Делясь первыми впечатлениями о прошедшей в конце мая очередной выставке-конференции DOCFLOW 2007 (см. PC Week/RE, № 20/2007, c. 2), мы уже отмечали, что ее чисто количественные показатели (число экспонентов, посетителей и пр.) уже давно не отражают ни состояния российского рынка систем электронного документооборота (СЭД), ни уровня интереса его участников к самому мероприятию. Тут гораздо важнее качественные изменения, однако оценить их совсем непросто. И тем не менее попробуем это сделать.
Один из заметных процессов — смещение центра внимания посетителей с выставочной экспозиции в сторону программы конференции, в которой, в свою очередь, акцент явно переносится с демонстраций достижений компаний на концептуальные вопросы внедрения СЭД. Это, по-видимому, отражает важную тенденцию расширения сферы документооборота, когда данные решения воспринимаются как интегрированная часть всей корпоративной информационной системы (КИС) предприятия. В такой ситуации заказчика уже волнуют не только функциональные свойства предлагаемых на рынке продуктов, но и чисто технологические аспекты — интеграция, масштабируемость и пр. Разумеется, при этом не остаются без внимания и вопросы стратегии развития технологий поставщиков.
Изменение позиционирования СЭД в общей системе средств создания КИС, расширение сферы применения систем управления документами, повышение уровня требований к ним со стороны заказчиков, в свою очередь, открывают возможности для появления на этом рынке новых игроков, делающих ставку на создание комплексных решений, на применение новых технологий и бизнес-моделей продвижения продуктов.
Конечно, в одной статье нельзя дать полный обзор представленных на DOCFLOW новых продуктов и технологий. Мы расскажем только о некоторых из них, наиболее полно, на наш взгляд, отражающих дух мероприятия в целом.
Каков он — рынок СЭД?
Кажется, впервые на DOCFLOW была поднята тема маркетинговых исследований рынка документооборота — на конференции были представлены результаты анализа, проведенного в конце 2006 г. группой CNews Analytics. Надо сказать, что первый вариант этого отчета был опубликован еще в начале апреля и вызвал тогда неоднозначную реакцию участников рынка. Фактически сейчас на DOCFLOW была представлена новая версия исследования, в которой авторы приняли во внимание уточненные данные от ИТ-компаний, а также внесли коррективы в методику анализа.
Нельзя сказать, что и обновленный вариант был встречен “на ура” всеми ИТ-поставщиками, но в данном случае, наверное, важнее всего сама постановка вопроса о необходимости изучения ситуации на российском рынке управления документами. Конечно, нужно работать над совершенствованием методики исследования (в рамках дополнительно проведенной дискуссии ее авторы согласились сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами) и повышением достоверности исходных данных. И тем не менее даже с учетом возможных серьезных погрешностей представленные данные дают определенную пищу для размышлений.
Так, по результатам CNews Analytics*, российский рынок СЭД в 2006 г. показал очень хорошие темпы роста — 20—25%. Хотя это заметно ниже того, что наблюдалось годом ранее (50—55%), но все же его объем в денежном выражении по итогам прошлого года составил 140—147 млн. долл. По прогнозам авторов, в 2007-м данная величина вырастет до 175—180 млн. долл., в течение этого времени будет автоматизировано порядка 300—330 тыс. мест, а общее количество рабочих мест СЭД превысит 1 млн.
Любопытно распределение позиций зарубежных и российских разработчиков на рынке СЭД: на долю шести западных вендоров приходится свыше 40%, а сорока российским компаниям принадлежит более 50%. При этом российский рынок СЭД является высококонкурентным, доля одного игрока не превышает 15%.
Потребителями СЭД являются в основном крупные и средние организации: на предприятия с численностью более 500 человек приходится почти половина всех внедрений, в том числе на компании с количеством сотрудников выше 1000 человек -- около трети рынка. Доля малых компаний в общей структуре рынка (до 50 человек) — 14%. В то же время основной спрос сконцентрирован на проектах, в ходе которых автоматизируется от 31 до 200 мест, их доля суммарно составляет свыше половины всех внедрений.
