Совет безопасности Российской Федерации обсудил состояние и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и утвердил Стратегию развития информационного общества. По мнению создателей документа, ведущим разработчиком которого выступило Мининформсвязи РФ, его реализация позволит России к середине следующего десятилетия войти в двадцатку лидеров глобального информационного общества. Однако не все участники ИКТ-рынка разделяют оптимизм чиновников, обращая внимание на односторонность подхода разработчиков и противоречивые шаги властей в этой сфере.
Куда будем двигаться
Утвержденный документ устанавливает стратегические ориентиры роста сектора ИКТ до 2015 г. Среди важнейших приоритетов в нем названы реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение равных возможностей для пользования базовыми услугами связи вне зависимости от территории или региона проживания, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере.
Основным докладчиком на заседании Совбеза стал министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, который заявил, что Стратегия развития информационного общества в РФ — это ответ России на новые вызовы, связанные с формированием постиндустриальной информационной инфраструктуры. В своем докладе он сообщил, что в рамках стратегии намечен целый ряд крупных программ.
Так, по словам г-на Реймана, начиная с 2010 г. планируется расширение состава универсальной услуги и массовая телефонизация домохозяйств, прежде всего в сельской местности. Одновременно будет обеспечено развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа (ШПД) населения к сети Интернет на всей территории Российской Федерации. В ближайшем будущем должна стартовать масштабная программа модернизации российской сети телерадиовещания. Это позволит гарантировать прием социального пакета телепрограмм на всей территории, включая сельскую местность и удаленные районы.
Благодаря всем этим мероприятиям, заявил г-н Рейман, к 2010 г. мы должны обеспечить 100%-ный уровень доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг на всей территории страны, а также в три раза увеличить количество пользователей услуг ШПД.
Что касается социально-экономической сферы, то здесь, по словам министра, ключевая роль отводится использованию ИТ в государственном управлении. В первую очередь необходимо перейти от внедрения информационных систем на уровне отдельных ведомств к предоставлению государственных услуг с использованием Интернета. Планируется создать систему координации ведомственных программ и единую инфраструктуру электронного межведомственного взаимодействия.
Кроме того, будет обеспечено внедрение электронных образовательных ресурсов в учебные процессы в школах, что позволит значительно улучшить качество образования и создать равные условия обучения на территории всей страны. Планируется большая работа по переводу в цифровой формат документов, имеющих культурную ценность, по формированию электронных библиотек и развитию интернет-ресурсов в области культуры, чтобы библиотечные фонды стали доступны для широких слоев населения.
В сфере науки важной задачей является объединение в единую информационную сеть всех высших учебных заведений и ведущих научных центров для обмена результатами научных исследований. Повысить качество медицинской помощи, предоставляемой населению отдаленных и труднодоступных мест, поможет внедрение телемедицины. Будет внедряться комплексная система мониторинга здоровья наших граждан на основе “электронного паспорта здоровья гражданина”. А чтобы повысить оперативность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, планируется организация единой службы обработки вызовов по общему номеру “112”.
Леонид Рейман отметил, что создаваемые технопарки должны обеспечить инфраструктурную поддержку и необходимые условия для развития высокотехнологичных предприятий. В целях продвижения высокотехнологичной продукции на международный рынок министр считает нужным разработать специальную программу и обеспечить координирование ее реализации на межгосударственном уровне.
В заключение министр информатизации и связи подчеркнул, что главным результатом стратегии станет реальное повышение качества жизни населения, формирование открытого общества и создание условий для дальнейшего развития демократических процессов в нашей стране. Он напомнил собравшимся, что по развитию ИКТ Россия занимает 52-е место (по данным 2006 г. – Прим. ред.) в международных рейтингах, и рассматриваемая стратегия должна к 2015 г. вывести страну в двадцатку лидеров глобального информационного общества, а по показателю доступности информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для граждан и организаций — в десятку.
В ходе заседания Владимир Путин поручил создать при президиуме Совета по науке, технологиям и образованию комиссию по вопросам развития информационного общества и до 1 октября текущего года подготовить решение по ее персональному составу и направлениям работы. А Мининформсвязи поручено разработать и представить до конца года на утверждение в правительство план конкретных мероприятий для реализации данной стратегии.
Проблемы на пути к информационному обществу
“Плохо, когда стратегией построения информационного общества занимается Совет безопасности, — считает Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС). — Ещё хуже, когда важнейшими приоритетами этой стратегии объявляются «реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи вне зависимости от территории или региона, где проживают наши граждане, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере»”.
