предоставления услуг.
Андрей Гирев
Решать подобные проблемы призвана система мониторинга, позволяющая оператору связи получать максимально полную информацию о состоянии своего бизнеса, производить необходимые измерения производительности каналов и незамедлительно реагировать на любые аварии. Обычно подобные системы ведут полное и непрерывное (без влияния на скорость трафика) наблюдение в реальном времени за качеством каждой услуги, предоставляемой абонентам сети. Именно такое решение внедрила у себя компания СМАРТС, крупный отечественный оператор мобильной связи. Интегратором проекта стала фирма “ТехноСерв А/С”, которая предложила решение, основанное на ПО Tekelec IAS одноименной компании, ведущего разработчика телекоммуникационных продуктов по сигнализации сетей, построению инфраструктуры пакетной телефонии и созданию приложений с добавленной стоимостью.
Внедрение системы мониторинга
Каждый оператор мобильной связи, будь то европейская, американская или азиатская компания, самостоятельно проходит путь внедрения тех или иных приложений OSS/BSS, начиная от осознания необходимости такого проекта, определения целей и задач инсталляции. Изучив опыт зарубежных коллег, специалисты из СМАРТСа к мониторингу сигнализации подошли как к одному из обязательных компонентов системы управления сетью. В рамках этого проекта было установлено оборудование для мониторинга и анализа трафиков SS7 (SMS Server, USSD Server, IN-приложения, CAMEL/WIN-платформы, CRBT) и GPRS, инсталлирована и запущена услуга Welcome SMS, доступная для абонентов во всей зоне действия сети оператора мобильной связи.
Проектирование и запуск решения, отмечает генеральный директор компании СМАРТС Андрей Гирев, были обусловлены совокупностью причин. Во-первых, система мониторинга позволяет решать ряд технических задач, с которыми сталкиваются операторы мобильной связи. Это, к примеру, оперативное выявление неисправностей в разнородных сетях, организация централизованного мониторинга, единый подход при анализе работы оборудования мультивендорной сети. Учитывая, что даже кратковременный сбой в передаче трафика может повлечь за собой финансовые потери и переход абонентов к другим операторам, данная задача выходит на одно из первых мест: потребители на развитых рынках, к которым относится и российский, кроме набора услуг ценят надежность предоставления сервисов.
Во-вторых, система мониторинга сигнализации является источником данных для приложений OSS/BSS, таких как Fraud Management, Revenue Assurance, Performance Management, — с их помощью аналитические подразделения оператора связи могут предотвращать ущерб от несанкционированного использования сети, а также прогнозировать поступление денежных средств от дополнительных информационно-развлекательных сервисов.
В-третьих, оператор при наличии сторонних компаний, пропускающих его трафик по проводным каналам связи, имеет возможность контролировать качество таких услуг и оперативно принимать меры, если оно его не устраивает.
Для оператора мобильной связи экономическая целесообразность внедрения решения класса OSS/BSS состоит в увеличении доходов за счет повышения качества предоставляемых услуг.
Помимо чисто технических вопросов был важен также вопрос внедрения решения в бизнес-систему организации в целом. Поскольку в СМАРТСе действует процессный подход к управлению предприятием, с внедрением системы мониторинга изменяются действующие бизнес-процессы и создаются новые. Таким образом, любая задача, которая решается с использованием подобной системы, разбивается на три составляющие — это, во-первых, собственно постановка задачи, во-вторых, ее решение и техническое сопровождение процесса и, в-третьих, создание методологической и управленческой документации. Как пример таких задач можно назвать анализ работы роуминга, услуг GSM/GPRS-сети и междугородной/международной связи, выявление мошенничества и SMS-спама, контроль объемов трафика, анализ работы элементов сетей GSM и GPRS, а также сигнализации SS7, решение проблем абонентов и сетевых проблем, планирование и оптимизацию радиосети. Основными пользователями системы являются технические и коммерческие службы, служба качества и группа роуминга.