DIRECTUM — динамичный этап развития
Ижевская компания DIRECTUM, начавшая продвижение своего одноименного продукта всего четыре года назад и тогда же дебютировавшая на DOCFLOW 2003**, на это раз была генеральным спонсором мероприятия и, безусловно, самым заметным его участником (хотя бы по числу стендов, размещенных в разных залах выставки). По данным, представленным компанией, за это время реализовано более 220 проектов на базе ее ПО (порядка 15 000 автоматизированных рабочих мест), активно развивается партнерская сеть, в которую входят 50 ИТ-компаний, а также система центров сертифицированного обучения специалистов по внедрению и эксплуатации Directum.
На DOCFLOW 2007 компания представила не только новую версию своего продукта DIRECTUM 4.3, но и целостную концепцию его общего развития. Среди основных новшеств можно отметить службы хранилищ DIRECTUM Storage Services (они позволяют организовать надежное хранение контента различного вида с учетом важности и актуальности информации и частоты обращения к ней); возможность обмена документами в электронном виде между организациями (на это направлен ряд инициатив DIRECTUM, включающий открытый формат обмена документами с ЭЦП, бесплатную программу OverDoc, а также механизмы обмена документами с официальной регистрацией и без нее); бизнес-ориентированный workflow (упрощает проектирование, реализацию и поддержку бизнес-процессов как предназначенных для обработки документов, так и не связанных с ними; наличие наборов готовых блоков и возможность создания новых, поддержка библиотеки ролей и полнофункциональные инструменты настройки и отладки маршрутов ускоряют отражение реальных бизнес-процессов в термины системы); DIRECTUM Rapid Document Identification (основанная на использовании штрихкодов технология, призванная облегчить сопоставление бумажного и электронного документов и перейти преимущественно к электронной форме работы руководителей, секретарей и делопроизводителей).
Концепция общих сервисов от ECM Documentum
Как обычно, технологии EMC Documentum представляла компания “Документум Сервисиз Раша”, которая на этот раз сделала акцент на демонстрацию нового современного подхода к управлению документами на основе общих сервисов. Он базируется на понятии “настоящая СЭД”, которая должна уметь делать следующие вещи:
- контролировать все документы компании на всем протяжении их жизненного цикла в контексте информации, управляемой вспомогательными (по отношению к СЭД) системами (ERP, CRM, АБС, LDAP и др.);
- хранить неограниченное количество документов в рамках как централизованной, так и децентрализованной ИТ-инфраструктуры, предоставляя доступ к ним всем локальным и удаленным пользователям;
- обеспечивать все необходимые сервисы по работе с документами, не ограничиваясь только хранением документов и регистрацией действий с ними и простой маршрутизацией “задач”;
- присутствовать на всех уровнях КИС, позволяя управлять документами не только на уровне бизнес-логики, но и на уровне файлов.
- разделение бизнес-логики, которая составляет суть бизнес-задачи, и сервисов, необходимых для ее реализации;
- формирование слоя, называемого уровнем общих ЕСМ-сервисов, требующихся всем пользователям (эти сервисы могут быть использованы всеми пользователями сразу же независимо от их ролей и должностей);
- интеграция этого сервисного слоя, а не отдельных бизнес- приложений по управлению документами со сторонними информационными системами.
Тут, конечно, нетрудно увидеть реализацию идей SOA применительно к решению задач управления документами. Причем авторы уверены, что все это в данном случае можно выполнить на базе одной платформы EMC Documentum.
“ИнтерТраст” выпускает CompanyMedia 3.3
Ветеран российского рынка документооборота компания “ИнтерТраст” (она принимала участие во всех DOCFLOW) традиционно подводит здесь итоги работы в предыдущем году: ее специалисты выполнили более 150 проектов внедрения систем автоматизации документооборота, делопроизводства и бизнес-процессов (системы линейки CompanyMedia), заказных программных решений. Компания сохранила высокие темпы роста объемов продаж, демонстрируемые на протяжении последних нескольких лет. В сравнении с 2005 г. прибыль компании увеличилась почти в два раза.
Более 50% прибыли в 2006-м принесли “Интертрасту” проекты автоматизации кредитно-финансовых учреждений и предприятий связи (36 и 19% соответственно). Доля прибыли от проектов, осуществленных для предприятий топливно-энергетического комплекса, составила 13%, для промышленных компаний — 10%, компаний госсектора — 10%. Устойчивый интерес к системам электронного документооборота в 2006 г. проявляли региональные заказчики. Компания отмечает также стабильность спроса на консалтинговые услуги в области документационного обеспечения управления.
