Крупнейший российский системный интегратор компания “ТехноСерв А/С” имеет целый ряд успешно реализованных проектов в области телекоммуникаций и хорошо известна на отечественном рынке OSS/BSS. О современном состоянии этого рынка и о перспективах его развития научному редактору PC Week/RE Петру Чачину рассказали директор по техническому развитию и продуктам “ТехноСерв А/С” Андрей Бородин и руководитель направления OSS/BSS этой компании Ирина Суркова.
Ирина Суркова
PC Week: С какими проблемами управления сервисами и сетями связи сталкиваются операторы связи и как они решаются?
Андрей Бородин: На мой взгляд, проблем несколько, и они различны у операторов проводной и сотовой связи.
Для первых, например, очень важны автоматическая активация услуг (Service Activation) и мониторинг сетевой инфраструктуры. Активация услуг — одна из самых насущных задач. Абонентов много, они используют различные услуги, и для их подключения требуется произвести конфигурационные действия на большом количестве различного оборудования — устройствах доступа, оборудовании магистрального уровня, системе биллинга, платформах приложений. Вторая серьезная задача — мониторинг сети. Инфраструктура сетей передачи голоса и данных с предоставлением современных услуг очень сложна и постоянно модернизируется. Для мониторинга требуются системы, имеющие функцию Auto Discovering, т. е. автоматического опроса и построения логической структуры сети. Обычно системы мониторинга также интегрируются с системами Inventory, хранящими как информацию об установленном оборудовании, так и данные о логической структуре сети, о подключенных каналах, о трассах прокладки кабелей и т. д.
Операторы же мобильной связи уделяют особое внимание системам контроля качества предоставляемых услуг — Service Assurance, которые позволяют быстро обнаруживать причину снижения качества за счет проведения Root Cause Analysis, т. е. автоматизировать процесс эксплуатации. Также необходимо внедрение систем, предоставляющих информацию о работе сети — мониторинга SS7, GPRS, качества голоса и контента. Стоят и задачи активации услуг, но со своей спецификой.
PC Week: Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние отечественного рынка OSS и его тенденции?
А. Б.: OSS — одно из самых непроработанных направлений на рынке телекома. Есть множество решений, и есть задачи, стоящие перед операторами. К сожалению, не всегда данные решения закрывают эти задачи. Приходится интегрировать различные системы от разных производителей, кастомизировать их для получения нужного комплексного решения. При такой интеграции необходимо дописывать модули, снимающие информацию с оборудования (“пробники”), производить стыковку систем по различным интерфейсам, формализовать технологические и бизнес-процессы.
Поэтому интегратор — незаменимый участник любого OSS-проекта. И преимущество имеют те компании-интеграторы, которые обладают наилучшей технической экспертизой и пониманием процессов, происходящих в сетях операторов.
PC Week: Не могли бы вы рассказать об опыте внедрения OSS?
Ирина Суркова: Наша компания выполняет OSS-проекты для нескольких ведущих российских операторов связи, в том числе таких, как “Комстар — ОТС” и СМАРТС.
Реальные внедрения OSS-решений в России начались несколько позже, чем у американских и европейских операторов связи. Во многом благодаря этой задержке рынок получил наиболее современные на сегодняшний день технологии. И сегодня национальные операторы связи уже могут похвастаться инновационными проектами.
Внедрение передовых OSS-решений особенно характерно для небольших компаний, которым необходимо концентрироваться на качестве предоставляемых услуг в условиях доминирования на рынке крупных игроков. Хорошим примером может служить региональный оператор СМАРТС, успешно завершивший внедрение единого мониторинга SS7&GPRS. Система уникальна тем, что она обеспечивает мониторинг всех сегментов сети и является важнейшим элементом системы гарантированного качества предоставления полного спектра услуг -- Service Assurance.
Однако потребность в централизации управления сетевым оборудованием и программно-аппаратными комплексами есть не только у операторов связи, но и у промышленных предприятий, банков и других крупных организаций. Хорошим решением для этого служит комплексная система мониторинга ИТ-инфраструктуры.
PC Week: Какие ближайшие задачи стоят перед вашей компанией в плане продвижения OSS?
И. С.: Достичь высочайшего уровня профессионализма и технической экспертизы и успешности каждого OSS-проекта. Для этого мы продолжаем развивать отношения с вендорами — сегодня их у нас около двадцати. Для многих из них “ТехноСерв А/С” является стратегическим партнером в России. Некоторые OSS-решения мы предложили российскому рынку впервые.
Еще одна задача — кастомизация коробочных решений вендоров и создание интегрированных комплексов (например, Service Fulfillment) с учетом специфики отечественных телекоммуникационных сетей и особенностей информационных систем операторов связи.
PC Week: Спасибо за беседу.