Решение Tekelec IAS, использованное в СМАРТСе, обладает достаточной гибкостью для того, чтобы оператор связи мог построить распределенную систему сбора и хранения данных с учетом географических особенностей и при минимальных требованиях к пропускной способности межрегиональных каналов, необходимых для связи элементов системы. Собранные данные можно подвергать обработке и анализу в реальном времени как централизованно через сервер приложений, так и локально, в пределах фрагмента сети региона, где установлен узел сбора и хранения данных. Это позволяет избежать потери данных в случае нарушения целостности канала, работающего по схеме “удаленный сервер — центральный сервер”. Такой вариант был выбран, отмечает директор по техническому развитию и продуктам компании «ТехноСерв А/С» Андрей Бородин, поскольку наиболее полную информацию о функционировании GSM-сети можно получить из мониторинга сети сигнализации,; без специальной системы оператор не может контролировать качество всех услуг, предоставляемых абонентам “поверх” сети GSM: речь идет о мультимедийных сообщениях MMS, интернет-доступе и аналогичных услугах. В связи с этим в состав решения был включен мониторинг GPRS-сети, с помощью которой можно полностью контролировать процесс передачи данных.
Андрей Бородин
Система позволяет экспортировать данные либо через стандартный интерфейс Oracle, либо через CDR-файлы в любую статистическую программу для их анализа. В частности, компания использует их при формировании отчетов с помощью ПО Cognos. Интерфейс к приложениям типа Fault Management организован через протокол SMNP. А аппаратно решение мониторинга Tekelec базируется на серверном оборудовании HP.
С внедрением системы мониторинга сигнализации, по словам г-на Гирева, компания приобрела не только новый инструмент для управления сетью, но и возможность повысить эффективность своей работы в целом. Что же касается экономической целесообразности внедрения решений OSS/BSS, то по этому поводу на рынке существуют совершенно различные мнения — от отсутствия экономического эффекта и до окупаемости в течение несколько месяцев. Безусловно, возврат инвестиций по решениям класса OSS/BSS зависит от многих факторов, а сроки окупаемости уникальны для каждой сети. В случае оператора мобильной связи, считает г-н Гирев, экономическая целесообразность внедрения состоит в увеличении доходов за счет повышения качества предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, обеспечивается такими возможностями, как контроль объемов трафика, выявление мошенничества и анализ работы сети.
Типология внедрения
Тендер по выбору системы компания СМАРТС объявила еще в 2005 г. В его ходе была создана рабочая группа с привлечением специалистов различных подразделений, разработаны требования к продукту, проанализированы возможности решений, изучены многие коммерческие предложения. Решения, представленные на конкурс, сравнивались по ряду показателей, сгруппированных по функциональным группам. Среди них были такие, как мониторинг сетей SS7/GPRS/IP, архитектура системы, анализ протоколов, роуминга и качества услуг, трассировка вызовов, межоператорское взаимодействие, наблюдение за сетью, выявление мошенничества, пользовательский интерфейс и т. д. Все решения, рассмотренные конкурсной комиссией, показали высокие результаты. Однако, отмечает Андрей Гирев, ввиду значительного функционала предпочтение было отдано продукту компании Tekelec IAS.
Для оператора мобильной связи экономическая целесообразность внедрения системы мониторинга сигнализации состоит в увеличении доходов за счет повышения качества предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, обеспечивается такими возможностями, как контроль объемов трафика, выявление мошенничества и анализ работы сети.
Реализация проекта была разделена на два этапа. На первом решение установили в одном из регионов (в городах Самаре и Тольятти, где сети оператора связи наиболее технологически развиты), а на втором с учетом полученного опыта началось внедрение в других сетях компании. Таким образом, на первом этапе системой было охвачено более двухсот сигнальных каналов SS7 с протоколами ISUP (ISDN User Part), MAP (Mobile Application Part), CAP (CAMEL Application Part), BSSAP (BSS Application Part), ISDN. Мониторинг сети GPRS осуществляется через интерфейсы Gb/Gn/Gi, а каналы SS7 выбираются для анализа в зависимости от поставленной задачи — это могут быть потоки, направляемые в сторону других операторов и партнеров (к примеру, контент-провайдеров), “домашние” сетевые элементы базовой сети, а также сигнальные каналы в направлении радиосети (передача данных от оператора к абоненту и наоборот). В мониторинге GPRS-сети было уделено внимание Gi-интерфейсу, ведь обычно между GGSN (GPRS Gateway Support Node) и сетью PDN (Public Data Network) у операторов находятся WAP-шлюз, центр мультимедийных сообщений (MMSC) и т. д.
Очевидно, подобное решение будет интересно практически любому оператору связи, который стремится контролировать качество предоставляемых услуг. Системе такого класса, говорит Андрей Бородин, альтернативы нет, вопрос только в том, на продуктах какого вендора её строить.