На DOCFLOW компания “Интертраст” анонсировала выпуск новой версии своего ключевого продукта для автоматизации различных задач, связанных с управлением документов, — CompanyMedia 3.3. Главным ее новшеством стала встроенная в ядро системы технология workflow, с помощью которой могут быть автоматизированы сложные маршруты движения документов. Если раньше с этой целью использовалась система СompanyMedia-Workflow, то в версии 3.3 подобным функционалом обладают все подсистемы CompanyMedia, в которых необходимо управлять маршрутами движения документов.
Другой особенностью продукта является графическое представление протекания процесса (используются нотация BPMN и формат хранения описания процесса XPDL, а также импортируются модели, разработанные в ARIS или VISIO). Таким образом, CompanyMedia обеспечивает возможность управлять движением документов в соответствии с правилами, указанными в моделях бизнес-процессов и разработанными аналитиками организации в привычной им программной среде. В представленном решении реализован также ряд других усовершенствований ядра системы (ActiveFrame), включающего необходимые базовые сервисы, эксплуатируемые всеми системами линейки CompanyMedia (справочники, сервисные функции, средства управления, мониторинга и администрирования).
Обновленные решения от “Электронных Офисных Систем”
Компания “Электронные Офисные Системы” (ЭОС) представила новую версию системы “ДЕЛО”. Одна из ключевых новинок этого хорошо известного на рынке продукта — усовершенствованный криптографический комплекс “Юридически значимый документооборот”, с помощью которого осуществляется подписание и проверка ЭЦП файлов, прикрепленных к регистрационной карточке документа, шифрование и подписание сообщений, передаваемых по электронной почте с использованием средств криптографической защиты информации.
Заметный интерес посетителей DOCFLOW вызвала также презентация новой версии другого ключевого продукта компании — системы “АРХИВНОЕ ДЕЛО”, с помощью которой, в частности, выполняется автоматизация составления номенклатуры дел, формирования и оформления дел для последующей передачи их в архив организации, ведения и учета архивных дел и документов. Пользователи имеют также возможность удаленного доступа (через Internet\intranet) к электронным образам дел и документов с гибким разграничением прав (подсистема “Читальный зал”).
На стенде компании был представлен новый вариант системы eDocLib, предназначенной для хранения, систематизации и коллективного доступа к электронным документам (данным, знаниям) организации и ее подразделений. В частности, имеющиеся в ней конструктор типов и редактор экранных Web-форм позволяют без программирования создавать описания (регистрационные карточки) документов любой сложности, управлять произвольным количеством версий документов, создавать различные справочники, настраивать формы поиска по любой совокупности атрибутов документа, а также проводить систематизацию и рубрикацию информации.
Отметим также показанное на DOCFLOW интеграционное решение систем “ДЕЛО” и “1С:Предприятие”, которое дает возможность в электронном виде согласовывать и подписывать договора, а также отслеживать обмен первичными бухгалтерскими документами, созданными в ПО “1С”.
DocsVision — два года самостоятельного плавания
DOCFLOW для санкт-петербургской компании DocsVision — это еще и очередная годовщина дня рождения. Ровно два года назад именно здесь было объявлено о выделении из состава Digital Design самостоятельной фирмы с передачей ей прав на развитие и продвижение уже хорошо зарекомендовавшего себя одноименного программного продукта.
DocsVision изначально использует бизнес-модель внедрения своего решения только через партнерскую сеть, которая за последний год выросла почти в два раза: внедрением ее продукта занимаются более 60 фирм во многих регионах России, СНГ и странах Балтии. На выставке CeBIT была впервые представлена немецкая языковая версия DocsVision. По мнению руководства компании, именно правильная модель работы через партнеров позволила фирме динамично развиваться: в I квартале 2007 г. был отмечен рост продаж на 152% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. В начале этого года в составе DocsVision появилась также консалтинговая служба, которая будет оказывать помощь партнерам при реализации сложных проектов.
На DOCFLOW компания представила обновленный вариант своего продукта DocsVision 3.6. В нем теперь есть модуль интеграции с системой управления проектами Microsoft Project, Wеб-расширения (компоненты интеграции с Web-серверами и порталами), модуль переноса решений, модуль архивирования, программный шлюз с “1С:Предприятием”. Еще одна новинка — “Административное делопроизводство”, приложение на платформе DocsVision, предназначенное для тех структур, в которых работа с документами является основным делом большинства сотрудников и основным производственным процессом: это органы исполнительной власти различного уровня, управление делами и управленческий аппарат крупных предприятий.