По его мнению (подробнее оно изложено в статье, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров PC Week/RE), всё, что правительство предлагает сделать для построения в России информационного общества, в лучшем случае позволит повысить уровень развития ИКТ-инфраструктуры в стране, но это только один из показателей, по которым принято оценивать информационное общество в целом. И это при том, что по данным последнего рейтинга 69 стран “The 2007 e-readiness rankings”, подготовленного аналитическим центром Economist Inteligence Unit, Россия уже опустилась с 52-го места (результат 2006 г.) на 57-е.
Действительно, международные рейтинги в сфере информационных технологий носят комплексный характер и наряду с уровнем развития ИКТ-инфраструктуры включают такие интегральные факторы, как правовая поддержка ИКТ, политика государства в областях, связанных с их использованием, бизнес-климат в стране, электронная грамотность населения и т. д. Поэтому механистический подход, связанный только с подсчетом растущего числа телефонов или ПК в России, грешит однобокостью. При этом ухудшение индексов бизнес-климата и издержки политики государства в области ИКТ не проходят незамеченными для зарубежных аналитиков и в конечном счете с лихвой перекрывают улучшение инфраструктурных характеристик и увеличение парка оборудования.
Если же взять инфраструктурный аспект, то ИКТ не могут развиваться в отрыве от других системообразующих направлений. Как правило, государство проходит определенные этапы развития инфраструктуры — сначала строительство дорог и транспортное обслуживание, централизованное энергоснабжение населенных пунктов. Потом — телефонизация всей страны, цифровизация сетей связи, внедрение персональных компьютеров и подключение их к Всемирной сети, развитие широкополосного доступа и т. д. У нас же все эти процессы не взаимоувязаны, зачастую они идут одновременно и крайне неравномерно, а потому не всегда удается предвидеть возможные результаты многих проектов.
Сегодня около 34% сёл в России все еще не имеют прямой связи с дорогами общего пользования, свыше 30 тыс. населенных пунктов страны не обеспечены даже телефонной связью. Нетрудно заметить корреляцию между этими показателями. А если сравнить список неэлектрифицированных населенных пунктов с перечнем поселений, в которых отсутствует телефонная связь, то и здесь нас ждет очевидное совпадение.
В результате реализации Стратегии к 2015 г. Россия должна добиться:
Доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме валового внутреннего продукта – не менее 12%.
- Доля продукции на базе ИКТ в структуре национального экспорта – не менее 8%.
- Объем поступлений от экспорта технологий в валовом внутреннем продукте – не менее 0,4%.
- Доступ к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в Интернете, – не менее 80% населенных пунктов.
- Число точек общественного доступа к сети Интернет – не менее 4 на 10 тыс. населения.
- Доступ к телефонной связи – 100% населенных пунктов.
- Доля преподавателей, использующих ИКТ в учебной работе, – не менее 50% в средних школах и 70% в вузах.
- Доля врачей, использующих ИКТ для осуществления профессиональной деятельности, – не менее 40%.
- Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек – не менее 30%.
- Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов музеев – не менее 50%.
Когда затевается очередная широкомасштабная государственная программа типа “Интернет — каждой школе!”, то ее инициаторы обычно исходят из столичных реалий и не обращают особого внимания на отсутствие инфраструктуры в российской глубинке. Между тем около 20% образовательных учреждений находятся в труднодоступных районах. Отсюда – проблемы организации наземного доступа и потребность в станциях спутниковой связи. Причем количество терминалов VSAT в ходе реализации проекта растет прямо на глазах, и чем ближе к его завершению, тем чаще возникает вопрос замены наземного вида доступа на спутниковый. Так, в Южном федеральном округе за апрель — май произошло порядка 850 замен. Сегодня спутниковые телекоммуникации оказались востребованными даже в Калужской области — в 100 км от столицы.
И если тысячи сел оторваны от дорог и в них нет ни электричества, ни телефона, то и интернетизацию учебных заведений придется сопрягать с решением других насущных задач, финансирование которых почему-то не предусмотрено в этих программах, -- во всяком случае связисты не будут прокладывать дороги и тянуть высоковольтные линии электропередач.
Ныне Мининформсвязи параллельно ведет несколько программ развития информатизации и связи в стране, но пока не заметно, чтобы на верхнем уровне прорабатывались вопросы их корреляции и взаимодействия. Зато в регионах, например во Владимирской области, местная администрация идет на сотрудничество с ведущими операторами связи, чтобы координировать действия и ресурсы для создания современной телекоммуникационной инфраструктуры субъекта федерации и успешно реализовать национальный проект “Образование”, а также ведомственный проект “Универсальная услуга”.
Кстати, неплохо было бы более плотно увязать ИКТ-программы с вопросами развития бизнеса в стране и ростом покупательной способности населения, особенно в регионах. Например, в Стратегии развития информационного общества в стране планируется расширение услуг широкополосного доступа. Но сегодня, по статистическим данным, 35% сельского населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, и если ситуация не изменится, то вряд ли там найдется много желающих платить за недешевые услуги ШПД.