На 12-й ежегодной конференции “Беседа”, организованной в июле CompTek’ом и АДЭ, участникам форума были представлены новые данные о развитии рынка беспроводного широкополосного доступа (БШД) в России. Как оказалось, наряду с тем, что рынок скоростного доступа в Интернет без проводов остается наиболее перспективным направлением развития, мнения операторов о его тенденциях и вариантах движения вперед сильно разнятся.
Отмечу, что на сегодняшний момент существует два основных варианта развития событий для компаний -- провайдеров БШД. С одной стороны, они могут продолжать работать на развитых рынках в крупных городах страны, как это уже, собственно, и делает большинство российских WiMAX-операторов, с другой — организовывать доступ в Сеть в районах с неразвитой проводной инфраструктурой, по примеру местных и международных операторов в Латинской Америке, Азии, Африке. Первый путь, возможно, сулит быстрый захват беспроводного рынка широкополосного доступа в мегаполисах и доступ к группе платежеспособных корпоративных абонентов, но вместе с тем ведет к жесткой конкуренции с теми операторами, которые планируют развивать БШД как дополнение к действующей проводной сети (вспомним о планах “Голден Телекома”, “Петерстара” и т. д.). Второй путь означает дополнительные инвестиции в формирование рынка, необходимость создания собственной транспортной сети в масштабах страны для снижения стоимости магистрального трафика и, как следствие, более долгую окупаемость проектов. Но в этом случае появляются шансы занять практически пустую рыночную нишу, где телекоммуникационные каналы доступа отсутствуют практически полностью. Таким образом, это дает им возможность конкурировать или, скорее, дополнять услуги операторов сотовой связи ниве мобильного доступа к сети Интернет, как и поступили иностранные компании, в частности Korea Telecom, SK Telecom, Sprint Nextel.
В течение следующих трех лет, судя по данным аналитической компании iKS-Consulting, рост доли рынка БШД увеличится. На первый взгляд кажется, что рост с 6% в 2006 г. до 10% в 2010-м не так уж значителен. Но если учесть, что сам рынок станет больше почти в 4 раза (4,3 млрд. долл. в 2008 г. по сравнению с 1,2 млрд. в 2006-м), указанные цифры обретают вполне ощутимый вес. Таким образом, для тех российских компаний, которые стремятся участвовать в дележе возрастающего рынка, наиболее перспективным является строительство БШД-сетей уже сейчас, на начальном этапе (особенно в труднодоступных регионах) и постепенное развитие транспортной проводной сети. Другой вариант — строительство сети мобильного БШД, что означает конкуренцию с сотовыми операторами и поиск набора уникальных сервисов, которые могут привлечь абонентов в подобные сети.
Для российских компаний, стремящихся участвовать в дележе рынка, наиболее перспективным является строительство БШД-сетей уже сейчас и постепенное развитие транспортной инфраструктуры.
Кроме того, отмечу, что в недалеком будущем операторов БШД ожидает повсеместная конкуренция с компаниями, предоставляющими доступ с помощью других технологий доступа, либо неизбежная конвергенция услуг, когда беспроводной доступ будет смыкаться со скоростной передачей данных по проводам. К примеру, в общественных местах операторам мобильных сетей БШД будут противостоять “сотовики” (передача данных по протоколам по EDGE или HSDPA), а также операторы фиксированных сетей БШД (Wi-Fi — 802.11g или 802.11n), в офисах к ним добавляются операторы традиционной и IP-телефонии, в домовладениях кроме указанных типов проявляются поставщики услуг кабельного телевидения (доступ в Интернет + IPTV через одну кабельную линию). Таким образом, в каждом сегменте рынка помимо операторов БШД присутствуют крупные игроки, которые столкнулись или скоро столкнутся с проблемой роста доходов от “традиционных” видов своей деятельности — скоростной передачи данных.
В настоящий момент с сетями БШД участники рынка и претенденты связывают несколько противоречащих друг другу направлений деятельности. Во-первых, у них есть возможность выйти на новый, пока гипотетический, рынок конвергентных мобильных сервисов, но только при условии решения проблемы с частотами (до сих пор в России есть как минимум три различных диапазона для развития того же WiMAX, что, понятное дело, не прибавляет технологии популярных поклонников среди операторов) и с перспективными услугами (к сожалению, здесь еще большая неопределенность: кроме “чистого доступа” в Интернет, видеоконференцсвязи и VoIP операторам предложить нечего). Во-вторых, операторы могут использовать БШД как средство выхода на рынок услуг доступа в Интернет и передачи данных, по своим свойствам аналогичных услугам проводных провайдеров. Подход разумный и правильный, интересный в большей степени корпоративным клиентам; открытым остается только вопрос цены оконечного оборудования и стоимости подключения. Опыт иностранных операторов в соседних странах (к примеру, в Эстонии), где PCMCIA-карты для WiMAX продаются по беспроцентному кредиту на три года, пока отечественными компаниями не учтен должным образом. В-третьих, БШД можно использовать как инструмент обеспечения универсального доступа на базе проводных и беспроводных сетей — это та самая конвергенция, которую мы отметили несколько выше. На наш взгляд, именно в этом подходе операторы беспроводного доступа в Интернет смогут найти свой путь и как нишевые провайдеры доступа в Интернет, передачи данных и VoIP, и как операторы специальных проектов (в частности, в области общественной безопасности на муниципальном и региональном уровнях), и как провайдеры, предоставляющие инфраструктуру для обеспечения универсального доступа (в рамках уже упоминавшихся холдингов с сотовыми и фиксированными операторами).