На выставке был также показан предварительный вариант очередной версии DocsVision 4.0, в которой для управления потоками работ используется новый механизм Windows Workflow Foundation, выпущенный корпорацией Microsoft в начале нынешнего года для Windows Vista и Windows XP. На DOCFLOW руководство DoscVision объявило о коррекции стратегического фокуса в развитии продукта в сторону автоматизации бизнес-процессов и процессной интеграции.
PayDox обещает установку СЭД за одну минуту!
Компания Paybot LLC объявила на DOCFLOW о выходе бесплатной полнофункциональной версии системы PayDox Personal, которую можно скачать и установить буквально за минуту. По мнению авторов, это решение вполне подходит не только для малых, но и для средних предприятий. Оно обладает таким же набором функций, как и версии PayDox Light и PayDox Enterprise: учет и регистрация входящих и исходящих документов, поиск документов, контроль исполнения документов, контроль утверждения документов, контроль резолюций по документам, управление договорами и платежными документами, работа с календарем событий по документам, управление отчетами.
Новые предложения от “АйТи”
Компания “Аплана”, входящая в группу “АйТи”, продемонстрировала на выставке обновленный вариант системы “БОСС-Референт” v.3. В частности, тут было представлено первое вертикальное решение, разработанное на ее основе, — “БОСС-Референт: Госуправление”, ориентированное на автоматизацию документооборота в органах государственной власти, в том числе имеющих территориально распределенную структуру. Как утверждает разработчик, решение учитывает, с одной стороны, все сходные процессы госорганов разных уровней, а с другой — многообразие моделей организации их деятельности.
А сама компания “АйТи” показала на DOCFLOW “Систему конфиденциального документационного взаимодействия”, предназначенную для ведения официальной конфиденциальной электронной переписки и обмена электронными документами, содержащими информацию ограниченного доступа, с внешними контрагентами — юридическими и физическими лицами, органами государственной власти. Ядро системы строится на IBM WebSphere Application Server и предоставляет каждому пользователю персональный защищенный “Электронный кабинет”. Доступ в систему осуществляется по защищенным протоколам, при этом гарантируется сквозная аутентификация пользователей при обращении к прикладным сервисам и ресурсам. Криптографическая защита и использование ЭЦП обеспечиваются путем применения решений компаний “Крипто-Про” и “Цифровые технологии”. Интегрированное управление учетными данными пользователей и доступом к сервисам и ресурсам реализуется с помощью ПО IBM Tivoli Security.
Расширение предложений от “ЛЕТОГРАФа”
Компания “ЛЕТОГРАФ” представила на выставке полный комплекс своих решений: многофункциональную систему управления документами “ЛЕТОГРАФ Доктрина”, интеграционную платформу “ЛЕТОГРАФ Ансамбль”, систему описания, моделирования и управления бизнес-процессами “ЛЕТОГРАФ Бонапарт”. Как известно, все это ПО построено на базе технологий корпорации InterSystems (СУБД Caché и интеграционная платформа Ensemble).
За прошедший год система “ЛЕТОГРАФ” пополнилась возможностью интеграции с решением ABBYY Recognition Server, что позволяет автоматизировать конвертирование документов в формат PDF (и из него) и распознавание документов, составленных на разных языках; быстро обрабатывать массивы изображений; сохранять документы в различных форматах; масштабировать файлы в промышленных количествах. В системе “ЛЕТОГРАФ” теперь также реализованы функциональные возможности распознавания рукописного ввода в режиме реального времени. Поддерживается работа более чем с 70 языками, включая латиницу, кириллицу, а также упрощенный и традиционный китайский.
СНОСКИ:
*Познакомиться с содержанием обзора CNews Analytics можно по адресу: www.cnews.ru/reviews/free/dms2007. Данные альтернативного варианта исследования этой же темы, проведенного компанией DSS Consulting, представлены по адресу: www.dssconsulting.ru/index.phtml?id_page=28&id=154..
** Компания была выделена в 2003 г. в дочернюю структуру из состава ижевского научно-производственного объединения “ Компьютер”, основанного в 1988 г.